10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
В условиях чрезвычайной демографической ситуации, характерной для современного российского общества, интенсификации производства, роста экономических потерь от заболеваемости и травматизма, повышаются требования к уровню физического здоровья и профессионально-прикладной подготовке работника. Сохранение здоровья трудящихся – это не только предпосылка высокой производительности труда, улучшения благосостояния, но и залог устойчивого социально-экономического развития страны.
В современном мире нарастает осознание роли массового спорта и физкультурно-спортивной деятельности как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни – в целом, физическая культура и массовый спорт – в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.
Специалисты отмечают существенное повыше роли физической культуры и массового спорта как одного из главных инструментов в борьбе с социально-экологическом утомлением, стрессогенными заболеваниями, социальными болезнями - алкоголизмом, наркоманией. Массовый спорт является важным фактором мотивационной и физиологической стимуляции интеллектуальной деятельности.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определено понятие массовый общедоступный спорт как – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных соревнованиях.
Массовый спорт выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. В отличие от спорта высших достижений, целью которого является демонстрация высоких результатов в избранном виде соревновательной деятельности, в массовом спорте преимущественно решаются задачи, аналогичные задачам физического воспитания: воспитательные, оздоровительные, социально-экономические, профессионально-прикладные, связанные с поддержанием занимающимися своего оптимального физического состояния (кондиции), физической и психоэмоциональной рекреации и реабилитации, и т.д., через личную заинтересованность в подготовке и участии в соревновательной деятельности. Полифункциональный характер этой сферы спорта проявляется также в развитии физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организации общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактике заболеваний, воспитании подрастающего поколения.
В физкультурно-спортивной сфере с многообразием ее организационных форм удается максимально сбалансировать и сблизить личные и общественные интересы в создании условий направленного развития и сохранения дееспособности человека, оптимизации его здоровья и физического совершенствования, способствующие его долголетию, а также формированию здорового морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению заболеваемости, травматизма. Здоровье - социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость.
Огромный социальный потенциал физической культуры и массового спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации. Забота о развитии массового спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Конец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации массового физкультурно-спортивного движения. Оно стало строится на совершенно новых экономических и правовых отношениях. Его развитие связано с активным внедрением малозатратных поведенческих программ, таких как «Здоровье ради жизни», «Здоровое сердце», «Жизнь – будь в ней», «Тримминг 130», которые направлены на формирования моральной и материальной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни, что не в последнюю очередь определено происходящими негативными демографическими процессами.
Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и объединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов. Развитием «спорта для всех» в различных территориальных единицах, прежде всего в городах, занимаются муниципальные органы, а на местах – коммуны и общины, которые расходуют на эти цели от 1 до 3% своих общих бюджетов, вырабатывают и осуществляют совместно со спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику.
Во многих зарубежных странах массовый спорт и физкультурно-спортивная деятельность на всех своих уровнях являются универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение, составной частью которого является и российский спорт, стало одним из самых мощных и массовых международных движений. Таким образом, в мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и массового спорта, что проявляется:
– в широком использовании физической культуры и массового спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;
– в повышении роли государства в поддержке развития движения «спорт для всех», общественных форм организации и деятельности в этой сфере;
– в продлении активного творческого долголетия людей;
– в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;
– в использовании физкультуры и спорта как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;
– в вовлечении в занятия физической культурой и массовым спортом трудоспособного населения;
– в использовании «спорта для всех» в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;
– в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры и массового спорта и в формировании здорового образа жизни;
– в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
– в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
В развитых западных странах никогда не было существенных противоречий между спортом высших достижений и «спортом для всех», ибо их развитием занимались преимущественно различные организации и разные люди. В России организация управлением спортом высших достижений и массовым спортом всегда осуществлялась практически всеми организационными структурами без разделения полномочий.
В последнее время в ряде публикаций отечественных специалистов по теории массового спорта наметилось четкое понимание необходимости разделения, хотя бы в теории, управления сферами «спорта для всех» и спорта высших достижений. Однако на практике весь спорт и управление им на всех уровнях (как по вертикали, так и по горизонтали) до сих пор организованы без разделения на «спорт для всех» и спорт высших достижений. Причем его основная ориентация направлена преимущественно на спорт высших достижений.
Так, например, в детско-юношеском спорте система организаций, ориентированных на проведение спортивно-оздоровительной работы с детьми (ДЮКФП), находится в зачаточном состоянии и имеет тенденцию к сокращению. Детско-юношеский спорт, преимущественно построенный по типу спорта высших достижений, нацелен на поиск талантов с раннего возраста, что сопровождается отбором и постоянным «отсевом» (не всегда оправданным) тех, кто менее перспективен для большого спорта, натаскиванием и форсированием подготовки наиболее перспективных. Но главное, что при этом «ставится крест» на массовости, которую может обеспечить лишь «спорт для всех».
Вместе с тем в последнее время отмечается изменение общественного сознания, возрастание идеалов здорового образа жизни в системе ценностей людей, особенно молодежи, которое сопровождается постепенным увеличением занимающихся физической культурой и спортом, увеличивается количество массовых спортивных соревнований для детей и молодежи, как в регионах, так и на федеральном уровне.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением