24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
Во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», принятой в Париже в 1998 году, отмечается, что вторая половина XX в. войдёт в историю человеческой цивилизации как период бурного развития высшего образования. Количество студентов во всех странах мира за этот период возросло более чем в шесть раз. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. По статистике ЮНЕСКО в 2000 году только иностранных студентов (получающих образование в других странах) во всём мире было около 2 млн., в 2010 году их количество должно увеличиться до 5 млн., в том числе 3 млн. иностранных студентов из стран Азии.
Одним из важнейших критериев оценки качества образовательного процесса в вузах является спрос на производимые ими образовательные услуги, в том числе и со стороны иностранных граждан, поскольку их подготовка представляет собой один из показателей степени интеграции России в мировое сообщество. Российские вузы наиболее активно работают на таких региональных рынках сбыта образовательных услуг, как страны СНГ, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.
Однако необходимо отметить, что в настоящее время лидерами на международном рынке образовательных услуг являются США, Великобритания, Германия, Франция, Испания. По числу обучающихся иностранных граждан, включая выходцев из СНГ, Россия занимает лишь 8-е место в мире. Количество же иностранных студентов, осваивающих образовательные программы высшего профессионального образования физкультурно-спортивной направленности, в Российской Федерации вообще крайне незначительно.
Выходу российских вузов на мировой рынок образовательных услуг препятствует много факторов, среди которых главными являются неузнаваемость и непризнаваемость профессиональных образовательных программ, нераспространённость и непопулярность русского языка, системный кризис в стране и общее недоверие к России как международному партнёру (В.И. Михалёв, 1998). Наши государственные образовательные стандарты и программы высшего профессионального образования по номенклатуре и структуре не в полной мере соответствуют тому, что является привычным в ведущих странах мира. Задачей российской высшей школы является усовершенствование перечня и структуры профессиональных образовательных программ с учётом мировых тенденций.
В вопросах развития профессионального образования целесообразнее всего ориентироваться на единые подходы, характерные для страны Европы. Официально формирование современного европейского образовательного пространства началось с подписания 25 мая 1998 г. министрами 4 стран (Великобритании, Германии, Франции и Италии) совместной декларации (Болонская декларация). Это была декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Ее главными тезисами стали: международное признание и международный потенциал систем высшего образования, непосредственно связанный с прозрачностью и удобочитаемостью дипломов, степеней и квалификаций; ориентацией на преимущественно двухуровневую структуру высшего образования (бакалавр, магистр). В настоящее время к этой декларации присоединились другие страны Европейского содружества.
Сегодня мы подошли к порогу, когда нам надо усиливать и развивать нашу систему образования, впитывая все полезное, что можно позаимствовать в других странах, но, в то же время, учитывая свою самобытность и имеющиеся достижения. Болонский процесс должен помочь России занять достойное место на международном рынке образования.
Развитие общества формируют новый, быстро меняющийся рынок интеллектуального труда. От вузов требуются постоянное изменение и совершенствование образовательных программ и технологий, обновление оборудования, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Вузы должны адекватно реагировать на изменение социально-экономической ситуации в обществе, переходить на инновационный путь развития, следовать за рынком, а в ряде случаев сами его формировать.
Современные приоритеты развития высшего профессионального образования в Российской Федерации были заданы Федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1340-р от 3 сентября 2005 г. В нем определены следующие направления:
– развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на 2 основных уровнях – бакалавриат и магистратура;
– введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement);
– создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах-участниках Болонской декларации;
– повышение качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки его качества;
– содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов.
Принятие структуры степеней, опирающихся на 2 основных образовательных цикла – бакалавриат и магистратуру, было с самого начала одним из направлений развития Болонского процесса. В соответствии с этим, в российском законодательстве закреплено, что бакалавриат является базой для перехода к программам, дающим степень магистра. Соответствующие сроки обучения определены в 4 года (бакалавры) и 4+2 года (магистры). После окончания вуза выпускник с дипломом магистра может продолжить образование в аспирантуре и докторантуре.
В настоящее время многоуровневая система высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации введена и успешно функционирует. Ее концептуальной основой является представление о непрерывности и преемственности процесса образования, что открывает новые возможности повышения профессионализма в различных областях науки и производственной деятельности.
Разработан и реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Физическая культура» третьего поколения, в котором закреплено, что конкретные виды профессиональной деятельности, по которым в основном готовятся выпускники, в каждом высшем учебном заведении определяются самостоятельно совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса (заказчиком кадров) и вводятся решением ученого совета вуза.
Все физкультурные вузы России лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдают документы о соответствующем уровне образования. Выпускникам, успешно прошедшим государственную аттестацию, присваивают следующие степени (квалификации): бакалавр физической культуры, магистр физической культуры. По результатам защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом кандидата наук или диплом доктора наук.
Бакала́вр (от лат. baccalarius — молодой человек или старший студент, клерк) - академическая степень или квалификация. В настоящее время в большинстве стран мира, в том числе и России, степень бакалавр - это законченное базовое высшее образование, во Франции термин «бакалавр» может также использоваться в принципиально отличном смысле: выпускник полной средней школы, успешно сдавший выпускные экзамены. В различных странах сроки подготовки бакалавров разнятся от 3 до 6 лет (в Англии и Германии - 3, в Шотландии, Канаде, США, России и ряде других стран – 4).
Бакалавриат в России - первый уровень высшего образования, который является базовым. Студент, закончивший обучение в бакалавриате, получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. Кроме того, в программу бакалавриата входят базовые сведения из других научных областей. При этом данный уровень высшего образования не имеет узкой специализации. По окончании выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр».
В Российской Федерации диплом «бакалавра» дает выпускнику право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями, а также продолжить обучение в магистратуре.
Область профессиональной деятельности бакалавров по физической культуре включает в себя: образование в сфере физической культуры, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-изыскательские работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет, что бакалавр по направлению «Физическая культура», осуществляет подготовку по разным образовательным программам:
– к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различных форм собственности;
– к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта;
– к выполнению научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта;
– к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любых форм собственности.
Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует профессиональную образовательную программу второго уровня в многоуровневой структуре высшего образования. Слово «магистр» – латинского происхождения, имеет древние корни, встречаясь во многих языках. У разных народов в его смысл заложены понятия «наставник», «учитель», «руководитель». В русском переводе слово «магистр» трактуется еще и как «мастер своего дела». В современном толковании магистр – это широко эрудированный специалист, владеющий методологией и методикой научного творчества, современными информационными технологиями, имеющий навыки анализа и синтеза разнородной информации, способный самостоятельно решать научно-исследовательские задачи, разрабатывать и управлять проектами.
В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не научной, а академической, поскольку она отражает, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлениям «Физическая культура», магистр должен быть подготовлен и иметь компетенцию в деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки к научно-исследовательской, научно-педагогической, организационно-управленческой и тренерской работе.
Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» предусматривает подготовку магистров к профессиональной деятельности в следующих областях: педагогическая, тренерская, научно-исследовательская и научно-методическая, проектная, организационно-управленческая, рекреационная, культурно-просветительная.
Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательной частью основной образовательной программы подготовки магистров и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и общей образовательной программой, реализуемой вузом.
В соответствии с новым Федеральным государственным стандартом, магистр по направлению подготовки «Физическая культура» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью общей образовательной программы подготовки и соответствующими видами профессиональной деятельности:
а) педагогическая деятельность:
– разрабатывать учебную документацию по физической культуре в соответствии со спецификой учебного заведения;
– внедрять инновационные технологии в учебный процесс по физической культуре;
– оценивать эффективность учебного процесса по физической культуре и вносить в него соответствующие коррективы;
– разрабатывать методические пособия по физической культуре для конкретного контингента занимающихся.
б) тренерская деятельность:
– разрабатывать и внедрять тренировочные программы для спортсменов разного уровня квалификации;
– обобщать и внедрять в практическую деятельность передовой отечественный и зарубежный опыт в области подготовки спортсменов различной квалификации;
– анализировать эффективность тренировочного процесса и вносить в него соответствующие коррективы;
в) научно-исследовательская деятельность:
– выявлять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта;
– внедрять инновационные и современные компьютерные технологии в практику научных исследований в области физической культуры и спорта;
– разрабатывать программы научных исследований и методологию их реализации.
г) проектная деятельность:
– осуществлять оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование физкультурно-спортивной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном (локальном) уровнях;
– осуществлять оперативное и стратегическое проектирование и планирование деятельности спортивных, физкультурно-оздоровительных и туристских организаций;
д) организационно-управленческая деятельность:
– обобщать и внедрять в практику передовой отечественный и зарубежный опыт работы физкультурно-спортивных организаций;
– разрабатывать целевые программы развития физической культуры и спорта на разных уровнях;
– анализировать деятельность физкультурно-спортивных организаций и вносить в нее соответствующие коррективы.
е) рекреационная деятельность:
– постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
– обобщать и внедрять в практическую деятельность передовой отечественный и зарубежный опыт в области оздоровительных технологий;
– разрабатывать индивидуальные рекреационные программы для различного контингента занимающихся;
– анализировать эффективность рекреационных программ и вносить в них соответствующие коррективы.
ж) культурно-просветительская деятельность:
– разрабатывать целевые кампании по пропаганде физической культуры и спорта.
Наряду с этим, уровень подготовки магистра по физической культуре и спорту должен обеспечить ему возможность продолжить образование в аспирантуре преимущественно по научной специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».
Программы конкретных видов профессиональной деятельности, к которым в основном должны готовиться магистры, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса. Перед началом разработки основных образовательных программ вуз должен определить главную цель и составляющие целевые установки, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающие ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.
При этом новым Федеральным государственным образовательным стандартом устанавливается, что основные образовательные программы подготовки магистров должны включать 2 учебных цикла (общенаучный; профессиональный) и 2 раздела (практика и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация).
При формировании общей образовательной программы подготовки магистров основываются, прежде всего, на том, что в результате ее освоения магистр должен овладеть знаниями, умениями и практическим опытом, а также готовностью мобилизовать их в ситуациях, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий в избранной деятельности. При этом должен быть сформирован уровень компетенции, который не только позволяет решать профессиональные задачи, но и является фактором саморазвития – служит стимулом к мотивированному непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческому отношению к делу.
Развитие новой структуры образования, несомненно, является прогрессивным достижением, которое способно помочь физкультурным вузам более продуктивно интегрироваться в европейскую систему образования, которая имеет большой опыт в этом направлении.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что разработка единой межвузовской политики развития профессионального образования в интересах подготовки специалистов по физической культуре и спорту международной квалификации, может способствовать более динамичному и безболезненному вхождению физкультурных вузов России в общеевропейское образовательное пространство. А привычная для стран мира структура и номенклатура профессиональных образовательных программ позволит специалистам, получившим образование в российских вузах успешно работать не только в России, но и в других странах мира.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением