4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
По мнению В.Н. Платонова (1986, 2004), и с ним нельзя не согласиться, первостепенную роль в совершенствовании спортивной подготовки играет рациональное построение системы соревнований и тренировки. Вместе с тем, Х. Дигель (2005) считает, что наряду с обоснованием и использованием различных систем подготовки спортсменов, определяющих в итоге их спортивную конкурентоспособность, должны приниматься во внимание 3 основных стимулирующих условия (структурных элемента системы подготовки), обеспечивающие возможность достижения успеха в современном спорте высших достижений: уровень развития общества (социальные условия), уровень организации спортивного движения и уровень взаимоотношений между спортом высших достижений и окружающими его социальными условиями. Эти структурные элементы следует отнести к факторам (стимулирующим условиям), повышающим эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.
По мнению Х. Дигеля, к первой группе стимулирующих условий развития спорта высших достижений (первый уровень) следует отнести социальное развитие общества, прежде всего, такое, как структура населения и уровень его дифференциации, развитие экономики. Изучение структуры населения, его материального благосостояния, средней продолжительности жизни, общей грамотности является очень важным компонентом, определяющим социальные основы, стимулирующие развития спорта в той или иной стране. Вместе с тем, многие специалисты считают, что социальные условия не напрямую, а лишь опосредованно могут быть приняты во внимание в качестве определяющих конечную эффективность той или иной национальной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. В целом социальные условия воздействуют на последующие уровни, во многом их обусловливая.
Ко второй группе стимулирующих условий (второй уровень) относится непосредственная организация спорта. Эта группа организационных условий характеризуется рядом ключевых элементов, стимулирующих развитие спорта высших достижений: идеологические приоритеты, олимпийские традиции, текущее наличие элитных атлетов, состояние юношеского спорта, тренерские кадры, система спортивных организаций, спортивные сооружения, система соревнований, организация тренировочного процесса, финансовое обеспечение, система поощрений, антидопинговая политика, особенности руководства, существующие связи, и т.д.
Говоря о третьей группе условий (третий уровень), следует понимать, что эффективность системы подготовки спортсменов и направленность происходящих в ней изменений во многом детерминируется ее взаимоотношениями с окружающими социальными условиями. На развитие спорта, как в качественном, так и в количественном отношении оказывают воздействие следующие факторы: политическое влияние, национальные особенности, интерес зрителей, интерес средств массовой информации, система образования, развитие науки. Анализ воздействия окружающих социальных структур, возможность целенаправленной организации их влияний на структуру спорта, а также стоимость возможных преобразований являются приоритетными пунктами при планировании модернизации национальных систем подготовки спортсменов.
Для современного этапа развития спорта высших достижений ощущается стремление спортивного руководства большинства стран мира изменить существующее положение вещей или модернизировать существующие системы организации спортивной подготовки. В разных странах происходят постоянные изменения, как в организационной структуре спорта, так и общем законодательстве, связанном со спортом. Это требует особенно пристального акцента при рассмотрении тех тенденций в развитии системы организации спортивной подготовки и с тех позиций, которые находятся в числе узловых в настоящее время и могут оказаться наиболее перспективными для дальнейшего прогресса спорта высших достижений.
Роль государства и политических структур в управлении спортивным движением.
Спорт – это социально-общественное явление. Для его развития в мире создано огромное количество общественных физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих свою деятельность на международном и национальном уровнях. Вместе с тем, практика развития спорта свидетельствует, что уровень высших спортивных достижений и успешность выступлений спортсменов на международной арене в значительной степени зависит от уровня поддержки спортивного движения государством. Однако формы государственного влияния и способы контроля в различных странах существенно отличаются. За исключением США, как правило, все ведущие в спортивном отношении государства, поддерживают спорт за счет налоговой системы (отчислений из государственного бюджета) при серьезном политическом контроле. Наибольшая государственная поддержка осуществляется в Китае, России, Австралии, Франции и ряде других стран. В этих странах созданы министерства спорта или другие аналогичные государственные структуры. Эти государственные организации получают основные средства из национального бюджета для финансирования спортивных мероприятий, строят организационные структуры управления спортом, создают материально-техническое обеспечение деятельности, активно занимаются разработкой и совершенствованием законодательства в спорте. Вместе с тем в ряде стран, таких как США, Великобритания, Италия и ряд других, влияние государства на сферу развития спорта не столь велико. Однако и в этих странах понимают и учитывают значение спорта для международной и внутригосударственной политики, стараясь обеспечить его развитие.
По мнению В.Н. Платонова (1997, 2004), в сфере государственной политики стран СНГ при организации спортивного движения в первую очередь следует объединить управленческие, кадровые, финансово-экономические, материально-технические и другие предпосылки для реализации возможностей современной методики спортивной подготовки по следующим направлениям:
– обеспечение органической взаимосвязи организационно-методических основ тренировки в вышестоящих (сборные команды, спортивные центры, ШВСМ) и нижестоящих (ДЮСШ, СДЮШОР) структурных компонентах системы спортивной подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического и научно-методического обеспечения;
– формирование позитивной мотивации труда тренеров и управленческих работников через организацию развернутой системы соревнований, материальной и моральной стимуляции для достижения высшего спортивного мастерства и эффективной подготовки спортивного резерва;
– создание организационных условий, обеспечивающих централизованную подготовку спортсменов, их постоянную конкуренцию в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактора повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и оптимизации адаптационных процессов;
– поощрение альтернативных организационных и научно-методических подходов к системе подготовки высококвалифицированных спортсменов;
– обеспечение полноценного финансирования спортивной деятельности из различных источников.
Роль спонсорской поддержки экономическими структурами.
Роль экономических структур в поддержке спортивного движения в ведущих в спортивном отношении государствах существенно различается. Достаточно редки факты непосредственной поддержки спортсменов и команд отдельными компаниями (однако, в последнее время это также становится характерным, в частности, для России, поскольку приветствуется органами власти). Обычно такая поддержка выражается в косвенном виде, как правило, в виде спонсирования определенных видов спорта или спортивных дисциплин.
Американская экономика в наибольшей степени способствует финансированию спорта в виде спонсорства и пожертвований. Спортсмены Австралии и Великобритании также существенно поддерживаются спонсорскими структурами, в то время как во Франции и Италии такая поддержка осуществляется в меньшей мере. Спонсоры в Германии в значительной мере ориентируются на распоряжения правительственных органов. Спонсорство стало распространенным явлением в России и Китае. В Китае спонсорскую деятельность ведут в основном крупные зарубежные компании (General Motors, General Electrics, Boeing, Delta Airlines). В России спонсорство осуществляется в основном в отношении элитных спортсменов или команд, зачастую газонефтеперерабатывающим комплексом, а иногда и иностранными компаниями. На региональном уровне государственные и частные компании достаточно часто оказывают поддержку спортсменам и помогают в организации соревнований.
Роль средств массовой информации.
Во всех развитых в спортивном отношении странах средства массовой информации существенно влияют на развитие спорта высших достижений. Они распространяют спортивные новости, комментируют их, привлекают внимание болельщиков к тем или иным видам спорта, принимают участие в многочисленных спортивных программах на спортивных каналах.
Во Франции, Италии и США спорт очень популярен в средствах массовой информации. На американском телевидении существует множество спортивных каналов, причем некоторые из них обслуживают только один вид спорта. «Sports Illustrated» является самым массовым спортивным журналом в мире. В Италии работает множество спортивных журналистов, выпускаются 3 ежедневных спортивных газеты, действуют два спортивных телевизионных канала (Streamsport, RAI Sport Sat). «Gazetta dello Sport» имеет тираж 3,2 млн. экземпляров и считается наиболее популярной ежедневной газетой (общенациональная газета «Corriere della Sera» тиражируется в количестве 2,7 млн. экземпляров).
Средства массовой информации Австралии, Великобритании и Германии очень широко освещают спортивные мероприятия и комментируют их. В России и Китае спортивные средства массовой информации находятся на стадии развития. Вместе с тем, в России на телевидении уже работает несколько спортивных каналов, широко распространены периодические издания, такие как «Советский спорт», «Спорт-экспресс» и другие, отдельные виды спорта имеют свои собственные периодические издания.
Во всех странах роль телевидения особенно велика, и именно телевидение играет значительную роль в спонсировании спорта высших достижений и его популяризации. Лишь некоторые виды спорта имеют права на продажу прав трансляции соревнований. В России, например, такими видами являются футбол и хоккей, другие же федерации должны искать специальных спонсоров для оплаты телевизионных трансляций. В последнее время постоянно возрастает роль Интернета, который занимает свою нишу в информационном обеспечении спорта высших достижений.
Роль образования.
Система образования играет существенную роль в развитии системы спорта высших достижений. Организация спортивных соревнований в школах и университетах способствует притоку новых талантливых атлетов. В каждой из ведущих в спортивном отношении стран система подготовки высококвалифицированных спортсменов в той или иной мере связана с системой образования в целях совершенствования спортивных достижений. Это особенно характерно для клубной системы Германии, аналогичные структуры встречаются во Франции, Италии и Великобритании. Университеты также играют существенную роль и в других странах.
В США большинство университетов объединены в Национальную атлетическую ассоциацию, при этом некоторые колледжи и университеты предлагают талантливым спортсменам бесплатное обучение и содержание при минимальных требованиях учебной успеваемости. Спортивные стипендии с возможностью получения образования в престижных университетах предлагают и другие ведущие страны мира. Такая система является основной для подготовки спортсменов высокого класса.
В ведущих в спортивном отношении странах мира (за исключением США) существуют специальные спортивные школы в общей системе основного и дополнительного образования детей и молодежи. В России спортивные школы являются основой системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации. В Российской Федерации насчитывается более 5000 образовательных учреждений спортивной направленности (в том числе около 700 ДЮКФП, примерно 2900 ДЮСШ, 1280 СДЮШОР, 46 колледжей олимпийского резерва, около 100 ШВСМ). Даже в условиях экономического спада Россия продолжала сохранять свои позиции на международных спортивной арене в основном именно потому, что система спортивных школ в стране продолжала весьма эффективно функционировать.
В Германии и Франции количество таких подразделений существенно меньше, и только Китай может успешно соперничать с Россией в этом плане. В США система детско-юношеского и молодежного спорта построена на хорошо поставленной системе базовой физкультурно-спортивной подготовки в общеобразовательных школах и студенческом спорте.
Роль спортивной науки.
Система спорта в наиболее развитых в спортивном отношении странах полностью поддерживается научными подразделениями. В каждой стране существуют научно-исследовательские институты и методические центры, занимающиеся подготовкой спортсменов и разработкой рекомендаций для тренеров. Особенно заметна роль спортивной науки в Австралии, Германии, Италии, Китае, Японии, России, Испании и ряде других государств. Во всех ведущих в спортивном отношении странах мира существуют центральные научно-исследовательские институты спорта, имеющие собственные программы исследований и соответствующий штат.
В Германии существуют в качестве самостоятельных подразделений научные исследовательские центры, такие как Федеральный институт спортивной науки (BISP), Институт адаптивной тренировки (IAT) и Национальный институт спортивного оборудования (FES). Национальный институт спорта Австралии (AIS) и Национальный институт спорта Франции (INSEP) являются научными подразделениями, обеспечивающими подготовку спортсменов самого высокого класса. При этом следует учитывать, что Национальный институт спорта Франции в большей степени осуществляет образовательные функции и осуществляет собственную научно-исследовательскую работу, как сопутствующую.
В Китае сейчас 5 научно-исследовательских спортивных институтов, между которыми распределена тематика научных исследований в предметной области спорта высших достижений. В Италии единственный научно-исследовательский институт спорта находится в Риме (Istituto Sciencze dello Sport), он проводит исследования по проблемам спортивной медицины и тренировки атлетов высокой квалификации. Вместе с тем, в Италии и Великобритании существует система консультационных центров, причем в Великобритании такие центры распространены по всей стране, обеспечивая спортсменов и тренеров необходимой помощью. В США спортивная наука представлена в университетах, но специальных научно-исследовательских подразделений в стране нет.
В России 2 научно-исследовательских института физической культуры и спорта – в Москве (ВНИИФК) и Санкт-Петербурге (СПбНИИФК) – являются лидерами в системе спортивной науки. Необходимо отметить, что в последние годы, в связи с экономическими трудностями эти организации претерпели существенное сокращение и несколько снизили свою исследовательскую активность. Однако достаточно широкая научная работа сосредоточена также в 14 высших учебных заведениях физкультурно-спортивного профиля и их филиалах. Все учебные физкультурные университеты, академии и институты ведут исследовательскую и научно-практическую работу в области спорта.
Основные направления в тематике исследований научных подразделений большинства стран мира занимают проблемы спортивной медицины, функциональной диагностики, биомеханики и особенно физиотерапии. В США основное внимание уделяется вопросам психологической подготовки спортсменов.
Роль материально-технического обеспечения.
Велико влияние на рост спортивных достижений совершенствования материально-технических основ тренировочной и соревновательной деятельности. Речь в первую очередь идет о современных спортивных базах, спортивном инвентаре, экипировке, тренажерно-диагностическом оборудовании, использовании современных материалов и новых технических решений в обеспечении эффективности тренировочного и соревновательного процессов. Бурный прогресс достижений, отмеченный в последние годы в ряде видов спорта, в значительной, если не в решающей, мере определяется именно факторами материально-технического порядка (знаковые примеры – повсеместное строительство крытых конькобежных треков и особенно ситуация последних лет с гидрокостюмами в плавании).
Для всех развитых в спортивном отношении стран характерен постоянный творческий поиск специалистов в направлении совершенствования составляющих системы спортивной подготовки: ее организационных, материально-технических и особенно научно-методических основ. Экономика, состояние рынка и конкуренция определяют рациональность изменений во многих общественных структурах. Это касается и спорта, который не может занимать статичную позицию в происходящих изменениях. Практически во всех государствах постоянно происходят некоторые социальные, экономические и политические модернизации, которые могут определенным образом отразиться на развитии спорта высших достижений. Спортивные организации должны инициировать и активно проводить определенные изменения, соответствующие реалиям быстро меняющихся социальных взаимоотношений.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением