13.2. Международный олимпийский комитет
Высший руководящий орган современного олимпийского движения – Международный олимпийский комитет (МОК) (IOC) был создан 23 июня 1894 г. в Париже на международном учредительном конгрессе, созванном для обсуждения актуальных проблем физического воспитания и спорта по инициативе известного французского общественного деятеля и педагога, основоположника современного олимпийского движения Пьера де Кубертена (1863–1937). Тогда же было принято решение о возрождении Олимпийских игр (с 1896 г.), задача по организации которых возложена на МОК.
В первый состав МОК были избраны представители Аргентины, Бельгии, Богемии, Великобритании, Венгрии, Греции, Италии, Новой Зеландии, России (генерал А.Д. Бутовский), США, Франции и Швеции. Первые члены МОК стали организаторами НОК в своих странах.
Уставный документ МОК – Хартия Олимпийских игр (нынешняя ее редакция действует с 11 февраля 2010 г.). Олимпийская хартия является сводом основополагающих принципов олимпизма, правил и официальных разъяснений, утвержденных Международным олимпийским комитетом, которые регламентируют структуру, механизм действия и процессы олимпийского движения и определяет условия проведения Олимпийских игр.
В соответствии с олимпийской хартией, МОК является неправительственной, некоммерческой организацией, которая обладает верховной властью в олимпийском движении. В обязанности МОК входит руководство развитием олимпийского спорта во всем мире, регулярное проведение Игр Олимпиад и Олимпийских зимних игр, их постоянное совершенствование. Деятельность МОК связана с повышением роли олимпийского спорта как фактора международного сотрудничества, укрепления мира, противодействие любым формам дискриминации, а также соблюдения в спорте принципов этики, правил честной игры, искоренения насилия, борьбы с допингом и угрозами здоровью спортсменов, обеспечения их социального и профессионального будущего.
Основной задачей МОК является распространение Олимпизма в мире и руководство Олимпийским движением.
Роль МОК заключается в том, чтобы:
- поощрять и поддерживать распространение этики в спорте, а также воспитывать молодежь посредством спорта и направлять усилия на то, чтобы в спорте господствовал дух честной игры, а насилие было запрещено;
- поощрять и поддерживать организацию, развитие и координацию спорта и спортивных соревнований;
- обеспечивать регулярное празднование Олимпийских Игр;
- сотрудничать с общественными и частными организациями и органами в том, чтобы поставить спорт на службу человечества, способствуя тем самым борьбе за мир;
- принимать участие в укреплении единства и защиты независимости Олимпийского движения;
- противодействовать против любой формы дискриминации, наносящей ущерб Олимпийскому движению;
- поощрять и поддерживать продвижение женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах с целью добиться осуществления принципа равенства мужчин и женщин;
- возглавлять борьбу против применения допинга в спорте;
- поощрять и поддерживать меры по защите здоровья спортсменов;
- противостоять любым политическим или коммерческим злоупотреблениям спортом и спортсменами;
- поощрять и поддерживать усилия спортивных организаций и органов общественного управления, направленные на обеспечение социального и профессионального будущего спортсменов;
- поощрять и поддерживать развитие спорта для всех;
- поощрять и поддерживать ответственность и заботу об охране окружающей среды, обеспечивать соблюдение экологических принципов при развитии спорта и требовать, чтобы Олимпийский игры проводились в соответствии с требованиями экологии;
- содействовать получению положительного результата от проведения Олимпийских Игр городом и страной, организующих Олимпийские игры;
- поощрять и поддерживать инициативы по стиранию граней между спортом, культурой и образованием
- поощрять и поддерживать деятельность Международной Олимпийской академии (МОА) и других учебных заведений, деятельность которых посвящена Олимпийскому образованию.
Международный олимпийский комитет определяет программу летних и зимних Игр, является высшей инстанцией при решении всех вопросов, связанных с их организацией и проведением (во время Игр право технического контроля за проведением соревнований передаётся международным федерациям по видам спорта); выбирает из городов, выдвинувших свои кандидатуры на проведение Игр, олимпийский город (решение принимается не позднее чем за 6 лет до этих Игр на сессии МОК); учреждает и присуждает олимпийские награды.
Наряду с этим, деятельность МОК связана с развитием массового спорта, обеспечением его органической взаимосвязи со спортом высших достижений, а также активным развитием олимпийского образования.
Своих членов МОК избирает из лиц, обладающих соответствующей квалификацией, которые проживают в странах, имеющих НОК, по рекомендации Исполкома МОК. Для страны избирается один член МОК (для крупнейших и наиболее активно участвующих в олимпийском движении стран, а также для тех стран, где уже проводились Олимпийские игры, могут быть 2 и более членов). Члены МОК, согласно Олимпийской хартии, являются его представителями в своих странах, а не представляют страны в МОК.
Согласно ныне действующему регламенту, член МОК избирается на 8 лет, после чего он может вновь переизбираться на восьмилетний срок. При этом член МОК не может быть старше 70 лет. Любой член МОК теряет свое членство без дальнейших формальностей, если он не переизбран на новый срок. Член МОК может подать в отставку в любое время. Он перестает быть членом, если меняет гражданство, или переместил центр основных интересов в страну, которая не является той, в которой он был избран; не принимает активного участия в течение 2 лет в работе МОК. Лица, занимающие исполнительные или высшие должности в НОК, всемирных или континентальных ассоциациях НОК, МСФ теряет членство по прекращению выполнения им тех функций, которые он выполнял в момент его выборов в члены МОК. Член МОК может быть исключен из МОК если Сессия МОК сочтет, что он пренебрег или сознательно предал интересы МОК или действовал недостойно члена МОК, за несоблюдение Олимпийской хартии.
Общее число членов МОК не должно превышать 115 человек, 15 из которых избираются из действующих олимпийских атлетов, 15 – из президентов национальных олимпийских комитетов (НОК), 15 – из президентов международных спортивных федераций (МСФ) и 70 – индивидуальные лица. В состав МОК входят также почетные члены, которые избираются пожизненно, но не имеют права голоса и не выбираются на должности в МОК: Почетный президент, Почетные члены (из числа лиц, являвшихся ранее членами МОК) и члены Почета («лиц, не являвшихся членами МОК», которые оказали ему «исключительные услуги»). Однако следует признать, что из 205 стран, НОК которых признаны МОК, своих представителей в его составе имеют лишь 79 стран. Практически половина членов МОК – граждане европейских государств. В настоящее время членами МОК являются 3 представителя России: Виталий Смирнов (с 1971 г.), Шамиль Тарпищев (с 1994 г.) и Александр Попов (с 1999 г.).
Верховным органами МОК являются: общее собрание его членов – именуемое Сессией, исполнительный комитет и президент. Сессии Международного олимпийского комитета созываются ежегодно. Они принимают основные решения по управлению олимпийским движением и обладают властью внесения изменений в Олимпийскую хартию. Решение сессии являются окончательными. В период между сессиями текущей работой руководит исполком, в состав которого, помимо президента Международного олимпийского комитета, входят 4 вице-президента и 10 «рядовых» членов, избираемых тайным голосованием на четырехлетний срок.
Президента МОК избирают на сессии МОК тайным голосованием, абсолютным большинством голосов присутствующих членов сроком на 8 лет, с возможностью однократного продления срока на 4 года.
Президентами Международного олимпийского комитета были: Д. Викелас в 1894–1896 гг., П. де Кубертен в 1896–1910 гг. и 1919-1925 гг. (в 1910–1919 гг. обязанности президента исполнял Г. де Блоне, Швейцария), А. де Байе-Латур в 1925–1942 гг., З. Эдстрём в 1942–1952 гг., Э. Брэндедж в 1952–1972 гг., М. Килланин в 1972–1980 гг., Х.А. Самаранч в 1980-2001 гг., Ж. Рогге с 2001 г.
В системе МОК действуют также постоянные или специальные комиссии и рабочие группы: по этике, по выдвижению кандидатур, по Олимпийской Солидарности, финансовая, медицинская, атлетов, прессы, международных связей и др. Комиссии изучают конкретные вопросы олимпийского движения, организации и проведения Игр Олимпиад и Олимпийских зимних игр, готовят соответствующие рекомендации для Сессии, Исполкома или президента МОК. В составе комиссий – члены Международного олимпийского комитета, а также эксперты, члены НОК, международных спортивных федераций и др. Штаб-квартира МОК находится в Лозанне (Швейцария).
Администрация МОК находится под управлением генерального директора, который в соответствии с данными ему президентом полномочиями руководит с помощью директоров, возглавляющих различные отделы (Олимпийские игры, Международное сотрудничество и развитие, Финансы и администрация, Спорт, Связи с НОК, Связи с общественностью, Технологии, Информационный менеджмент, Телевидение и маркетинг, Юридические вопросы, Медицина).
МОК принадлежит исключительное право на организацию и проведение Олимпийских игр, а также на олимпийский символ, флаг, девиз и гимн. Официальные языки Международного олимпийского комитета – французский и английский, на сессиях обеспечивается синхронный перевод на испанский, русский и немецкий языки.
МОК полностью финансируется из частных средств. Бюджет Международного олимпийского комитета составляют суммы от реализации билетов на Олимпийские игры, продажи прав показа Игр по телевидению, спонсорской помощи, а также лицензий на издательскую деятельность, тематических кинофильмов и видеопрограмм, сувенирной и прочей продукции с олимпийской символикой, и т.д. Ежегодный оборот денежных средств МОК уже превысил 1 млрд. долларов. Большую часть бюджетных средств МОК передаёт в целях развития спорта и олимпийского движения нуждающимся в помощи международным федерациям и национальным олимпийским комитетам.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением