logo
Орг

22.5. Совершенствование работы спортивных школ

Сегодня основополагающая роль в подготовке спортивного резерва для сборных команд России по тем или иным видам спорта принадлежит, как и прежде, спортивным школам, опыт работы которых активно перенимается многими странами. Система подготовки спортивных резервов, созданная более полувека назад, характеризуется своей устойчивостью. Тенденция к сокращению числа спортивных школ, наметившаяся в середине 90-х гг., сменилась в последние годы стабильным ростом их количества.

В настоящее время в России функционируют более 5000 образовательных учреждений спортивной направленности (695 ДЮКФП, 2905 ДЮСШ, 1274 СДЮШОР, 46 УОР, 99 ШВСМ). В них проходят подготовку около 3,2 млн. спортсменов, из которых 14,5 тыс. человек задействованы в спорте высших достижений. Подготовку спортсменов обеспечивают 102 тыс. тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования, из них более 80% имеют профессиональное образование, 75% – квалификационные категории.

Учреждения спортивной направленности в настоящее время развивают более 110 видов спорта. Самыми популярными среди них являются футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки. На балансе спортивных школ состоит около 10,8 тыс. спортивных сооружений.

Вместе с тем, следует учитывать, что в последнее время многие спортивные школы при отсутствии достаточного количества собственных спортивных сооружений для проведения занятий на фоне вызванного недостаточным финансированием дефицита спортивного инвентаря, оборудования и спортивной формы столкнулись с резким удорожанием арендной платы за пользование спортивными сооружениями сторонних организаций. Вследствие этого осложняется реализация учебно-тренировочного процесса, в ряде мест сокращается календарь проводимых спортивных мероприятий.

В настоящее время в целях более эффективного управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов, обеспечения преемственности работы на этапах многолетнего спортивного совершенствования, повышения государственной ответственности за результаты такой работы необходимо совершенствовать модель организации детско-юношеского и молодежного спорта с учетом особенностей и возможностей различных ведомств и организаций для объединения их кадровых и финансовых ресурсов. В частности, актуально создание региональных центров спортивной подготовки (РЦСП), что позволит объединить финансовые средства Федерального центра и субъектов Российской Федерации, Минспорттуризма России, ДСО, ведомств, федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта, направляемых на подготовку спортсменов – членов сборных команд России. В этом случае можно обеспечить сокращение расходов, связанных с командированием спортсменов, тренеров и других спортивных специалистов на учебно-тренировочные сборы в другие регионы страны, что поможет увеличить продолжительность централизованной подготовки ведущим спортсменам, позволит практически полностью осуществлять ее в России, а не за рубежом, как это зачастую практикуется в настоящее время.

В целом действующая в Российской Федерации организационная структура подготовки спортивного резерва вполне конкурентоспособна и создает необходимые условия для многолетней подготовки спортсменов – от новичков до мастеров спорта международного класса, позволяя решать при этом оздоровительные и воспитательные задачи с достаточно представительным контингентом детей, подростков и молодежи.