11.2. Национальные и международные спортивные объединения
Развитие спортивного движения в мире шло и продолжает идти, прежде всего, по двум направлениям: по пути создания национальных спортивных организаций (НСО) и образования международных спортивных объединений (МСО). В настоящее время в мире насчитывается свыше 200 международных спортивных объединений, в которые входят тысячи национальных организаций и сотни миллионов любителей спорта всех континентов. С одной стороны, существование МСО не имело бы смысла без НСО, а с другой стороны, деятельность последних носила бы (как это и было в то время, когда МСО еще не существовали) локальный характер и не использовала бы всех возможностей спорта как фактора, способствующего установлению тесных контактов между различными странами.
Статус национальных спортивных организаций предполагает, что они призваны решать основные проблемы развития спорта своей страны и вместе с тем должны быть признаны соответствующей международной спортивной организацией и согласны осуществлять работу в соответствии с ее правилами. Они также отвечают за подготовку команд, которые принимают участие в международных соревнованиях. Например, в обязанности национальных олимпийских комитетов (НОК) входит, совместно с национальными спортивными федерациями (НСФ), оказание содействия развитию в своей стране спорта высших достижений, а также массового спорта, оказания помощи национальным командам в подготовке и участии в крупных международных соревнованиях и, прежде всего, в Олимпийских играх, борьба против любых форм дискриминации и насилия в спорте, в также использования допинга. В обязанности НОК также входит пропаганда на национальном уровне в рамках спортивной деятельности основополагающих принципов олимпизма и содействие его распространению, соблюдению Олимпийской хартии в своей стране.
Закономерно, что национальные спортивные организации как составная часть общественной жизни соответствующих государств выступают выразителями господствующих в их странах политических и идеологических взглядов. В этой связи становится очевидным, что для существования и развития МСД на современном этапе необходимо наличие общеприемлемых принципов существования и развития, затрагивающих интересы всех НСО. Такими объединяющими принципами являются интересы развития спорта, борьба с политической и расовой дискриминацией, признание суверенитета и равноправия НСО, невмешательство в их деятельность, демократические основы организации и деятельности МСО, участие в борьбе за достижение всеобщего мира и взаимопонимания.
НСО осуществляют свою деятельность в территориальных границах своих государств и должны учитывать национальные традиции, однако при этом они должны сохранять свою автономию и противостоять политическому, религиозному и экономическому давлению, которые могли бы препятствовать проведению их основной деятельности.
Следует учитывать, что в организации национального спортивного движения различных стран есть существенные различия. В отдельных странах организация спортивного движения опирается на государственные основы, в других управление осуществляется общественными организациями, которые стремятся осуществлять свою деятельность независимо от государственных органов.
Во многих странах мира сфера физической культуры и спорта зависит от государственного регулирования. По данным, приведенным Х. Дигелем (2005), наибольшая государственная поддержка осуществляется в Китае, где Комитет по спорту имеет ранг министерства, а его председатель является также президентом национального Олимпийского комитета. Заместитель премьер-министра Китая является одной из наиболее представительных фигур в спортивном движении.
Партнерство между государством и общественным спортивным движением приводит к формированию общего курса национальной спортивной политики в таких странах, как Россия, Австрия, Австралия, Турция, Франция, Куба, а также в странах, ранее входивших в состав СССР (Белоруссия, Украина, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Литва, Молдавия) или государств, ранее входивших в состав социалистических стран (Болгария, Венгрия, Румыния и др.). В этих и некоторых других странах осуществляют активную работу министерства спорта или государственные органы, которым правительством поручена ответственность за развитие спорта, а также активно работают общественные спортивные организации.
В Германии, Великобритании, Греции, Финляндии, Швейцарии и ряде других стран влияние государства не столь значительно. Однако руководство спортом в них также опосредовано осуществляет государство. В Германии и Швейцарии спорт курирует министерства внутренних дел, в Греции, Норвегии и Эстонии – министерство культуры, в Финляндии – министерство образования.
В США и Италии первостепенную роль в развитии спорта играют общественные организации, государство занимает промежуточную позицию. В этих странах спорт высших достижений контролируют Национальные олимпийские комитеты (соответственно USОС и CONI) и национальные федерации по видам спорта.
Например, в аппарате CONI (Национальный олимпийский комитет Италии) работают более 1200 сотрудников, контролирующих подготовку спортсменов в олимпийских видах программы и старающихся не допустить в этих вопросах излишнего влияния правительства. Государственные органы в Италии осуществляют организацию спортивным движением только на уровне школьного и университетского спорта, однако правительство оказывает определенное влияние и на спорт высших достижений через спортивные организации армии.
Американская модель спортивного движения всегда носила децентрализованный характер. Многие спортивные организации – Олимпийский комитет США, Национальная ассоциация студенческого спорта, Любительский спортивный союз, национальные федерации по видам спорта и другие – являются независимыми от государства самостоятельными общественными организациями (R. Knorr, 1991).
Есть примеры частичного невмешательства государства в автономию спорта. Например, правительства отдельных государств Европы, соблюдая политику невмешательства, выдвигают свои инициативы в целях оказания поддержки деятельности спортивных клубов и федераций. Это может выражаться в финансовой помощи и создании инфраструктур, обучении кадров, строительстве спортивных сооружений, проведении научных исследований, и т.д.
Различные системы организации национального спортивного движения, включающие в себя разные структуры государственного и негосударственного (общественного) спортивного регулирования, которые дополняют друг друга с разной степенью значимости, предполагают существенные различия форм регулирования спортом.
Всемирные спортивные объединения. В настоящее время в мире проводится большое количество различных чемпионатов и первенств по отдельным видам спорта, а также комплексных международных спортивные соревнования, объединяющие спортсменов всех континентов. Для организации и проведения подобных соревнований НСО объединяются во всемирные организации. Например, организациями подобного уровня являются Международный олимпийский комитет (МОК), а также международные спортивные федерации (МСФ) и их объединения.
В задачи международных спортивных организаций входит содействие спортивным организациям отдельных стран в создании соответствующих национальных организаций, их признание, установление и укрепление связей с ними, практическая помощь в работе, контроль за выполнением этими организациями принятых уставов; изучение и распространение международного опыта в своей области деятельности; создание материально-финансовых условий для развития физической культуры и спорта; совершенствование и единое толкование официальных международных положений, касающихся определенного вида спорта; планирование и организация международных соревнований, конгрессов, симпозиумов и т.д.; регистрация и утверждение рекордов мира и континентов.
Самыми крупными комплексными спортивными соревнованиями, проводимыми для спортсменов всего мира, являются Игры Олимпиад и Олимпийские зимние игры, организуемые и проводимые Международным олимпийским комитетом (МОК). В настоящее время членами МОК являются 205 национальных олимпийских комитетов (НОК).
Комплексные соревнования, организуемые для спортсменов, выступающих в видах, которые не вошли в олимпийскую программу, – Всемирные игры – проводятся Международной ассоциацией Мировых игр (IWGA). В настоящее время членами IWGA является 31 МСФ. Всемирные игры по неолимпийским видам спорта проводятся с 1981 г. через каждые четыре года, на следующий год после очередных Игр Олимпиад. Программа Мировых игр постоянно изменяется, поскольку отдельные виды спорта добиваются права включения их в олимпийскую программу.
Огромное значение, как для развития массового физкультурного движения, так и спорта высших достижений играет международный совет по физической культуре и спорту СИЕПС, входящий в структуру ЮНЕСКО.
Наряду с этим, существуют организации, которые объединились на всемирном уровне для организации спортивного движения по отдельным видам спорта (МСФ по разным видам спорта), по профессиональной, возрастной, религиозной, медико-реабилитационной принадлежности. В их функциональные обязанности входит организация и проведение Игр учащейся молодежи, Игр для ветеранов, для инвалидов и т.д.
В системе международного спортивного движения олимпийское движение является признаваемой всеми самой мощной и популярной формой мирового спортивного движения с хорошо отлаженной управленческой основой. Его огромная роль и утвердившаяся жизненная необходимость существования доказаны более чем 100-летней практикой успешной деятельности.
Руководящий орган этого движения – Международный олимпийский комитет (МОК) – неправительственная, некоммерческая общественная организация, в обязанности которой входит регулярное проведение Игр Олимпиад и Олимпийских зимних игр, их постоянное совершенствование, руководство развитием олимпийского спорта во всем мире, а также пропаганда олимпийских идеалов.
Национальные олимпийские комитеты как руководящий орган олимпийского движения в своих странах, наряду с МОК и МСФ, являются одной из важнейших структур в международной системе олимпийского спорта. Однако без признания Международным олимпийским комитетом НОК страны или международными спортивными федерациями (МСФ) соответствующих НСФ спортсмены той или иной страны или конкретного вида спорта не могут принимать участия в олимпийских стартах.
С целью координации деятельности по развитию спорта МСФ, НОК и НСФ объединены в различные ассоциации, сформированные на всемирном, континентальном или национальном уровнях. Такими объединениями всемирного уровня являются Ассоциация международных спортивных федераций (ГАИСФ) и Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК), образованные после проведения в течение ряда лет серии мероприятий по налаживанию сотрудничества и усилении роли МСФ и НОК в развитии олимпийского спорта.
Дело в том, что вплоть до создания этих организаций контакты МОК, МСФ и НОК носили в основном односторонний характер – от МОК к НОК и МСФ. Взаимодействие ограничивалось инструктивными письмами и эпизодическими совещаниями руководителей МОК, МСФ и НОК, которые имели, как правило, информационный характер. Деятели МСФ и НОК неоднократно обращали внимание на ненормальность положения, при котором МОК принижает роль МСФ и НОК, игнорирует их мнения по различным вопросам развития олимпийского спорта.
После образования ГАИСФ и АНОК связи между МОК, МСФ и НОК активизировались. Международные спортивные федерации и национальные олимпийские комитеты стали значительно более активно влиять на развитие олимпийского движения. Основными направлениями работы этих организаций являются: обеспечение тесного сотрудничества в международном спортивном движении, распространение передового опыта работы и информации, разработка проектов и предложений, направленных на совершенствование олимпийского и международного спортивного движения, а также усиление роли НОК и НСФ в спортивном движении своих стран, оказание им в различной форме широкой технической помощи в области организации национального спортивного движения, подготовки кадров, строительстве спортивных сооружений и т.д.
Региональные спортивные объединения.
Национальные спортивные организации отдельных государств, входящие в международные спортивные федерации, союзы, лиги, а также другие объединения, создают ассоциации на континентальном и региональных уровнях с целью координации своей деятельности и обеспечения тесного сотрудничества при организации и проведении континентальных и региональных чемпионатов, первенств и кубков, а также комплексных спортивных соревнований – континентальных и региональных спортивных игр.
Так, например, национальные федерации, входящие в ИААФ (Международная ассоциация легкоатлетических федераций), разделены на несколько региональных зон: Африки, Азии, Европы, Северной Америки, Центральной Америки и стран Карибского бассейна, Австралии и Океании, Южной Америки. Каждая региональная зона имеет ассоциацию для оказания помощи национальным федерациям и соблюдения их интересов в международном спортивном движении. Обязанности региональной ассоциации включают организацию соревнований в регионе, в том числе континентальных чемпионатов, и внедрение программ развития ИААФ.
Национальные олимпийские комитеты, входящие в МОК, также создали региональные объединения: Ассоциацию национальных олимпийских комитетов Африки (АНОКА), Олимпийский совет Азии (ОКА), Панамериканскую спортивную организацию (ОДЕПА), Ассоциацию Европейских национальных олимпийских комитетов (АЕНОК), организацию национальных олимпийских комитетов Океании (ОНОК). Основной задачей этих организаций, уставы которых соответствуют Олимпийской хартии и одобрены МОК, является развитие олимпийского спорта на различных континентах и в различных регионах мира.
Функции региональных ассоциаций включают:
– осуществление связи между национальными федерациями по данному виду спорта или универсальными организациями общей направленности;
– проведение соревнований в данном регионе;
– составление регионального календарного плана соревнований и предоставление этой информации в международные организации для составления международного календаря соревнований;
– осуществление программ развития спорта в регионе.
Для организации и проведения комплексных соревнований в регионах также созданы соответствующие организации (Федерация Азиатских игр, Панамериканская спортивная организация, и др.). Наиболее крупными спортивными мероприятиями, проводимыми этими организациями, являются континентальные и региональные игры – Панамериканские, Африканские и Азиатские, в которых принимают участие спортсмены стран одного материка или региона.
Идея проведения Панамериканских игр была высказана в 1926 г. Но лишь в 1940 г. был создан Панамериканский спортивный комитет, принявший решение о проведении Игр. Первые Игры были проведены в 1951 г. в Буэнос-Айресе и в настоящее время проводятся с периодичностью 1 раз в 4 года.
Программа Панамериканских игр постоянно расширяется, увеличивается количество стран-участниц и количество соревнующихся спортсменов. В настоящее время в программу этих соревнований входит большее количество видов спорта и видов соревнований, чем в программу Игр Олимпиад. Среди них: бейсбол, борьба, бокс, велоспорт, волейбол, водное поло, гандбол, гимнастика, гребля, дзюдо, конный спорт, легкая атлетика, парусный спорт, плавание, прыжки в воду, современное пятиборье, теннис, стрельба пулевая и стендовая, стрельба из лука, тяжелая атлетика, фехтование, футбол, хоккей на траве, парусный спорт, баскетбол. Наряду со всеми видами, включаемыми в программы Игр Олимпиад, здесь проводятся также таеквондо, карате, сквош, пелота, рекетсбол, роликобежный спорт, воднолыжный спорт и др. Помимо соревнований по летним видам спорта, начиная с 1990 г., в рамках Панамериканских игр проводятся состязания по зимним видам.
В середине 60-х годов стало возможным организовать проведение Африканских игр. Решение о проведении Игр было принято в 1964 г. на конференции, на которой представители 32 стран создали постоянный комитет Африканских игр. После проведения первых Игр в 1965 г. Комитет был преобразован в Высший совет спорта Африки (ВССА), ставший межправительственной континентальной организацией, членами которой являются министры, руководители спортивных федераций и ведущие спортсмены континента. Среди других спортивных организаций континента, принимающих участие в организации и проведении Игр, следует назвать Ассоциацию НОК Африки и Союз спортивных конфедераций Африки, в который входят руководители континентальных федераций по видам спорта. Африканские игры проводятся один раз в четыре года.
В 1949 г. на конференции в Нью-Дели создана спортивная ассоциация стран Азии. Представители 8 стран – Афганистана, Бирмы, Индии, Индонезии, Пакистана, Таиланда, Филиппин и Шри-Ланки – решили провести континентальные Азиатские игры. Впоследствии к ним присоединились и другие страны Азии.
Азиатские игры – крупнейшие комплексные спортивные соревнования стран Азии. Программа Игр должна была содержать не менее 10 видов спорта, обязательными среди которых являлись плавание и легкая атлетика, остальные выбирались из таких видов спорта, как: баскетбол, борьба, бокс, велоспорт, волейбол, гимнастика, гребля, дзюдо, конный спорт, парусный спорт, теннис, настольный теннис, стрельба, тяжелая атлетика, фехтование, футбол, хоккей на траве, парусный спорт. Однако в настоящее время программа соревнований расширилась до 34 видов спорта, в том числе таких, как гольф, карате, ушу и др. Генеральная ассамблея Олимпийского совета Азии утвердила проведение и зимних Азиатских игр, которые начали регулярно проводиться с 1986 года.
Рассмотренными выше Играми далеко не исчерпывается перечень крупных континентальных и региональных соревнований, проводимых при поддержке МОК и способствующих развитию, как олимпийского, так и международного спортивного движения. Например, с 1930 г. проводятся Игры бывших Британских колоний. В настоящее время они носят название Игры Содружества наций. В Западном полушарии пользуются популярностью Боливарские игры, которые проводятся с 1938 г. рядом латиноамериканских государств. Страны Балканского региона (Греция, Турция, Румыния, Болгария и др.) принимают участие в Балканских играх. Наряду с этим, проводятся Игры Средиземноморские, Панарабские, Центрально-Американские, Тихоокеанские, Океании, Дальнего Востока, Индийского океана, Юго-Востока Азии, Южной Азии, Южной части Тихого океана, Центральной Америки и Карибского моря, Арабских государств Персидского залива. С 1985 г. проводятся Игры малых стран Европы с населением менее 1 млн. человек, в которых участвуют спортсмены Монако, Люксембурга, Андорры, Мальты, Исландии, Лихтенштейна, Сан-Марино, Кипра. Для их проведения созданы соответствующие комитеты, советы и лиги.
Олимпийский совет Азии (ОКА) организует различные субрегиональные Игры. Такие же Игры для семи регионов Африки организует Ассоциация олимпийских комитетов Африки (АНОКА).
Стремление к расширению международных спортивных связей привело к появлению межконтинентальных Игр – Афро-Латиноамериканских между некоторыми странами Азии, Африки и Америки, (с 1985 г.) Афро-Азиатских и других.
Региональные и континентальные чемпионаты, спортивные Игры весьма популярны и получили широкое распространение, способствуют развитию спорта в том или ином районе мира. Все эти соревнования служат не только фактором развития спорта, ареной выявления талантливых спортсменов и их подготовки к Олимпийским играм и чемпионатам мира, но и важнейшим фактором международного сотрудничества, устранения межгосударственных противоречий, развития взаимопонимания и дружбы, привлечения людей к занятиям физической культурой и спортом. Исключительно велико культурное значение этих соревнований, каждое из которых несет на себе отпечаток культурных традиций различных стран и регионов, имеет своеобразные ритуалы, традиции, символику.
Континентальные и региональные чемпионаты, международные Игры резко различаются в организационном, материально-техническом и чисто спортивном отношениях. Наряду с крупнейшими соревнованиями, которые по масштабам и уровню организации уступают только Играм Олимпиад (например, Панамериканские или Азиатские игры), проводятся скромные соревнования с небольшим количеством участников, относительно невысокими спортивными результатами и материально-техническим уровнем. Особенно это относится к соревнованиям, проводимым для стран Африки, для большинства из которых характерно тяжелое экономическое положение, слабая материальная база, отсутствие высококвалифицированных специалистов, низкий жизненный и культурный уровень населения. Вместе тем МОК и МСФ стараются поддержать в финансовом, материально-техническом и в других направлениях эти региональные спортивные объединения.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением