Глава 6
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕТИЕ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Задачи и функции финансового менеджмента
в спортивных организациях
Физическая культура и спорт не могут существовать и развиваться без финансовых ресурсов. У каждой страны есть своя собственная система национальной и локальной финансовой поддержки физкультурно-спортивных организаций. Большинство современных спортивных организаций, как в России, так и за ее пределами, получают финансовые ресурсы из самых разных источников: из бюджетов всех уровней, от реализации спортивных лотерей, от продажи билетов на соревнования, от рекламы, спонсорства, меценатства, от предпринимательской деятельности, от депозитных операций, от сдачи собственности в аренду и от многих других видов деятельности. С другой стороны, спортивные организации расходуют полученные по разным каналам денежные средства на собственные нужды, выплачивают заработные платы и премиальные спортсменам и тренерам, рассчитываются по кредитам с коммерческими банками, осуществляют налоговые отчисления в федеральный и местный бюджеты. Таким образом, финансы спортивной организации не пребывают в статичном состоянии, они постоянно циркулируют от одного плательщика к другому. И даже временно свободные денежные средства не должны лежать «мертвым грузом» (например, в виде наличных денег в кассе спортивного клуба), а должны приносить спортивной организации доход, желательно максимально возможный.
Естественно, что все эти задачи по управлению финансовыми потоками организации должны быть возложены на специальную экономическую службу (службу маркетинга).
Например, для обеспечения финансовой стабильности олимпийского движения в 1983 г. была создана Комиссия по маркетингу МОК. Данный отдел МОК обеспечивает функциональную цель маркетинговых усилий и напрямую работает с партнерами, трансляционными компаниями, НОК и оргкомитетами очередных Игр, чтобы:
- разрабатывать новые программы финансирования;
- поддерживать переговоры о правах на трансляцию Олимпийских игр и устанавливать контакты, соответствующие трансляционной политике МОК, делая трансляцию Игр доступной как можно большему количеству людей во всем мире и получать от этой деятельности финансовые средства для развития спорта;
- проводить переговоры с партнерами и спонсорами;
- помогать оргкомитетам Игр разрабатывать их собственные программы маркетинга в соответствии общими планами, одобренными на сессии МОК;
- обучать НОК маркетингу и тому, как разрабатывать свои местные программы маркетинга.
Таблица 6.1
Получение дохода от олимпийского маркетинга (Р. Джексон, 2006)
Источник | 1993-1996 гг., тыс. $ USA | 1997-2000 гг., тыс. $ USA | 2001-2004 гг., тыс. $ USA |
Теле- и радиовещание | 125100 | 1845000 | 2232000 |
ТОП-программы | 279000 | 579000 | 663000 |
Спонсорская поддержка внутри стран |
534000 |
655000 |
796000 |
Продажа билетов | 451000 | 625000 | 411000 |
Лицензирование | 115000 | 66000 | 87000 |
ВСЕГО | 2630000 | 3770000 | 4189000 |
Финансовое обеспечение Олимпийское движение получает с помощью 5 основных маркетинговых программ (табл. 6.1):
- продажа прав трансляции;
- ТОП – программы;
- спонсорство;
- продажа билетов;
- лицензирование.
МОК заключает соглашения с трансляционными компаниями, привлекает спонсоров и управляет всемирной ТОП-программой (программа «Олимпийская солидарность»). Оргкомитеты игр осуществляют управление национальными программами финансирования, продажей билетов и программами лицензирования в стране, принимающей Олимпийские игры.
Безусловно, для эффективного осуществления всех финансовых программ в спортивных организациях разного уровня, возглавлять маркетинговую службу должен компетентный специалист, хорошо разбирающийся в спорте и финансах. Специалиста такого профиля в мировой практике называют финансовым управляющим, или финансовым менеджером (от англ. manager – управляющий). Финансовый менеджер в спортивных клубах и организациях выполняет следующие функции:
– осуществляет финансовый анализ и планирование (в том числе бизнес-планирование);
– взаимодействует с коммерческими банками и разрабатывает кредитную политику;
– совместно с руководством спортивной организации планирует общую сумму трансфертов и объемы финансовых инвестиций;
– управляет потоками наличных денег (на заработную плату, командировочные спортсменам, тренерам и персоналу спортивной организации);
– осуществляет поиск и привлечение спонсоров;
– разрабатывает рекламную и маркетинговую стратегию спортивной организации.
Для того чтобы спортивная организация была благополучной в финансовом плане, финансовому менеджеру и его службе необходимо:
– тщательно анализировать предыдущие периоды финансовой деятельности спортивной организации, выявлять те статьи доходов, которые приносят высокую прибыль, а также статьи расходов, которые неоправданно велики и нуждаются в сокращении;
– осуществлять краткосрочное (до 1 года), среднесрочное (на 2-3 года) и долгосрочное (до 5 лет и более) финансовое планирование спортивной организации с целью упорядочения движения финансовых потоков и их взаимоувязывания. Такое планирование необходимо для упорядоченного и целенаправленного расходования финансовых средств на рекламную кампанию, на представительские расходы, на работу с общественностью, и т.д.;
– осуществлять бизнес-планирование коммерческих проектов и отдельных бизнес-операций спортивной организации;
– создавать информационную базу для принятия финансовых решений администрацией спортивной организации.
Осуществляя функции по управлению финансами организации, менеджер стоит перед выбором, в какие конкретно финансовые инструменты следует разместить денежные средства. Чтобы обеспечить выполнение поставленных задач, финансовому менеджеру требуется определенный механизм реализации. Таким механизмом являются разнообразные финансовые инструменты: банковские депозиты, заемные и валютные операции, ценные бумаги (акции, государственные и корпоративные облигации, векселя, фьючерсы, опционы). Кроме того, спортивная организация осуществляет вложения денежных средств в менеджеров, спортсменов и тренеров, которые в дальнейшем должны эти инвестиции окупить. Как правило, перед спортивной организацией или клубом также открыт широкий спектр возможностей по выгодному инвестированию средств в смежный бизнес, в покупку прибыльных предприятий из разных сфер экономики.
Смысл эффективного управления финансовыми активами спортивной организации состоит не в том, чтобы приобретать какие-либо финансовые инструменты в максимальном количестве, а в том, чтобы они обеспечивали:
1) максимальную доходность;
2) высокую надежность;
3) приемлемую ликвидность (т.е. возможность быстрой безущербной продажи).
Одновременное выполнение данных критериев – задача чрезвычайно сложная и подчас просто невыполнимая, поскольку иногда критерии конфликтуют друг с другом. Например, высоконадежные инвестиции почти всегда имеют низкую доходность. Таким образом, чтобы увеличить доходность, приходится делать более рискованные финансовые вложения. Следовательно, первый и второй критерии вступают в конфликт. А это обстоятельство, в свою очередь, означает, что при выборе того или иного финансового инструмента необходим разумный компромисс.
Кроме того, финансовому менеджеру следует помнить, что крайне нежелательно вкладывать денежные средства только в 1-2 инструмента – в таких условиях риск потери сделанных инвестиций значительно возрастает. Наиболее рациональным способом размещения инвестиций является их диверсификация (от diversificatio – разнообразие), то есть вложения капиталов в различные финансовые инструменты. Естественно, что такая стратегия уменьшает финансовые риски.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением