logo
Орг

Социальные функции физической культуры

Общекультурные

Специфические

Рис. 1.2 Социальные функции физической культуры

Функции физической культуры проявляются как средства и способы преобразовательной деятельности (в духов­ном, материальном, социальном аспектах) и, прежде всего, в физическом преобразовании самого человека. Одним из таких видов преобразователь­ной деятельности является изменение форм и функций человеческого орга­низма под воздействием целенаправленных физических упражнений, при­менение которых научно обосновано с позиции физиологии, педагогики и психологии, теории и методики видов физической культуры.

На каждом этапе своего развития общество разрабатывает концепции и создает общие программы развития, реализация которых ведет к наме­ченной цели. По отношению к обществу преобразовательная деятельность проявляется в об­ласти организации, создания государственных и общественных органов управления физической культурой. По отношению к природе эта деятельность носит опосредованный харак­тер, поскольку осуществляется через человека и его преобразующую дея­тельность.

Физическая культура, являясь относительно самостоятельным видом культуры, имеет и свои специфические функции, выражающие в конкрет­ной форме ее социальное бытие как области социально необходимой дея­тельности, ее способность удовлетворять запросы личности и общества в физическом совершенствовании людей всех возрастов и любого социаль­ного положения.

Специфические функции можно свести по признакам общности в сле­дующие группы:

  1. Общефизическое развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития (совершенствование физических качеств и способ­ностей, формирование и совершенствование двигательных навыков, про­тиводействие неблагоприятным условиям жизни и быта, создание основы для здорового образа жизни, и т.д.).

2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-при­кладная физическая подготовка, и т.д.).

Удовлетворение потребностей людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, переключение с одного вида деятельности на другой, активный отдых).

  1. Раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможнос­тей человека.

Единство этих аспектов определяемых социальными функциями физической культуры, реализуется, главным образом, через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей (Л.П.Матвеев, 1997)

Спорт, особенно спорт высших достижений, занимает автономное место в физкультурно-спортивном движении, поскольку его специфической основой является выявление и сопоставление максимальных возможностей человека в рамках соревновательной деятельности. Вместе с тем, в настоящее время спортивная деятельность не ограничивается этим. Спорт представляет собой многообразное общественное явление, он тесно связан с прочими сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием, воспитанием и т.д. В качестве продукта общественного развития спорт составляет органическую часть культуры общества, приобретая различные черты в зависимости от конкретных социальных условий.

По мнению Л.И. Лубышевой (1997,2009), спортивная культура проявляется как вид культуры, близкий по своему содержанию к культуре физической. Однако она содержит специфический результат человеческой деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения ценностей соревновательной и тренировочной деятельности, а также тех социальных отношений, которые обеспечивают ее эффективность.

Спорт предоставляет человеку более широкие возможности для двигательной и интеллектуальной деятельности, для проявления на новом, более высоком уровне его физических и духовных сил, для дальнейшего развития и распространения культуры физической. В процессе своей деятельности в спорте человек является субъектом и объектом собственного развития, как физического, так и интеллектуального, нравственного, психического. При этом и сам он воздействует на окружающий мир. В процессе спортивной деятельности определяются и развиваются адаптационные возможности человека, реализуются резервы функционирования его организма, которые, в свою очередь, проявляются во всем многообразии его предметной деятельности. А это является одной из важнейших осознанных потребностей человека.

Используя закономерности естественного развития человека, спортивная деятельность своими средствами и методами позволяет добиваться новых качественных результатов в формировании и развитии таких свойств человека, которые не даны ему от природы. Решая проблему воспроизводства физических способностей человека, она являются одним из важных средств формирования в полном объеме его культуры.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что спорту также присущи социальные функции. С этой точки зрения, необходимо говорить, прежде всего, о воздействии спорта на человека с целью удовлетворения его физических и духовных потребностей через демонстрацию спортивных достижений. Однако спорт не ограничивается только этим, его функции гораздо шире. Он по своей природе полифункционален (Н.И. Пономарев, 1996, Л.П. Матвеев, 1997, Ю.Ф. Курамшин, 2007). В настоящие время специалисты выделяют ряд присущих спорту основных социальных функций – специфических и неспецифических (общекультурных) (рис. 1.3).