logo
Орг

6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации

Бизнес-план это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемой деятельности физкультурно-спортивной организации. Он объясняет, как двигаться вперед, обозначает риски, проблемы, конкретные действия и стоимость этих действий, их временные рамки, распределяет ответственность за осуществление частей плана, и т.д.

Основная цель разработки бизнес-плана заключается в планировании хозяйственной и иной деятельности физкультурно-спортивной организации на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов для организации работы.

Цель составления бизнес-плана конкретизируется, как правило, в следующих типовых задачах:

определить маркетинговые мероприятия по изучению рынка, каналов сбыта, продвижению производимой продукции к потребителям, ценообразованию и т.д.;

выбрать ассортимент (номенклатуру) и определить основные показатели товаров или услуг, которые будут предлагаться потребителям;

оценить соответствие кадрового состава и условий мотивации труда, материальных и финансовых ресурсов организации сформулированным целям;

сформулировать долговременные и краткосрочные цели, стратегию и тактику их достижения;

предусмотреть факторы, которые могут негативно повлиять на процесс реализации бизнес-плана, и др.

При разработке бизнес-плана необходимо придерживаться следующих принципов. Планирование должно быть:

комплексным, предусматривающим систему разнообразных и разнохарактерных мероприятий, позволяющих достичь сформулированной цели и задач;

гибким, предусматривающим мероприятия, способствующие постоянной адаптации к требованиям внешней среды, в которой функционирует организация;

творческим, предполагающим, в частности, неоднократную проработку отдельных разделов бизнес-плана с учетом различных обстоятельств;

непрерывным, «скользящим», то есть, позволяющим, реализовав один бизнес-план, на основе итогов его деятельности, переходить к разработке другого на следующий период времени с новыми целями и задачами;

адекватным, взвешенно оценивающим возможности организации в достижении поставленной цели и задач.

Кроме того, планирование должно осуществляться сотрудниками организации с обязательным участием в нем на наиболее важных этапах руководителей различного уровня и привлечением в необходимых случаях экспертов и консультантов из сторонних организаций.

При разработке бизнес-плана необходимо учитывать, что степень детализации его разделов имеют зависимость от таких факторов, как величина организации, длительность планового горизонта, разновидности производимой продукции (товары, услуги) и их специфических характеристик и других показателях.

В настоящее время специалисты акцентируют внимание на следующих наиболее значимых чертах бизнес-плана, способствующих более эффективной деятельности физкультурно-спортивных организаций в условиях рынка. Бизнес-план: а) стимулирует руководителей разрабатывать перспективы развития организации; б) делает организацию более подготовленной к внезапным изменениям рыночной ситуации, повышает скорость ее адаптации к требованиям внешней среды; в) наглядно демонстрирует обязанности и ответственность руководителей организации на всех уровнях; г) позволяет осуществлять более четкую координацию усилий по достижению поставленной цели и задач; д) устанавливает конкретные показатели для последующего контроля деятельности организации.

В условиях рыночной экономики существует значительное число версий бизнес-планов, отличающихся по форме, структуре, содержанию и другим характеристикам, что связано в первую очередь с объектами бизнеса. Во-первых, объектом бизнеса может являться уже действующая физкультурно-спортивная организация либо вновь создаваемая. Во-вторых, к объектам бизнеса может относиться как физкультурно-спортивная организация в целом, так и отдельные направления ее деятельности, так называемые бизнеслинии (производство товаров, в том числе по отдельным их видам; предоставление услуг, в том числе по отдельным их видам). В-третьих, в качестве объектов бизнеса правомерно рассматривать, с одной стороны, дальнейшее прогрессивное развитие успешно функционирующей физкультурно-спортивной организации, а с другой стороны, – ее финансовое оздоровление. Возможны и иные подходы более дифференцированного представления объектов бизнеса.

Структура бизнес-плана. Наиболее полная структура бизнес-плана включает следующие разделы:

1. Концепция бизнеса (резюме).

2. Виды товаров / услуг.

3. Рынки сбыта товаров / услуг.

4. Конкуренция на рынках сбыта товаров / услуг.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности организации.

9. Оценка риска и страхование.

10. Финансовый план.

В зависимости от специфики физкультурно-спортивной организации, объекта бизнеса и конкретных обстоятельств, структура бизнес-плана может изменяться: различные разделы могут быть объединены (например, 3 и 4; 7 и 8), может быть изменена последовательность их представления, отдельные разделы могут быть исключены из бизнес-плана как нехарактерные (например, раздел «План производства» для управленческих физкультурно-спортивных организаций), и т.д.

Содержание бизнес-плана. В рыночной экономике практически все предприятия, в том числе по физической культуре и спорту, сталкиваются с проблемой привлечения инвестиций (денежных средств), так как собственных средств для освоения выпуска нового товара обычно недостаточно – нужны кредиты. Чтобы убедить потенциальных инвесторов предоставить кредиты, разрабатывается бизнес-план. Хорошо разработанный бизнес-план помогает росту предприятия, завоеванию новых позиций на рынке.

Бизнес-план – это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения, дополнения, связанные с переменами как внутри предприятия, так и во внешней среде. Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по решению задач с учетом реальных финансовых возможностей предприятия. Обычно бизнес-план предусматривает решение следующих задач:

– обоснование экономической целесообразности направлений развития предприятия;

– расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (в первую очередь, объектов продаж, прибыли, доходов на капитал);

– определение намеченного источника финансирования реализации выбранной стратегии, то есть способы концентрации финансовых ресурсов;

– подбор работников (команды), которые способны реализовать данный план.

Бизнес-план является документом не только для внутреннего пользования, но используется также для привлечения инвесторов и кредитов. Для инвесторов бизнес-план может быть составлен в сжатой форме («резюме»), но так, чтобы в нем была видна реальность и выгодность реализации данного проекта.

Рассмотрим основные позиции, характеризующие содержание разделов бизнес-плана.

1. Концепция бизнеса (резюме)

Поскольку данный раздел является предельно сокращенным вариантом всего бизнес-плана, то есть его «резюме», он разрабатывается после всех других разделов и включает информацию по следующим позициям.

1.1. Основные цели бизнес-плана.

1.2. Основные направления стратегии организации (ассортимент товаров / услуг, цены, качество, потребители, персонал, место расположения, сервисные услуги, и т.д.).

1.3. Мероприятия по отдельным направлениям стратегии организации.

1.4. Необходимые средства и потенциальные источники их получения.

1.5. Преимущества производимых товаров / услуг.

1.6. Прогноз объема продаж товаров / услуг.

1.7. Ожидаемая выручка, чистая прибыль.

1.8. Планируемые затраты.

1.9. Уровень прибыльности инвестиций.

1.10. Срок возврата заемных средств.

1.11. Характерные (специфические) условия работы организации.

1.12. Данные о создании и регистрации организации.

1.13. Контактные телефоны, факсы.

2. Виды товаров / услуг.

2.1. Название и подробное описание товаров / услуг.

2.2. Наглядное изображение товаров (фотографии, рисунки и т.д.)

2.3. Потребности, которые удовлетворяют товары / услуги.

2.4. Спрос на товары / услуги.

2.5. Цены производства и реализации товаров / услуг.

2.6. Соответствие товаров / услуг требованиям законодательства.

2.7. Жизненный цикл товаров / услуг.

2.8. Рынки и способы продаж.

2.9. Преимущества и недостатки товаров / услуг.

2.10. Особенности технологии изготовления товаров или предоставления услуг (дизайн, упаковка, обслуживание, товарный знак и т.д.).

2.11. Патенты (авторские свидетельства).

3. Рынки сбыта товаров/услуг.

3.1. Характеристика рынков и их сегментов (потенциальный и реальный рынок, рынок организаций-потребителей и конечных потребителей).

3.2. Факторы влияния на спрос (по рынкам / сегментам).

3.3. Перспективы изменения потребностей (по рынкам / сегментам) и возможные варианты реакции на них.

3.4. Результаты исследования спроса и предложения.

3.5. Близость организации к рынку / сегменту.

4. Конкуренция на рынках сбыта товаров/услуг.

4.1. Область деятельности и характер изменений в ней.

4.2. Качественно-количественная характеристика конкурентов (товары / услуги, цены, каналы сбыта, продвижение, сегменты рынка и т.д.).

4.3. Стратегия и тактика деятельности конкурентов.

5. План маркетинга.

5.1. Тип маркетинга (конверсионный, стимулирующий, развивающий, противодействующий маркетинг, ремаркетинг, демаркетинг).

5.2. Каналы сбыта (одноуровневый, многоуровневые).

5.3. Продвижение (реклама, паблисити, персональные продажи).

5.4. Формирование общественного мнения об организации, её товарах/услугах.

5.5. Ценообразование.

5.6. Стимулирование продаж (формы стимулирования потребителей, продавцов, собственного персонала; выставки-ярмарки и т.д.).

5.7. Послепродажное обслуживание.

6. План производства.

6.1. Действующее / вновь создаваемое производство (наличие производственных помещений, земельных участков, материальных ресурсов и дополнительная потребность в них).

6.2. Место расположения (близость к потребительскому рынку, поставщикам, транспортная связь и т.д.).

6.3. Ввод производственных мощностей.

6.4. Сырье, материалы, комплектующие.

6.5. Репутация и опыт работы с поставщиками.

6.6. Возможности и опыт производственной кооперации.

6.7. Факторы, лимитирующие объемы производства, поставок ресурсов.

6.8. Планирование производства (контроль качества продукции, охрана окружающей среды, утилизация отходов, обеспечение безопасности жизнедеятельности и т.д.).

7. Организационный план.

7.1. Организационная структура фирмы (подразделения, характер их взаимодействия, координация и контроль деятельности, и т.д.).

7.2. Рабочая сила (квалификация, формы привлечения к труду, заработная плата, режим труда, текучесть кадров, потребность в кадрах, и др.).

7.3. Управленческий персонал (функциональные обязанности, права и полномочия, достоинства и слабые места, система стимулирования, рекомендации по самосовершенствованию, и др.).

7.4. Кадровая политика (принципы отбора и найма, повышение квалификации и переподготовка, методы и периодичность оценки качества труда, система продвижения по службе, и др.).

8. Правовое обеспечение деятельности организации.

8.1. Дата создания и регистрации (когда, где, кем).

8.2. Учредительные документы.

8.3. Форма собственности.

8.4. Основные пайщики.

8.5. Степень подверженности государственному контролю.

8.6. Копии лицензий, соглашений и договоров с другими организациями.

8.7. Возможные изменения в законодательстве и их влияние на деятельность организации.

8.8. Особенности нормативно-правового регулирования деятельности организации (налоговые льготы, техника безопасности, права потребителей).

9. Оценка риска и страхование.

9.1. Перечень возможных рисков (производственные, коммерческие, форсмажорные и др.) с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого потенциального ущерба.

9.2. Организационные мероприятия по профилактике и нейтрализации возможных рисков.

9.3. Программа страхования от рисков.

10. Финансовый план.

10.1. Оперативный план (отчет).

10.2. План (отчет) доходов и расходов.

10.3. План (отчет) движения денежных средств.

10.4. Балансовый отчет (план).

10.5. Необходимые для реализации проекта средства.

10.6. Источники и форма получения необходимых средств.

10.7. Возможные сроки возврата средств и объем доходов по ним.

В заключение обратим внимание на следующее обстоятельство: не существует раз и навсегда установленной методики разработки бизнес-плана и формы его изложения, в связи с чем каждый бизнес-план индивидуален.

Порядок разработки бизнес-плана. Бизнес-план начинается с определения целей развития предприятия. Haпример, если предприятие предполагает изменить ассортимент выпускаемой продукции (что характерно для многих наших предприятий и современной ситуации), то его цели в основном сводятся к сокращению сроков освоения новой продукции, росту объема выпуска изделий, проникновению на рынки и вытеснению старых изделий.

В следующем разделе даются необходимые для инвестора сведения о проводимом продукте и рынке его сбыта. Описывается сфера бизнеса и продукт, который предприятие будет предлагать к продаже, характер отрасли и конъюнктура рынка для производимого товара (или оказываемой услуги).

Далее излагаются достаточно убедительные доказательства конкурентоспособности предлагаемого проекта. Это очень существенный раздел бизнес-плана, объясняющий как предприятие собирается развивать дело с учетом интересов потребителей (программа создания новых товаров, основные принципы совершенствования технологии, ценовой политики и др.).

В последнем разделе дается обоснование источникам финансирования проекта, намечаются 3 базисных прогноза: а) прогноз прибыли и убытков; б) проект распределения денежных потоков; в) проект бухгалтерского баланса на начало и конец работ каждого года.

Важной составной частью бизнес-плана является календарный план. В нем обязательно указываются время: сроки и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта, помесячное расписание (с указанием ответственных лиц), показывающее время работ по внедрению проекта, причина возможных неточностей, особенно, если они могут потребовать корректировки материальных и денежных ресурсов. Особо следует остановиться на возможных проблемах и том риске, который неизбежен при развитии всякого нового дела.

В постоянно меняющихся условиях рынка трудно, а иногда практически невозможно предсказать или спланировать дальнейший ход развития событий. В этом отношении в определенной степени можно понять тех предпринимателей, которые утверждают, что применительно к их ситуации нельзя разработать такой план бизнеса, который бы удовлетворил их предприятие. Вместе с тем отказаться от планирования – значит отказаться от разработки путей достижения поставленных целей, а современный рынок не терпит анархии, и менеджер это всегда должен иметь в виду.

Характерный для современного периода развития производства непрерывный инновационный процесс требует все новых и новых инвестиций, однако, не всегда они могут производиться за счет собственных средств компании, привлечь же вкладчиков можно лишь убедительно доказав перспективность и доходность осуществляемых проектов. Переоценить здесь роль хорошо продуманного бизнес-плана трудно (П. Кохно и др., 1993).

Обобщающей частью бизнес-плана является финансовый проект, при этом его разделы в той или иной степени служат обоснованием цифр, приведенных в этом проекте.

1. Принятие вами решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта.

2. Анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта.

3. Выбор изделия или услуги, производство которого будут являться целью проекта.

4. Исследование возможного рынка сбыта.

5. Составление прогноза объемов сбыта (для первого года помесячно, для второго – поквартально).

6. Выбор места для осуществления коммерческой и производственной деятельности.

7. Разработка плана производства.

8. Разработка плана маркетинга.

9. Разработка организационного плана.

10. Разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности.

11. Решение вопросов организации бухгалтерского учета.

12. Решение вопросов страхования.

13. Разработка финансового плана.

14. Написание резюме к бизнес-плану.