logo
Орг

24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления

Следует отметить, что еще не все проблемы, связанные с подготовкой кадров для сферы физической культуры и спорта, в нашей стране решены полностью. Например, прогнозируемые изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с демографическими процессами, требуют совершенствование долгосрочного планирования подготовки кадров. В расчете на 10 тыс. жителей их обеспеченность составляет сегодня не более 13 работников при нормативе 26. Около 9 тыс. преподавателей и тренеров по физической культуре и спорту в основном по материальным причинам практически навсегда прекратили свою профессиональную деятельность. Вдвое сократилось количество инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях. Ощущается недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма, учителей физической культуры в общеобразовательных школах, и особенно – в сельских малокомплектных школах. Не осуществляется подготовка специалистов по спортивной медицине.

Для реализации новых подходов в развитии профессионального образования в области физической культуры и спорта необходимы:

– апробация и внедрение новых образовательных профессиональных программ, педагогических и информационных технологий в учебный и исследовательский процессы, улучшение образовательного и научно-методического обеспечения;

– создание в учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедр и факультетов по подготовке спортивных врачей, специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися, отнесенными к специальным медицинским группам, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;

– долгосрочное планирование объемов подготовки кадров по разным направлениям физической культуры и спорта со средним и высшим профессиональным образованием; расширение системы дополнительного профессионального образования;

– укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;

– осуществление обмена опытом подготовки физкультурных кадров с зарубежными странами, включая стажировку лиц профессорско-преподавательского состава;

– разработка новых научно-исследовательских направлений в области физической культуры и спорта;

– разработка программы поэтапного перехода от финансирования научных учреждений отрасли к финансированию значимых научно-исследовательских проектов;

– обеспечение подготовки, переподготовки и стимулирования деятельности общественных организаторов и методистов физической культуры;

– разработка и внедрение системы сертификации работников сферы физической культуры и спорта, предусматривающей систематическое обязательное повышение их квалификации с последующей аттестацией;

– обобщение и распространение практического опыта работы («секретов мастерства») выдающихся спортсменов, тренеров-новаторов, преподавателей-исследователей, работающих с детьми и молодежью.

В целях формирования комплексного подхода к развитию системы образовательных учреждений в системе физической культуры и спорта в настоящее время разработана и реализуется перспективная Концепция развития образования. Среди основных задач и приоритетных программ, включенных в неё, необходимо отметить следующие:

– развитие современной системы непрерывного образования;

– повышение качества профессионального образования;

– адаптация системы образования в области физической культуры и спорта к основным направлениям модернизации профессионального образования в Российской Федерации: введение уровневой системы профессионального образования, системы зачетных единиц, единого государственного экзамена, модернизации перечня направлений подготовки и специальностей, практикоориентированной подготовки профессиональных кадров;

– повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

– формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушного финансирования.