Содержание
ЛЕКЦИЯ 1 8
Физическая культура в профессиональной подготовке студента 8
1. Физическая культура в структуре профессионального образования 8
2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе 11
3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов 17
4. Структура и основное содержание учебной программы 20
4.1.Теоретический раздел 21
4.2. Методико-практический раздел 23
4.3. Учебно-тренировочный раздел 27
4. Контрольно-оценочный раздел 30
Дополнительный материал: критерии разносторонней физической подготовленности (спортивные достижения профессора Шевцова В.В.). 39
Контрольные вопросы 41
ЛЕКЦИЯ 2 43
Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества 43
1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры 43
2. Сущность спорта как вида культуры физической 45
3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе 48
4. Сущность и содержание физической культуры личности 52
5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития 55
6. Средства и основные составляющие физической культуры 60
6.1. Средства физической культуры 60
6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры 61
6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры. 63
Контрольные вопросы 64
ЛЕКЦИЯ 3 66
Биологические и социально- биологические основы физической культуры 66
1. Биологические основы физической культуры 67
1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе 67
1.2. Анатомо-морфологическое строение организма. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность 68
1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система 80
1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования 81
1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека 85
2. Социально-биологические основы физической культуры 85
2.1. Влияние природно-климатических факторов 86
2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека 87
2.3. Влияние сугубо социальных факторов 88
Контрольные вопросы 89
ЛЕКЦИЯ 4 91
Психофизио-логические основы учебного труда студентов. Средства физической культуры в регулировании работоспособности 91
1. Психофизиологические основы учебного труда студентов 92
1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента 92
1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность 95
1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения 97
1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период 100
1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме 102
2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов 103
3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся 110
3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему 110
3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему 110
3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат 111
3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему 111
Контрольные вопросы 111
ЛЕКЦИЯ 5 113
Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья 113
1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье 114
2. Модели развития болезней 114
3. Здоровый образ жизни и его составляющие 115
3.1. Оптимальный режим труда и отдыха 116
3.2. Рациональный режим питания 116
118
3.3. Организация сна 118
3.4. Оптимальная двигательная активность 119
3.5. Отказ от вредных привычек 120
3.6. Личная гигиена и закаливание 127
3.7. Культура межличностного общения 129
4. Система управления здоровьем 131
Контрольные вопросы 132
ЛЕКЦИЯ 6 133
Педагогические основы физического воспитания: основы обучения двигательным действиям 133
1. Принципы физического образования и воспитания 134
1.1 Социальные принципы 134
2. Средства физического образования и воспитания 139
3. Методы физического образования 143
4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков 148
5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям 150
6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия 154
Контрольные вопросы: 155
ЛЕКЦИЯ 7 157
Педагогические основы физического воспитания: воспитание (развитие) физических качеств 157
1. Развитие силовых способностей 158
Основные параметры методов развития силовых 162
2. Развитие скоростных способностей 163
3. Развитие выносливости 167
4. Развитие двигательно-координационных способностей 173
5. Развитие гибкости 178
Контрольные вопросы: 180
ЛЕКЦИЯ 8 182
Врачебный, педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом 182
1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля 183
1.1. Врачебный контроль 183
1.2. Педагогический контроль 184
1.3. Врачебно-педагогический контроль 185
1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом 186
2. Методы исследования и оценки физического состояния 188
2.1. Методы исследования и оценки физического развития 188
2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы 192
2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания 195
2.4. Исследование и оценка работоспособности 198
2.5. Контроль и оценка физической подготовленности 202
2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей 202
202
2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей 202
2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей 205
2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей 208
2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости 214
2.5.6. Контроль и оценка гибкости 215
2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности 216
Контрольные вопросы 220
ЛЕКЦИЯ 9 223
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом. 223
1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний 224
2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий 224
2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры. 224
2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий 227
3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими 227
4. Основные методические положения самостоятельных занятий 228
4.1. Общие методические положения 228
4.2. Специфические принципы спортивной тренировки 229
5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности 230
5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха 231
5.2 Коррекция физического развития и телосложения 239
5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов 243
6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма 245
Контрольные вопросы 247
Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета 249
Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре 254
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Физическая культура Курс лекций
- Содержание
- Введение
- 1. Физическая культура в структуре профессионального образования
- 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования.
- 2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе
- Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
- Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.
- 3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов
- Обязанности студентов:
- 4. Структура и основное содержание учебной программы
- Содержание учебной дисциплины (специалисты)
- Содержание учебной дисциплины (бакалавры)
- 4.1.Теоретический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.2. Методико-практический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.3. Учебно-тренировочный раздел
- Требования к знаниям и умениям
- Легкая атлетика
- Атлетическая гимнастика и гиревой спорт
- Спортивные игры
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (самбо) Самооборона без оружия (боевые приемы борьбы)
- 4. Контрольно-оценочный раздел
- Оценка освоения учебного материала
- Оценка физической подготовленности студентов
- Оценка физической подготовленности учебной группы (курса, факультета, учебного заведения)
- Проверка и оценка теоретической и методико-практической подготовленности
- Обязательная итоговая аттестация по физической культуре
- Контрольные вопросы
- 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
- 2. Сущность спорта как вида культуры физической
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
- 4. Сущность и содержание физической культуры личности
- 5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
- 6. Средства и основные составляющие физической культуры
- 6.1. Средства физической культуры
- 6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры2
- 6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры.
- Контрольные вопросы
- 1. Биологические основы физической культуры
- 1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе4
- 1.2. Анатомо-морфологическое строение организма5. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность
- Системы органов
- Система опоры и движения
- Кровеносная (сердечно-сосудистая) система
- Сравнительные показатели состояния сердца нетренированного и тренированного человека
- Дыхательная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы как самостоятельная система организма
- Другие внутренние органы и системы организма человека
- 1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования
- Возрастные изменения длины тела (рост)
- Соотношение длины и массы тела
- Естественное становление основных физических качеств
- Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m (по материалам в. К. Бальсевича, в.А. Запорожанова)
- 1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека
- 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Влияние природно-климатических факторов
- Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по ф.П. Суслову, е.Б. Гиппенрейтеру)
- 2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
- 2.3. Влияние сугубо социальных факторов
- Контрольные вопросы
- 1. Психофизиологические основы учебного труда студентов
- 1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента
- 1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность
- Характеристики степени утомления при умственном труде
- 1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения
- 1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
- Изменение градиента умственной работоспособности, %
- Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов
- 1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме
- 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
- Характеристика интеллектуальной деятельности студентов с разным уровнем да
- Сравнительные данные о частоте встречаемости психолого-эмоциональных признаков и вегетативных жалоб у студентов (по данным игу)9
- 3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
- 3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему
- 3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему
- 3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат
- 3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему
- Контрольные вопросы
- 1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье
- 2. Модели развития болезней
- 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 3.1. Оптимальный режим труда и отдыха
- 3.2. Рациональный режим питания
- 3.3. Организация сна
- 3.4. Оптимальная двигательная активность
- 3.5. Отказ от вредных привычек
- 3.6. Личная гигиена и закаливание
- 3.7. Культура межличностного общения
- 4. Система управления здоровьем
- Контрольные вопросы
- Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.
- 1. Принципы физического образования и воспитания
- 1.1 Социальные принципы
- 1.2 Дидактические принципы
- 2. Средства физического образования и воспитания
- 3. Методы физического образования
- 4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков
- Физиологические фазы процесса формирования двигательного навыка.
- 5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
- 6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
- Контрольные вопросы:
- 1. Развитие силовых способностей
- Основные параметры методов развития силовых способностей (высококвалифицированные спортсмены)
- 2. Развитие скоростных способностей
- Контроль за уровнем развития специальных качеств бегуна на 100 м
- 3. Развитие выносливости
- 4. Развитие двигательно-координационных способностей
- 5. Развитие гибкости
- Дозирование упражнений в одном занятии и время, необходимое для достижения 90 % подвижности
- Контрольные вопросы:
- 1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля
- 1.1. Врачебный контроль
- 1.2. Педагогический контроль
- 1.3. Врачебно-педагогический контроль
- 1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Примерная форма дневника самоконтроля
- 2. Методы исследования и оценки физического состояния
- 2.1. Методы исследования и оценки физического развития
- Оценка антропометрических показателей
- 2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы
- Уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [по: Апанасенко]
- Показатели тренированности сердца
- 2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
- Оценка физиометрических показателей
- 2.4. Исследование и оценка работоспособности
- Высота ступеньки и время восхождения при проведении Гарвардского степ-теста
- Физическая работоспособность по показателю ист
- Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста *
- Определение результатов модифицированного теста Купера
- 2.5. Контроль и оценка физической подготовленности
- 2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей
- Оценка показателей скоростных способностей
- 2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей
- Оценка показателей силовых способностей
- 2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей
- Оценка показателей скоростно-силовых способностей
- 2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
- Оценка вестибулярной устойчивости
- 2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости
- Оценка показателей общей выносливости
- 2.5.6. Контроль и оценка гибкости
- Оценка показателей гибкости
- 2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности
- Критерии оценки физической подготовленности по результатам выполнения спортивного разряда по полиатлону
- 3. Определение величины тренировочной нагрузки
- Внешние признаки утомления при занятиях
- Контрольные вопросы
- 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний
- 2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий
- 2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры.
- 2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
- 3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
- 4. Основные методические положения самостоятельных занятий
- 4.1. Общие методические положения
- 4.2. Специфические принципы спортивной тренировки
- 5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности
- 5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха
- Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок
- Программа поддержания хорошего уровня физической
- 5.2 Коррекция физического развития и телосложения
- 5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов
- 6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма Гигиена мест занятий, одежды и обуви
- Гигиена тела, питания и питьевой режим
- Профилактика травматизма и заболеваний
- Основные особенности самостоятельных занятий для женщин
- Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий
- Контрольные вопросы
- Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета
- I. Теоретический раздел (Вопросы 1-48)
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
- Тема 10. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Тема 11. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
- Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
- Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- II. Методико-практический раздел (рассказ, показ). (Вопросы 1-27) Вопросы к семестровым зачетам
- 6 Семестр
- 7 Семестр
- Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре