Глава 16
МЕЖДУНАРОДНОЕ СПОРТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
16.1. Формирование системы международных спортивных
организаций инвалидов
В XVIII и XIX столетиях было установлено, что занятия физической культурой и спортом очень важны для реабилитации людей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья. Однако первые попытки приобщения инвалидов к спорту были предприняты только в конце XIX века, когда в 1888 г. в Берлине начал работать первый спортивный клуб для глухих. Международный спортивный комитет глухих (МСКГ) образован в 1924 г. В настоящее время эта организация носит название Всемирная организация спорта для глухих (CISS), которая стала заниматься организацией соревнований для глухих спортсменов. В том же году в Париже впервые проведены Олимпийские игры для глухих. Программа Игр включала соревнования по легкой атлетике, велоспорту, футболу, стрельбе и плаванию. С этого времени МСКГ, а затем ее преемница CISS каждые четыре года проводит летние Всемирные игры глухих - Дефлимпийские игры (англ. Deaflympic, от англ. deaf «глухой»).
Проведение соревнований для глухих не требует организации каких-то специальных спортивных дисциплин. Программа соревнований для спортсменов с нарушением слуха и правила их проведения идентичны обычным. Особенность состоит в том, что действия арбитров должны быть обязательно видимыми. Для этого, например, в стартовых сигналах используются огни. Положительным фактором, упрощающим организацию соревнований, является использование спортсменами международной дактилологической системы, которая позволяет им без переводчиков свободно общаться друг с другом.
Спорт для людей с физическими недостатками, особенно с повреждениями опорно-двигательного аппарата, стал активно развиваться только после Второй мировой войны, с ее огромным количеством раненных людей. В поисках новых методов минимизации последствий их неподвижности была сделана попытка использовать физические упражнения как средство реабилитации и лечения. Вместе с тем, необходимо отметить, что первые публикации о реабилитационном спорте появились еще в 1914 г. Их автор Мальвиц предлагал ряд упражнений «спортивной терапии».
В 1944 г. в Центре реабилитации больных со спинномозговыми травмами в Сток-Мандевиле доктором Людвигом Гуттманом была разработана спортивная программа как обязательная часть комплексного лечения. В июле 1948 г. одновременно с проведением Олимпийских игр в Великобритании под руководством Л. Гуттмана были организованы Сток-Мандевильские игры. В соревнованиях по стрельбе из лука участвовали 16 парализованных мужчин и женщин – бывших военнослужащих.
Этот метод получил широкое распространение в различных странах, особенно в Англии, Австрии, Германии, Швеции, США, как незаменимое и универсальное средство физической, психической и социальной реабилитации инвалидов. Сегодня традиции этих соревнований нашли регулярное продолжение, в подобных состязаниях стали принимать участие также инвалиды-колясочники. Введены женские и мужские спортивные категории в стрельбе из лука. Выдающиеся результаты, которых достигают атлеты-инвалиды в реабилитационном спорте, указывают на значительный потенциал данного рода состязаний.
Идея проведения соревнований инвалидов была поддержана международной общественностью. Игры стали ежегодным международным спортивным праздником, и, начиная с 1952 г., спортсмены-инвалиды из Нидерландов, ФРГ, Швеции, Норвегии регулярно принимали в них участие. Постепенно мир убеждался в том, что спорт не является прерогативой здоровых людей. Инвалиды даже с такими серьезными травмами, как повреждение позвоночника, при желании могут принимать участие в соревнованиях.
В последующие годы в соревнования для инвалидов увеличилось количество видов спорта и численность участников соревнований. К этому времени в работе с инвалидами с поражением опорно-двигательного аппарата начали использовать 15 видов спорта. Вместе с тем, успешное развитие реабилитационного спорта требовало профессионального подхода с учетом специальных требований к методике его организации, создания унифицированных условий для проведения занятий и соревнований, сотрудничества с медицинскими центрами, а также с национальными и международными спортивными организациями.
Для определения направления развития спортивного движения инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и координации деятельности различных организаций, использующих спорт как средство реабилитации инвалидов и их приобщения к общественной жизни, была создана Международная Сток-Мандевильская федерация для спортсменов-инвалидов на колясках (ISMGF), которая теперь носит несколько иное название – ISMWSF. Эта организация установила тесные взаимоотношения с Международным олимпийским комитетом (МОК).
История адаптивного спорта для лиц с отклонениями развития интеллекта начинается в 60-х гг., когда Юнис Кеннеди Шрайвер открыл в своем собственном доме в Мэриленде (США) летний лагерь для детей и взрослых с умственной отсталостью. Первый опыт показал, что людям с умственной отсталостью занятия физической культурой и спортом приносят огромное удоволствие и очень сильный заряд бодрости, стимулируют развитие личностных качеств. Это послужило примером для сотни частных организаций по всей Америке, которые также открыли подобные летние лагеря для лиц с нарушением интеллекта.
Организацию спортивного движения лиц с поражением интелекта возглавила организация Специальной олимпиады (SOI). Первые международные спортивные соревнования (игры «Спешиал Олимпикс» Специальные олимпийские игры) для лиц с нарушением интелекта были проведены в Чикаго в 1968 г. В соревнованиях по легкой атлетике и плаванию приняли участие спортсмены-инвалиды из 26 штатов США и Канады. Однако официально регистрация «Спешиал Олимпикс» как благотворительной организации произошла в декабре 1968 г. С 1970 г. в играх Спешиал Олимпикс начали участвовать спортсмены других стран мира. В 1971 г. олимпийский комитет США официально признал Спешиал Олимпикс в качестве одной из двух организаций, которые имеют право использовать слово «олимпийский» в своем названии. С 1977 г. начали регулярно проводиться зимние игры Спешиал Олимпикс. В феврале 1988 г. президент МОК официально утвердил и признал Спешиал Олимпикс, а также разрешил использовать слово «олимпийский» на международном уровне при проведении Специальных Олимпийских игр.
В 1986 г. была создана вторая международная спортивная организация, курирующая занятия двигательной и спортивной деятельностью для лиц с поражение интеллекта – Международная спортивная федерация для лиц с нарушением интеллекта (INAS-FID). Она стала работать параллельно с SOI. В отличии от SOI, организация INAS-FID предлагает лицам с умственной отсталостью тренироваться и участвовать в соревнованиях, используя существующую модель спортивных соревнований для здоровых спортсменов-олимпийцев, паралимпийцев и сурдлимпийцев. INAS-FID стала проводить свои чемпионаты мира по отдельным видам спорта.
В 1960 г. под эгидой Всемирной федерации военнослужащих создается международная рабочая группа, попытавшаяся объединить деятельность споривных организаций инвалидов разных категорий, имеющих физические недостатки. Результатом работы этой группы стало создание в 1964 г. Международной спортивной федерации инвалидов (ISOD). Главной целью этой организации было объединение инвалидов-спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата в одну организацию и проведение для них единых комплексных соревнований.
Уже в 1960 г. проведены всемирные Игры для инвалидов, фактически – I Всемирные Паралимпийские игры. Впервые подобные игры проводились не на территории Великобритании, а в столице Италии Риме сразу по окончании Игр XVII Олимпиады. Однако понятие «паралимпийский спорт» вошло в спортивную практику только с 1964 г. на очередных Играх для инвалидов, проводимых в Токио. В термине «Паралимпиада» используется латинское значение префикса «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «паралимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским играм, организуются и проводятся вместе с ними.
В 1978 г. образуется самостоятельная Международная спортивная организация для больных детским церебральным параличом (СР-ISRA). Инвалиды этой категории включились в Паралимпийское движение с 1980 г., приняв участие в VI Паралимпийских играх в Нидерландах.
В 1980 г. создается Международная спортивная организация, объединившая слепых спортсменов (IBSA). Таким образом, в мире стали осуществлять работу 4 международные спортивные организации для разных категорий инвалидов:
– Международная федерация инвалидов (для лиц с физическими недостатками: с врожденными или приобретенными ампутациями конечностей, с анкилозами, с артритами или артрозами больших суставов, с постоянным парезом (параличом) рук, врожденным повреждением опорно-двигательного аппарата, хондродистрофией (недоразвитостью), обширным идиопатическим сколиозом, позвоночным анилозом и др.) (ICOD);
– Международная спортивная федерация лиц с повреждением спинного мозга или Сток-Мандевильская спортивная организация колясочников (ISMWSF);
– Международная ассоциация спорта и отдыха для спортсменов с церебральным параличом (с нарушениями мозговой двигательной системы) (CP–ISRA);
– Международная спортивная ассоциация слепых (IBSA).
В это время появляется идея объединения этих организаций в единую международную организацию для координации усилий по проведению крупных международных соревнований, и прежде всего –Паралимпийских игр.
В 1982 г. был создан Международный координационный комитет мировых спортивных организаций инвалидов (ICC) в который вошли четыре спортивные организации инвалидов CP-ISRA, IBSA, ISMGF и ISOD. В 1986 г. к ним присоединились Международная спортивная организация инвалидов с нарушением слуха (CISS), а затем и Международная спортивная организация для лиц с пониженным интеллектом (INAS-FMH). Однако глухие спортсмены оставили за собой право проводить свои собственные Всемирные игры.
Следует отметить, что в работе членов ICC постоянно возникали отдельные разногласия. Поэтому в 1987 г. на семинаре, посвященном обсуждению вопросов, касающегося спорта инвалидов, было единодушно принято решение создать новую всемирную спортивную организацию инвалидов с демократической структурой, национальным и региональным представительством, а также представительством других международных спортивных организаций и спортсменов. На основании этого решения в 1989 г. был создан Международный паралимпийский комитет (IPC).
IPC является международной спортивной организацией инвалидов. Его основные члены – международные спортивные федерации и представительные организации стран, которые способны организовать соревнования среди инвалидов в соответствии с международными стандартами. От каждой страны в IPC может быть только 1 координационный или Паралимпийский комитет.
Рис 16.1 Направления паралимпийского спорта и курирующие их
международные спортивные организации (С.П. Евсеев, 2007)
В настоящее время паралимпийский спорт включает в себя 3 группы инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (ISOD, ISMGF, CP-ISRA), 1 группу – с поражением зрения (IBSA). Кроме того одна из организаций объединяющая лиц с поражение интеллекта (INAS-FID) также является членом Международного паралимпийского комитета, а ее члены принимают участие в Паралимпийских играх. На рис. 16.1 представлены основные направления развития паралимпийского спорта и спортивные организации, их курирующие.
Международный паралимпийский комитет (IPC) в содружестве с международными комитетами (МПК) по видам спорта, которые в свою очередь сотрудничают с различными международными спортивными федерациями и национальными спортивными организациями осуществляет контроль за развитием более 20 летних и около 10 зимних видов спорта, проводит Олимпийских игр для инвалидов - Паралимпийские игры, чемпионаты мира и Европы по различным видам спорта, в которых принимают участие спортсмены-инвалиды с различными видами патологий.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением