5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
Формирование физической культуры личности в вузе подчинено объективным закономерностям, важнейшими из которых являются: зависимость ее содержания от характера общественного строя; зависимость от требований научно-технической революции и вызванных ею изменений в характере профессионального труда и др. В то же время этот процесс подчиняется и закономерностям, определяющим зависимость уровня физической культуры личности от ее духовного состояния, осознания личностью значимости формирования у себя материальных и духовных компонентов физической культуры для осуществления профессиональной деятельности.
Поскольку речь идет о физической культуре личности, следует рассмотреть само понятие личности, ее структурные элементы для того, чтобы далее проследить динамику формирования всесторонне развитой гармонической личности.
Для решения поставленной задачи обратимся к структуре личности, разработанной К.К.Платоновым. В данной структуре содержатся следующие подструктуры: 1) направленность (как у ряда других авторов, - высший, в основном социально обусловленный, компонент личности, формируемый путем воспитания); 2) опыт (отражение ранее приобретенных в процессе воспитания знаний, навыков, умений и привычек); 3) психические процессы (характерные для данного человека социально сформированные путем упражнений на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических процессов: восприятия, внимания и др.); 4) биопсихические свойства (низшая, в основном биологически обусловленная, подструктура личности, включающая темперамент, половые и возрастные свойства).
Таким образом, К.К.Платонов укладывает все свойства личности в четыре иерархические подструктуры, каждая из которых имеет свойственные ей соотношения биологического и социального. Выделение биологического и социального уровней в структурной организации личности не означает их механического соединения. Сложность проблемы структурно-уровневой организации личности заключается не в самой по себе констатации наличия тех или иных уровней, а в уяснении характера их взаимосвязи.
Ориентируясь на представленную структуру личности и на понятие физической культуры личности, рассмотрим возможности ее целенаправленного формирования, а также некоторые показатели развития отдельных компонентов структуры личности.
Обращаясь поочередно (образно говоря снизу вверх) ко всем компонентам (подструктурам) личности, можно видеть возможности достижения соответствующего высокого уровня физического состояния, физической подготовленности и духовных ценностей в виде стремления к физическому совершенству, сознания готовности к труду и обороне Родины, необходимых для этого знаний, умений и привычек.
В 4-й подструктуре личности (биопсихические свойства) на основе достаточно регулярных физических упражнений на учебных занятиях, во время утренней физической зарядки, в ходе спортивной работы, путем физической тренировки возможно достижение важных позитивных изменений даже в чертах темперамента, в динамике основных нервных процессов.
Активное воздействие на 4-ю подструктуру личности (например, на ее темперамент) оказывают мероприятия по аутотренингу, где четко рассматривается также и взаимосвязь биологического и социального. Произвольная релаксация мышечной массы, регуляция дыхательных движений на базе моторно-висцеральных отношений предопределяет снижение вегетативных реакций, а вслед за тем ведет к оптимизации психологических реакций.
При воздействии на человека с целью совершенствования его физических качеств мы сталкиваемся с особым проявлением категорий качества, количества и меры. Количественное увеличение физических нагрузок ведет к новому проявлению качества силы, быстроты, ловкости, выносливости. Глубина качественных изменений в данном случае обычно ограничивается уровнем прежней формы движения, хотя при этом имеет место иная качественная определенность. Важно и то, что при условии низкой физической культуры, нарушении научно-обоснованных критериев тренировки, пренебрежения культурой упражнения возможен негативный исход, т.е. не переход на новую ступень физического совершенства, а резкое падение функциональных возможностей организма, формирование качественно нового функционального состояния «перетренировки». Это уже - скачок, включающий в себя отрицание прежнего явления новыми явлениями (состояние здоровья – состояние болезни). Но закон отрицания в данном случае реализуется не путем перехода в новое, более совершенное, качество, более богатое содержание, а отрицанием ранее достигнутого физического состояния.
Подчеркивая особую важность ориентировки на категорию меры, необходимо обратиться к тем многочисленным примерам из практики физической культуры и спорта, которые показывают, что передозирование физических нагрузок стимулирует развитие различных предпатологических и патологических состояний, в частности перетренировку. Так, при оптимальных физических нагрузках наблюдается определенная утомляемость организма человека, которая, однако, не препятствует росту тренировочного эффекта. В случаях нарушения меры в предъявлении физических нагрузок, их увеличении выше допустимого, происходит излишняя кумуляция утомления организма, что обычно вызывает падение тренировочного эффекта. Последующее увеличение нагрузок (нарушение категории меры) ведет к неблагоприятным функциональным и даже патологическим состояниям.
Вновь возвращаясь к понятию физической культуры личности, оценим ее с позиции предупреждения негативных явлений в физической рекреации, обратив внимание на значимость соответствующих знаний, умений, к характеристике которых мы подойдем чуть позже, при рассмотрении подструктуры личности – «опыт».
В 3-й подструктуре личности (психические процессы) в ходе формирования культуры личности возможно целенаправленное развитие и совершенствование внимания (его распределения и переключения, устойчивости, развития оперативной памяти; быстроты в действиях, в том числе при выполнении движений, достаточно сложных в психомоторном отношении, и ряда других качеств) средством физической подготовки.
В данном случае, с одной стороны, имеет место спортивное развитие личности на основе применения средств физической культуры в виде определенных физических упражнений, приемов физической тренировки. С другой стороны, происходит целенаправленное формирование самой физической культуры личности данного человека благодаря повышению его возможностей в выполнении каких-либо операций, связанных с психическими и психомоторными действиями.
Во 2-й подструктуре личности (опыт), где отражены результаты обучения, воспитания, труда и общения в процессе овладения различными знаниями в области физического воспитания, физического развития, накапливаются соответствующие взаимосвязанные компоненты физической культуры личности. Это, прежде всего знания теоретических сведений по теории и методике физической культуры, гигиене, спорту, получаемые с помощью средств массовой информации, печати, радио, телевидения. Например, при сдаче нормативов учебной программы студентами в качестве требований предусмотрено теоретическое изучение основных положений системы физического воспитания, правил личной и общественной гигиены.
Обращаясь к 1-й подструктуре личности (направленности), мы исходим из положения о том, что сущность ее составляет основы научного мировоззрения, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, интересы в труде, искусстве, а также в физической культуре и спорте. Таким образом, данная подструктура, являясь определяющей основной частью структуры личности, выступает также и основным ядром физической культуры личности.
Исходя из этого, можно заключить, что задача физической культуры в отношении направленности личности состоит в обогащении ее духовными ценностями в процессе физического совершенствования. Это – претворение в жизнь общечеловеческих идеалов и ценностей в области физической культуры и спорта; повышение эффективности воспитательной работы с физкультурниками и спортсменами; мероприятия, связанные с формированием у них прочных мировоззренческих позиций в области физической культуры и спорта и т.д.
Формирование физической культуры личности сопровождается, как уже отмечалось выше, развитием у него научного мировоззрения. В процессе применения различных средств физического воспитания во всем многообразии его форм и содержания человек обогащает себя новыми знаниями о естественнонаучных основах физического воспитания для укрепления своего здоровья, развития силы, ловкости, быстроты, выносливости, о своей собственной природе, об особенностях своего организма, об окружающей среде. При этом часто возникают вопросы, побуждающие личность к творческому поиску ответа. Рост знаний вызывает потребность в их пополнении, углублении, расширении. Познавая через физическую культуру и спорт себя, окружающий мир, человек лучше представляет свое место в нем. Осознание подвластности природы человеческому разуму, творческому и упорному труду делает людей внутренне богаче, возвышеннее, вдохновеннее. Изменяя с помощью физической культуры и спорта самого себя на пути к физическому совершенствованию, военнослужащий еще раз убеждается в том, что только человек творит окружающий мир, учитывая и используя объективно действующие законы. Это укрепляет мировоззренческие позиции личности.
Физическая подготовка и спорт способны приводить в активное динамическое состояние внутренний мир личности, ее интеллектуальную и эмоционально-чувственную стороны, что позволяет целеустремленно воздействовать на процесс их формирования.
Это повышает возможности человека в чувственном познании мира, обогащает его эмоциональную жизнь, чувства, в которых отражаются связи личности с обществом.
Первым показателем развития физической культуры личности является количественно-качественная характеристика оптимального уровня развития силы, быстроты, ловкости, выносливости и ряда специальных физических качеств, необходимых в различных видах профессиональной, в частности военно-профессиональной, деятельности. Мерой же их оценки следует считать готовность к выполнению социально-значимых задач, в том числе – по защите Родины.
Вторым показателем является направленность на занятия физкультурой. Как было отмечено ранее, во всех известных подходах к структуре личности наиболее важным ее элементом считается направленность, поэтому при оценке физической культуры воина, в первую очередь, следует обратить внимание на направленность, на духовные ценности в области физической культуры. Если же направленность личности характеризуется совокупностью доминирующих мотивов, доминирующих отношений, то в качестве ее критериев целесообразно, прежде всего, видеть показатели личностного отношения к физической культуре как составной части общей культуры общества, положительного отношения к ее духовным ценностям, ее идеалам в области гармонического развития личности.
Отношение к занятиям физическими упражнениями и спортом может иметь коллективистский, гуманистический характер или же эгоистический, потребленческий. Естественно, что в качестве критерия при этом должна явиться социальная, общественная окраска мотивации человека, степень выраженности стремления к физическому совершенствованию в целях обеспечения готовности к труду и обороне Родины.
Третьим показателем сформированности физической культуры личности является отношение к ее основам, понимание ее сущности с материалистических позиций научного мировоззрения, убежденность в необходимости занятий физической культурой и прикладными видами спорта.
Четвертым показателем служит степень обоснованности соответствующих ценностных ориентаций, перехода их в сознание и эмоционально-волевую сферу личности. Речь идет о наличии глубокой убежденности человека в необходимости формирования у себя физической культуры.
Пятый показатель подлинной физической культуры личности – действенность сформированных духовных ценностей, воплощение их в устойчивые привычки к регулярным занятиям физкультурой, физическими упражнениями, к использованию естественных сил природы для закаливания организма.
В качестве шестого показателя может рассматриваться активная пропаганда физической культуры, борьба за широкое ее внедрение в жизнь.
Седьмым показателем сформированности физической культуры личности являются уровень знаний в области личной гигиены и наличие соответствующих навыков выполнения физических упражнений. Сюда же можно отнести и знания теории, психологии физического воспитания и спорта, его научно-естественных основ, методологической базы.
Восьмым показателем является развитие тех психических и психомоторных качеств, которые в большей мере совершенствуются в ходе выполнения физических упражнений. К числу таких качеств относятся: быстрота и точность восприятия, распределение, переключение и устойчивость внимания, точность и соразмерность движений, которые являются показателями соответствующей стороны их физической культуры и способствуют овладению целым рядом специальностей.
В качестве девятого показателя развития физической культуры, как некоторое обобщенное свойство личности, тесно связанные со всеми ее подструктурами, может быть рассмотрена эмоционально-волевая устойчивость. Применительно к юридической деятельности это качество характеризуется способностью к поддержанию устойчивости психических, психомоторных процессов, высокой работоспособности в условиях воздействия сильных психогенных факторов.
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод. Действенным и эффективным направлением формирования физической культуры воина является обращение к основным структурным элементам его личности. При воздействии на составляющие компоненты личности (направленность, опыт, психические процессы, биопсихические свойства) возможно достижение необходимых высоких показателей физического состояния, физической подготовленности и духовного развития, что характеризует соответствующий уровень физической культуры личности и является одним из важных условий успехов в профессиональной деятельности.
Основными показателями развития физической культуры личности являются: ее готовность к овладению профессиональной деятельностью; уровень знаний в области физической культуры и спорта и соответствующие убеждения, определяющие стремление к физическому совершенству; осознание его высокого значения в готовности к труду и обороне Родины.
- Физическая культура Курс лекций
- Содержание
- Введение
- 1. Физическая культура в структуре профессионального образования
- 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования.
- 2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе
- Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
- Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.
- 3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов
- Обязанности студентов:
- 4. Структура и основное содержание учебной программы
- Содержание учебной дисциплины (специалисты)
- Содержание учебной дисциплины (бакалавры)
- 4.1.Теоретический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.2. Методико-практический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.3. Учебно-тренировочный раздел
- Требования к знаниям и умениям
- Легкая атлетика
- Атлетическая гимнастика и гиревой спорт
- Спортивные игры
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (самбо) Самооборона без оружия (боевые приемы борьбы)
- 4. Контрольно-оценочный раздел
- Оценка освоения учебного материала
- Оценка физической подготовленности студентов
- Оценка физической подготовленности учебной группы (курса, факультета, учебного заведения)
- Проверка и оценка теоретической и методико-практической подготовленности
- Обязательная итоговая аттестация по физической культуре
- Контрольные вопросы
- 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
- 2. Сущность спорта как вида культуры физической
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
- 4. Сущность и содержание физической культуры личности
- 5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
- 6. Средства и основные составляющие физической культуры
- 6.1. Средства физической культуры
- 6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры2
- 6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры.
- Контрольные вопросы
- 1. Биологические основы физической культуры
- 1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе4
- 1.2. Анатомо-морфологическое строение организма5. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность
- Системы органов
- Система опоры и движения
- Кровеносная (сердечно-сосудистая) система
- Сравнительные показатели состояния сердца нетренированного и тренированного человека
- Дыхательная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы как самостоятельная система организма
- Другие внутренние органы и системы организма человека
- 1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования
- Возрастные изменения длины тела (рост)
- Соотношение длины и массы тела
- Естественное становление основных физических качеств
- Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m (по материалам в. К. Бальсевича, в.А. Запорожанова)
- 1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека
- 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Влияние природно-климатических факторов
- Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по ф.П. Суслову, е.Б. Гиппенрейтеру)
- 2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
- 2.3. Влияние сугубо социальных факторов
- Контрольные вопросы
- 1. Психофизиологические основы учебного труда студентов
- 1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента
- 1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность
- Характеристики степени утомления при умственном труде
- 1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения
- 1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
- Изменение градиента умственной работоспособности, %
- Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов
- 1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме
- 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
- Характеристика интеллектуальной деятельности студентов с разным уровнем да
- Сравнительные данные о частоте встречаемости психолого-эмоциональных признаков и вегетативных жалоб у студентов (по данным игу)9
- 3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
- 3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему
- 3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему
- 3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат
- 3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему
- Контрольные вопросы
- 1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье
- 2. Модели развития болезней
- 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 3.1. Оптимальный режим труда и отдыха
- 3.2. Рациональный режим питания
- 3.3. Организация сна
- 3.4. Оптимальная двигательная активность
- 3.5. Отказ от вредных привычек
- 3.6. Личная гигиена и закаливание
- 3.7. Культура межличностного общения
- 4. Система управления здоровьем
- Контрольные вопросы
- Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.
- 1. Принципы физического образования и воспитания
- 1.1 Социальные принципы
- 1.2 Дидактические принципы
- 2. Средства физического образования и воспитания
- 3. Методы физического образования
- 4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков
- Физиологические фазы процесса формирования двигательного навыка.
- 5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
- 6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
- Контрольные вопросы:
- 1. Развитие силовых способностей
- Основные параметры методов развития силовых способностей (высококвалифицированные спортсмены)
- 2. Развитие скоростных способностей
- Контроль за уровнем развития специальных качеств бегуна на 100 м
- 3. Развитие выносливости
- 4. Развитие двигательно-координационных способностей
- 5. Развитие гибкости
- Дозирование упражнений в одном занятии и время, необходимое для достижения 90 % подвижности
- Контрольные вопросы:
- 1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля
- 1.1. Врачебный контроль
- 1.2. Педагогический контроль
- 1.3. Врачебно-педагогический контроль
- 1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Примерная форма дневника самоконтроля
- 2. Методы исследования и оценки физического состояния
- 2.1. Методы исследования и оценки физического развития
- Оценка антропометрических показателей
- 2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы
- Уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [по: Апанасенко]
- Показатели тренированности сердца
- 2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
- Оценка физиометрических показателей
- 2.4. Исследование и оценка работоспособности
- Высота ступеньки и время восхождения при проведении Гарвардского степ-теста
- Физическая работоспособность по показателю ист
- Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста *
- Определение результатов модифицированного теста Купера
- 2.5. Контроль и оценка физической подготовленности
- 2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей
- Оценка показателей скоростных способностей
- 2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей
- Оценка показателей силовых способностей
- 2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей
- Оценка показателей скоростно-силовых способностей
- 2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
- Оценка вестибулярной устойчивости
- 2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости
- Оценка показателей общей выносливости
- 2.5.6. Контроль и оценка гибкости
- Оценка показателей гибкости
- 2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности
- Критерии оценки физической подготовленности по результатам выполнения спортивного разряда по полиатлону
- 3. Определение величины тренировочной нагрузки
- Внешние признаки утомления при занятиях
- Контрольные вопросы
- 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний
- 2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий
- 2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры.
- 2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
- 3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
- 4. Основные методические положения самостоятельных занятий
- 4.1. Общие методические положения
- 4.2. Специфические принципы спортивной тренировки
- 5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности
- 5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха
- Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок
- Программа поддержания хорошего уровня физической
- 5.2 Коррекция физического развития и телосложения
- 5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов
- 6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма Гигиена мест занятий, одежды и обуви
- Гигиена тела, питания и питьевой режим
- Профилактика травматизма и заболеваний
- Основные особенности самостоятельных занятий для женщин
- Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий
- Контрольные вопросы
- Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета
- I. Теоретический раздел (Вопросы 1-48)
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
- Тема 10. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Тема 11. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
- Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
- Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- II. Методико-практический раздел (рассказ, показ). (Вопросы 1-27) Вопросы к семестровым зачетам
- 6 Семестр
- 7 Семестр
- Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре