logo search
Орг

22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 рабочих недель, – непосредственно в условиях спортивной школы, а также дополнительно 6 недель – в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.

Подготовка спортсменов по различным видам спорта в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и других организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, проводится в соответствии с учебно-тренировочными программами. Организация учебно-тренировочной деятельности без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов не допускается.

Программы подготовки спортсменов разрабатываются тренерами-преподавателями спортивных школ на основе типовых учебно-тренировочных программ и других программно-методических документов и утверждаются на тренерских советах отделений, а также директором спортивной школы.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления наиболее благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Среди инструментов организационно-методического управления важная роль принадлежит разработке и обоснованию основных направлений деятельности, которые должны быть представлены в документации по планированию и учету работы спортивной школы.

Основным документом, регламентирующим работу спортивной школы в течение учебного года, является годовой план спортивной школы, утверждаемый вышестоящей организацией. Он включает: задачи на учебный год; разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной и агитационной, финансово-хозяйственной работы; порядок медицинского обеспечения учащихся; порядок повышения квалификации кадров; задачи в работе с родителями и общеобразовательной школой.

Раздел учебной работы должен включать в себя расчет количественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году, распределение нагрузки тренерам и уточнение списочного состава их групп, утверждение программ подготовки спортсменов, расписание занятий, график участия в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, и т.д.

В разделе воспитательной и агитационной работы планируются беседы и диспуты на морально-этические темы, встречи с победителями и призерами крупнейших международных и всероссийских соревнований, проведение с ними совместных тренировочных занятий, показательные выступления учащихся в спортивных и общеобразовательных школах, проведение открытых первенств данной спортивной школы с приглашением спортсменов из других спортивных школ региона, и т.д. В числе других особого внимания заслуживает направление, которое связано с поддержанием контактов с выпускниками спортивной школы.

Эффективность управления подготовкой юных спортсменов во многом определяется профессиональной подготовленностью тренерско-преподавательского состава. Поэтому работа по повышению квалификации тренеров является весьма существенным звеном в деятельности спортивных школ. Она осуществляется в основном через проведение открытых тренировочных занятий и методическую учебу. Опыт работы многих школ показывает, что одной из действенных форм повышения знаний являются ежемесячные методические занятий с докладами тренеров по запланированной на год тематике. После обсуждения и внесения корректив тренер готовит реферат, который хранится в методическом кабинете. Такой подход дает возможность в сравнительно короткий срок накопить ценный материал, включающий в себя не только современную научно-методическую информацию, но и опыт работы самих тренеров. Другой формой повышения знаний является все шире практикуемая в настоящее время стажировка на занятиях ведущих специалистов на учебно-тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях.