3. Развитие выносливости
Выносливость - способность совершать работу без изменения качественных и количественных показателей работоспособности, т.е. без снижения ее результатов длительное время.
Выносливость - это способность противостоять утомлению.
Показатели выносливости:
1 - время, в течение которого совершается деятельность, при этом учитывается:
а) время, в течение которого удается совершать работу без снижения заданного уровня эффективности;
б) время предельно возможного выполнения работы - «до отказа»;
2 - в упражнениях циклического характера, направленных на преодоление расстояния:
а) минимальное время преодоления заданной дистанции;
б) общая протяженность дистанции, которую удается преодолеть в заданное время (например, 12-минутный беговой тест, часовой бег и т.д.);
3 - в серийно повторяемых упражнениях ациклического и комбинированного характера - суммарное число повторений в заданное время;
4 - в сложнокоординированных формах двигательной активности с учетом эффективности атакующих и оборонительных действий (игры, единоборства) степень сохранения и изменения двигательной активности);
5 - стабильность технически правильного выполнения действия;
6 - состояние функциональных возможностей организма, которые лимитируют проявление выносливости.
Факторы, определяющие проявление выносливости:
1) Личностно-психические: сила мотива (определяется значимостью цели), устойчивостью установки на результат деятельности, волевые качества), целеустремленность, настойчивость, выдержка, способность терпеть внешние и внутренние ощущения.
2) Биоэнергетические: объем величины энергетических ресурсов организма (гликоген, АТФ, КрФ и т.д.), функциональные возможности систем кровообращения и дыхания, аэробного и анаэробного механизмов энергообеспечения и пр.
3) Факторы эмоциональной устойчивости, позволяющие сохранять активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде (нарастание кислородного долга, повышение концентрации молочной кислоты, повышение кислой реакции крови и т.д.).
4) Факторы функциональной экономичности.
5) Возрастные факторы: мальчики 8-9; 10-11; 12-13 лет; девочки 11-12 лет сенситивные периоды. Оптимальный возраст 25-30 лет. Снижение - после 40 лет.
Типы выносливости:
-
Общая выносливость:
а) в широком смысле - совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявлений выносливости в различных видах деятельности;
б) в узком смысле - способность к продолжительной работе умеренной мощности (в рамках аэробного обмена).
-
Специфическая выносливость:
а) скоростная выносливость - способность противостоять утомлению при выполнении упражнений скоростного характера, при значительном кислородном голоде; определяется величиной кислородного долга, устойчивость к гипоксии.
Показатели: время, в течение которого удается поддерживать заданную скорость, темп движений; соотношение скоростей, достигаемых на первой и второй частях дистанции.
б) силовая выносливость: способность противостоять утомлению при многократном или длительном воспроизведении силовых усилий.
Показатели: число возможных повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа» (с отягощением не менее 30 % от индивидуального максимума). Различают статическую и динамическую силовую выносливость.
в) координационно-двигательная выносливость - способность длительное время выполнять сложнокоординационную деятельность на уровне ее индивидуального развития.
Задачи и средства развития общей выносливости.
Задачи: развитие общей аэробной выносливости, повышение общего уровня работоспособности к различным видам двигательной деятельности.
-
циклические упражнения умеренной, большой и переменной интенсивности (аэробное энергообеспечение мышечной работы).
-
Дыхательные упражнения:
а) направленные на увеличение подвижности грудной клетки, силы дыхательных мышц, увеличение объема легких и т.д. (например, парадоксальная гимнастика Стрельниковой);
б) постановка рационального дыхания в покое и при выполнении физических упражнений (использование носового, ротового и смешанного дыхания, грудо-диафрагмального дыхания; акцентирование выдоха, соподчинение фаз дыхательного цикла и фаз двигательных действий);
в) «гиповентиляционная тренировка» - волевая регуляция, урежение частоты дыхания (дыхательная гимнастика по Бутейко);
г) направленное использование факторов внешней среды (горные условия, высокая температура окружающей среды, сочетание физических упражнений и воздействия низких температур и т.д).
Методы и параметры нагрузки, используемые для развития общей выносливости.
-
Методы непрерывного упражнения:
а) со стандартной нагрузкой;
б) с переменной нагрузкой («фартлек», «кондиционный кросс»);
в) «круговая тренировка» по методу непрерывного упражнения.
Параметры нагрузки:
а) субкритическая скорость - кислородный запрос меньше аэробных возможностей (МПК), кислородного долга нет (ЧСС 120-140 уд/мин; время прохождения 1 км 5-7 мин 150-200 м/мин);
б) критические скорости - кислородный запрос равен аэробным возможностям (МПК, ПАНО), кислородного долга нет (ЧСС 140-160 уд/мин).
Продолжительность нагрузки большой мощности - от 5 до 30 мин., умеренной мощности - более 30 минут.
-
Метод интервального упражнения:
а) со стандартной нагрузкой (методы повторного и повторно-серийного упражнения);
б) с переменной нагрузкой (прогрессирующей, убывающей, варьирующей);
в) «круговая тренировка» по методу интервального упражнения.
Параметры нагрузки:
1 - интенсивность - субмаксимальной мощности, с надкритической скоростью, кислородный запас превышает аэробные возможности, работа в условиях кислородного долга за счет анаэробных поставщиков энергии, ЧСС до 170-180 уд/мин;
2 - продолжительность каждой повторно воспроизводимой работы - 1-2 мин;
3 - продолжительность интервала отдыха между повторениями нагрузки 3-4 минуты (ЧСС до 110-120 уд/мин);
4 - число повторений - от 3 до 10.
Задачи и средства развития специфической выносливости
Задачи: развитие скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости до уровня, необходимого для определенного вида деятельности (трудовой, военной, спортивной).
Средства:
1 - «целевые упражнения», являющиеся компонентами определенного вида деятельности (в базовом физическом воспитании - упражнения, по которым предусмотрено выполнение учебных нормативов; в спортивной практике - соревновательные действия; в профессионально-прикладной подготовке - тестовые упражнения по выявлению уровня развития профессионально значимых качеств;
2 - специально-подготовительные упражнения - упражнения, в которых моделируются определенные параметры «целевых» упражнений, компоненты соревновательной или профессиональной деятельности;
3 - дополнительные средства - дыхательные упражнения: произвольная задержка дыхания, гиповентиляционная тренировка или «ступенчатое дыхание» по Бутейко, сочетание гиповентиляционной тренировки с выполнением физических упражнений;
4 - пребывание в условиях высокогорья и пр.
Группы методов избирательно направленного воздействия на отдельные факторы специфической выносливости.
-
Интервальное упражнение в анаэробно-аэробном режиме со стандартной или переменной нагрузкой:
интенсивность - 75-85 % от максимальной, субмаксимальная мощность, скорость надкритическая, кислородный запас больше аэробных возможностей, ЧСС 160-180 уд/мин;
продолжительность - 1-2 минуты;
интервал отдыха - 2-3 минуты до ЧСС 110-120 уд/мин;
характер отдыха - активный, мало интенсивный;
число повторений - по ЧСС (в конце работы - не более 180 уд/мин; в восстановительном периоде - не более 120 уд/мин.
-
Интервальное упражнение в анаэробно-гликолитическом режиме:
интенсивность - 90-95 % от индивидуального максимума;
продолжительность - от 30 сек до 2 минут;
интервал отдыха - постоянный или сокращающийся от 5-8 минут до 2-4 минут между повторениями и 10-15 минут между сериями;
характер отдыха - пассивный;
число повторений - 3-4; серий 2-6.
-
Интервальное упражнение в анаэробно-алактатном режиме (креатинфосфатный механизм энергообеспечения):
интенсивность - 90-100 % от индивидуального максимума;
продолжительность - 6-8 сек.;
интервал отдыха - между повторными нагрузками в серии 2-3 минуты, между сериями 7-10 минут;
характер отдыха - мало интенсивная работа;
число повторений - нагрузки в одной серии от 3-4 до 6-8 и более; число серий от 2-3 до 4-6.
-
Методы, направленные на совершенствование силовых свойств мышечного аппарата.
-
Методы, направленные на совершенствование специфических видов устойчивости (вестибулярной, к гипоксии и пр).
Группы методов целостного моделирования целевых упражнений, используемых для развития специфической выносливости:
1 - моделирование полного состава «целевого упражнения» с возможно равноценным замещением не освоенных элементов;
2 - постепенное увеличение продолжительности (объема) выполнения целевого упражнения;
3 - постепенное увеличение интенсивности выполнения модельно-целевых упражнений (увеличение скорости прохождения отдельных отрезков дистанции, сокращение интервалов отдыха между повторениями и т.д).;
4 - вероятное моделирование с расчетом на создание резерва выносливости (увеличение моторной плотности, продолжительности, изменение размеров площадки и т. д);
Сочетание развития различных сторон выносливости на занятии, в системе занятий, в многолетнем процессе.
На занятии: анаэробно-алактатные, анаэробно-гликолитические, аэробные.
В системе занятий (тренировочном цикле) - обратный порядок, т.к. аэробные возможности «база» для анаэробных; чередование нагрузок преимущественно анаэробной и аэробной направленности в недельном цикле. Количество занятий в неделю от 2-х до ежедневных через утомление в «фазе недовосстановления» и суперкомпенсации.
В многолетнем процессе - рост объема, затем стабилизация объема и рост интенсивности; использование нагрузок различного характера (развивающих, стабилизирующих или поддерживающих, восстановительных).
Сущность программно-целевого и дифференцированного подхода к воспитанию общей выносливости.
Программно-целевой подход ориентирует на разработку тренировки в соответствии с поставленной целью (достижением конкретного результата).
Дифференцированный подход требует соблюдения принципа дифференциации и индивидуализации тренировочных воздействий и предполагает аналитическое воздействие на различные факторы, обусловливающие проявление общей выносливости.
Последовательность действий преподавателя физической культуры:
-
Определить уровень подготовленности занимающихся к нагрузкам «на выносливость» по 6-минутному беговому тесту (например, для юношей 16-17 летнего возраста: 1 км и меньше - 1-й уровень подготовленности; 1.1-1.2 км - 2-й уровень; 1,3-1,4 км - 3-й уровень; 1,5-1,6 км - 4-й уровень; 1,7- и более - 5-й уровень подготовленности).
-
Определить объем беговой нагрузки для перехода с исходного уровня на более высокий.
Необходимо знать, что для увеличения абсолютной величины МПК на каждые 10 мл нужно выполнить объем циклической работы в аэробно-анаэробном режиме, т.е. при ЧСС 140-160 уд/мин - 2,5-3 км.
Для перехода с одного уровня на другой, более высокий МПК, нужно увеличить на 5-10 мл/мин/кг. При весе 60 кг - это составит 300-600 мл/мин.
Общий объем циклической работы для перехода на более высокий уровень подготовленности - 300 (600) : 10 х 3 = 90 (180) кг.
-
Рассчитать объем тренировочной нагрузки на одно занятие (или наоборот, исходя из объема рассчитать количество тренировочных занятий).
-
Определить индивидуальную интенсивность нагрузки, исходя из средней скорости, показанной в 6-минутном тесте (50 % - малая) (восстановительная), 60 % - умеренная (поддерживающая), 70 % - средняя (первая развивающая), 80 % - большая (вторая развивающая).
-
После выполнения соответствующего объема нагрузки, вновь выполнить беговой 6-минутный тест, от результата которого зависит, останется ли занимающийся в этой группе или переходит в другую, более высокую.
Контроль и самоконтроль за развитием различных видов выносливости.
Общая выносливость: по времени прохождения соревновательной дистанции; по длине дистанции, преодолеваемой за определенное время.
Скоростная выносливость: по времени прохождения первой и второй половины дистанции, по коэффициенту скоростной выносливости, по времени прохождения дистанции от 100 до 400 м, по количеству коротких отрезков дистанции, преодолеваемых через равные отрезки времени без снижения скорости (результата).
Устойчивость к гипоксии: по продолжительности задержки дыхания на вдохе или выдохе; по времени преодоления дистанции 300-400 м; по результатам ныряния в длину.
Эффективность тренировочного процесса: по абсолютному результату в «целевом упражнении»; по динамике результатов целевого упражнения; по показателям функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; по индексу Руффье; по индексу Руффье-Диксона.
Формулы для расчета индексов Руффье и Руффье-Диксона:
4 х Р1 + Р2 + Р3 / - 200
Индекс Руффье = ---------------------------------
10
где: Р1 - ЧСС уд./мин в покое, сидя, после 5-минутного отдыха;
Р2 - ЧСС уд/мин в первые 15 секунд после нагрузки;
Р3 - ЧСС уд/мин через 1 минуту после нагрузки.
Оценка: «0» - отлично; 1-5 - хорошо; 6-10 - удовлетворительно; 11-15 - слабо:
более 15 - неудовлетворительно.
Тестовая нагрузка - 30 приседаний за 30 секунд.
ЧСС1 - ЧСС2 60
Индекс Руффье-Диксона = ------------------ х -----
10 Т, где
ЧСС1 - ЧСС уд/мин после бега;
ЧСС2 - ЧСС уд/мин в покое;
Т - продолжительность задержки дыхания на выдохе.
Как осуществляются дозирование и нормирование нагрузок «на выносливость», контроль и самоконтроль за интенсивностью и объемом нагрузки?
Для ответа на первый вопрос смотрите стр.20-21 настоящего пособия.
Степень интенсивности нагрузки контролируется по ЧСС:
нагрузка малая - ЧСС до 130 уд/мин;
нагрузка умеренная - ЧСС 131-150 уд/мин;
нагрузка средняя - ЧСС 151-165 уд/мин;
нагрузка большая - ЧСС 166-180 уд/мин;
нагрузка максимальная - ЧСС больше 180 уд/мин.
Прогнозирование реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку по скорости бега:
ЧСС уд/мин = 30 х V + 52, где
V - скорость бега, м/с.
Для контроля и регулирования объема нагрузки можно руководствоваться величинами восстановления ЧСС через 10 минут после окончания нагрузки:
нагрузка малая - через 10 минут после нагрузки ЧСС=ЧСС покоя;
нагрузка умеренная + 10 уд/мин к дорабочей;
нагрузка средняя + 20 уд/мин к дорабочей;
нагрузка большая + 30 уд/мин к дорабочей;
нагрузка максимальная - больше 30 уд/мин к дорабочей.
Для расчета минимальной и максимальной величин ЧСС можно использовать следующие формулы:
ЧСС мин. = 220 (180) - ЧСС покоя; ЧСС макс. = 220 - возраст.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Физическая культура Курс лекций
- Содержание
- Введение
- 1. Физическая культура в структуре профессионального образования
- 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования.
- 2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе
- Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
- Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.
- 3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов
- Обязанности студентов:
- 4. Структура и основное содержание учебной программы
- Содержание учебной дисциплины (специалисты)
- Содержание учебной дисциплины (бакалавры)
- 4.1.Теоретический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.2. Методико-практический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.3. Учебно-тренировочный раздел
- Требования к знаниям и умениям
- Легкая атлетика
- Атлетическая гимнастика и гиревой спорт
- Спортивные игры
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (самбо) Самооборона без оружия (боевые приемы борьбы)
- 4. Контрольно-оценочный раздел
- Оценка освоения учебного материала
- Оценка физической подготовленности студентов
- Оценка физической подготовленности учебной группы (курса, факультета, учебного заведения)
- Проверка и оценка теоретической и методико-практической подготовленности
- Обязательная итоговая аттестация по физической культуре
- Контрольные вопросы
- 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
- 2. Сущность спорта как вида культуры физической
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
- 4. Сущность и содержание физической культуры личности
- 5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
- 6. Средства и основные составляющие физической культуры
- 6.1. Средства физической культуры
- 6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры2
- 6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры.
- Контрольные вопросы
- 1. Биологические основы физической культуры
- 1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе4
- 1.2. Анатомо-морфологическое строение организма5. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность
- Системы органов
- Система опоры и движения
- Кровеносная (сердечно-сосудистая) система
- Сравнительные показатели состояния сердца нетренированного и тренированного человека
- Дыхательная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы как самостоятельная система организма
- Другие внутренние органы и системы организма человека
- 1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования
- Возрастные изменения длины тела (рост)
- Соотношение длины и массы тела
- Естественное становление основных физических качеств
- Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m (по материалам в. К. Бальсевича, в.А. Запорожанова)
- 1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека
- 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Влияние природно-климатических факторов
- Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по ф.П. Суслову, е.Б. Гиппенрейтеру)
- 2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
- 2.3. Влияние сугубо социальных факторов
- Контрольные вопросы
- 1. Психофизиологические основы учебного труда студентов
- 1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента
- 1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность
- Характеристики степени утомления при умственном труде
- 1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения
- 1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
- Изменение градиента умственной работоспособности, %
- Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов
- 1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме
- 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
- Характеристика интеллектуальной деятельности студентов с разным уровнем да
- Сравнительные данные о частоте встречаемости психолого-эмоциональных признаков и вегетативных жалоб у студентов (по данным игу)9
- 3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
- 3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему
- 3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему
- 3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат
- 3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему
- Контрольные вопросы
- 1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье
- 2. Модели развития болезней
- 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 3.1. Оптимальный режим труда и отдыха
- 3.2. Рациональный режим питания
- 3.3. Организация сна
- 3.4. Оптимальная двигательная активность
- 3.5. Отказ от вредных привычек
- 3.6. Личная гигиена и закаливание
- 3.7. Культура межличностного общения
- 4. Система управления здоровьем
- Контрольные вопросы
- Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.
- 1. Принципы физического образования и воспитания
- 1.1 Социальные принципы
- 1.2 Дидактические принципы
- 2. Средства физического образования и воспитания
- 3. Методы физического образования
- 4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков
- Физиологические фазы процесса формирования двигательного навыка.
- 5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
- 6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
- Контрольные вопросы:
- 1. Развитие силовых способностей
- Основные параметры методов развития силовых способностей (высококвалифицированные спортсмены)
- 2. Развитие скоростных способностей
- Контроль за уровнем развития специальных качеств бегуна на 100 м
- 3. Развитие выносливости
- 4. Развитие двигательно-координационных способностей
- 5. Развитие гибкости
- Дозирование упражнений в одном занятии и время, необходимое для достижения 90 % подвижности
- Контрольные вопросы:
- 1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля
- 1.1. Врачебный контроль
- 1.2. Педагогический контроль
- 1.3. Врачебно-педагогический контроль
- 1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Примерная форма дневника самоконтроля
- 2. Методы исследования и оценки физического состояния
- 2.1. Методы исследования и оценки физического развития
- Оценка антропометрических показателей
- 2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы
- Уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [по: Апанасенко]
- Показатели тренированности сердца
- 2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
- Оценка физиометрических показателей
- 2.4. Исследование и оценка работоспособности
- Высота ступеньки и время восхождения при проведении Гарвардского степ-теста
- Физическая работоспособность по показателю ист
- Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста *
- Определение результатов модифицированного теста Купера
- 2.5. Контроль и оценка физической подготовленности
- 2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей
- Оценка показателей скоростных способностей
- 2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей
- Оценка показателей силовых способностей
- 2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей
- Оценка показателей скоростно-силовых способностей
- 2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
- Оценка вестибулярной устойчивости
- 2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости
- Оценка показателей общей выносливости
- 2.5.6. Контроль и оценка гибкости
- Оценка показателей гибкости
- 2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности
- Критерии оценки физической подготовленности по результатам выполнения спортивного разряда по полиатлону
- 3. Определение величины тренировочной нагрузки
- Внешние признаки утомления при занятиях
- Контрольные вопросы
- 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний
- 2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий
- 2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры.
- 2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
- 3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
- 4. Основные методические положения самостоятельных занятий
- 4.1. Общие методические положения
- 4.2. Специфические принципы спортивной тренировки
- 5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности
- 5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха
- Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок
- Программа поддержания хорошего уровня физической
- 5.2 Коррекция физического развития и телосложения
- 5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов
- 6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма Гигиена мест занятий, одежды и обуви
- Гигиена тела, питания и питьевой режим
- Профилактика травматизма и заболеваний
- Основные особенности самостоятельных занятий для женщин
- Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий
- Контрольные вопросы
- Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета
- I. Теоретический раздел (Вопросы 1-48)
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
- Тема 10. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Тема 11. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
- Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
- Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- II. Методико-практический раздел (рассказ, показ). (Вопросы 1-27) Вопросы к семестровым зачетам
- 6 Семестр
- 7 Семестр
- Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре