4. Сущность и содержание физической культуры личности
Прежде всего, следует определить, что мы понимаем под физической культурой личности.
В наиболее кратком изложении это понятие можно представить в следующем виде:
физическая культура личности характеризуется уровнем ее образования в сфере физической культуры, оптимальной физической подготовленностью, что находит отражение в здоровом стиле жизни, в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности.
Данный подход к определению позволяет рассматривать физическую культуру человека как специфический способ организации его жизнедеятельности в целях оптимизации своего физического состояния. Это состояние характеризуется определенным моментом устойчивости в развитии форм двигательной деятельности, детерминируемой стихийным и сознательным воздействием на человека социальной среды, а также духовно-практическим, деятельным отношением к преобразованию элементов духовного мира (знаний, ценностных ориентаций, идеалов, норм и стандартов поведения), двигательных навыков и умений, физических качеств и функциональных возможностей организма индивида для выполнения своих социальных функций (труд, защита Родины и.т.п.).
Содержание физической культуры личности включает в себя материальные и духовные компоненты. К материальным компонентам физической культуры относятся: необходимый объем двигательных навыков и умений; определенный уровень развития физических качеств и функциональных возможностей. Именно они составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент его рабочей силы, выступая в качестве обязательного средства выполнения человеком своей социальной роли.
К духовным компонентам физической культуры относятся: совокупность личных специальных знаний в области всестороннего физического развития; идеалы физического совершенства или спортивного мастерства, к которому стремится тот или иной конкретный человек; представление о способах их достижения; знание особенностей того или другого вида спорта, правил соревнований и.т.д. Иными словами, духовные компоненты физической культуры личности способствуют в данном случае реализации социальной программы ее собственного всестороннего физического развития, практическому выполнению двигательных приемов и действий.
Материальные и духовные компоненты физической культуры личности находятся в сложной диалектической взаимосвязи. При этом материальные компоненты физической культуры являются определяющими по отношению к духовным компонентам. В то же время последние, в свою очередь, могут оказывать воздействие на развитие физических качеств, достижение определенного физического состояния человека, обеспечивающего выполнение им своего служебного долга.
Выделение личностного аспекта в физической культуре требует рассмотрения вопроса об уровнях физической культуры личности. Необходимость его анализа диктуется также тем, что не все люди имеют одинаковый уровень физической культуры. Поэтому в практических целях следует выделить уровни физической культуры личности.
Изучение физической культуры личности предполагает выяснение критериев ее развития, которые подразделяются на две группы.
В первую группу входят критерии, отражающие степень соответствия основных качеств, формируемых в процессе физического воспитания, требованиям, предъявляемым к личности характерам и условиями ее жизнедеятельности. Эту группу составляют объективные критерии.
Вторую группу составляют критерии, опосредованно оценивающие результаты эффективности физического развития по общим конечным данным. Это субъективные критерии. Система субъективных критериев показывает также, как проявляется в деятельности человека на уровне соответствующих требований в отношении к самому себе, к формированию у себя физической культуры. Разрывать обе группы критериев нельзя как и отдавать предпочтение любой из них. Так, например, преувеличение роли второй группы критериев развития физической культуры личности может привести к нарушению объективности оценки данного социального явления.
Характеризуя критерии развития физической культуры личности, надо учитывать в них биологические и социальные особенности развития личности. Так, выработка критериев в биологическом плане может быть основана только на возможностях человеческого организма переносить те или иные физические нагрузки. Явные перегрузки организма ведут к постепенному разрушению последнего. Потребности в трудовой деятельности выдвигают в социальном плане необходимость поиска многофакторных критериев и биологических потребностей в физическом развитии и должны лежать в основе разработки критериев физической культуры личности.
В качестве критериев выступают: 1) уровень физического образования, знания в области физической культуры; 2) уровень двигательной активности (интенсивность занятий физкультурой и спортом); 3) способность выполнять различные виды деятельности.
Используя эти критерии, можно выделить три уровня физической культуры личности:
высокий уровень – глубокие теоретические знания в области физической культуры и их активная пропаганда; активное, сознательно творческое отношение к занятиям по физической подготовке; наличие полного объема высокоразвитых двигательных навыков и умений, функциональных возможностей организма, обеспечивающих успешное выполнение и быстрое овладение различными видами профессионального труда;
средний уровень – знания в области физической культуры и спорта преимущественно описательного характера (с недостаточными элементами творчества), но находящиеся в стадии дальнейшего развития и углубления; осознанное и ответственное к занятиям по физической подготовке при недостаточной инициативности; наличие необходимого объема оптимально развитых двигательных навыков и умений, функциональных возможностей организма, обеспечивающих достаточно успешное выполнение конкретной деятельности и овладение избранным видом профессионального труда;
низкий уровень – преимущественно обыденные знания в области физической культуры и спорта; формальное отношение к занятиям физической культурой и спортом (как правило, выполнение отдельных физических упражнений), пассивное отношение к спортивным соревнованиям; относительно ограниченный объем двигательных навыков и умений, физических качеств и физических возможностей организма, обеспечивающий овладение лишь отдельными видами заданной профессиональной деятельности, включая в ряде случаев экстремальные сложные виды профессионального труда.
Охарактеризованные уровни физической культуры личности в «чистом виде» встречаются редко.
Рассмотренные выше теоретические вопросы очень тесно связаны с практикой формирования физической культуры личности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Физическая культура Курс лекций
- Содержание
- Введение
- 1. Физическая культура в структуре профессионального образования
- 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования.
- 2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе
- Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
- Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.
- 3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов
- Обязанности студентов:
- 4. Структура и основное содержание учебной программы
- Содержание учебной дисциплины (специалисты)
- Содержание учебной дисциплины (бакалавры)
- 4.1.Теоретический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.2. Методико-практический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.3. Учебно-тренировочный раздел
- Требования к знаниям и умениям
- Легкая атлетика
- Атлетическая гимнастика и гиревой спорт
- Спортивные игры
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (самбо) Самооборона без оружия (боевые приемы борьбы)
- 4. Контрольно-оценочный раздел
- Оценка освоения учебного материала
- Оценка физической подготовленности студентов
- Оценка физической подготовленности учебной группы (курса, факультета, учебного заведения)
- Проверка и оценка теоретической и методико-практической подготовленности
- Обязательная итоговая аттестация по физической культуре
- Контрольные вопросы
- 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
- 2. Сущность спорта как вида культуры физической
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
- 4. Сущность и содержание физической культуры личности
- 5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
- 6. Средства и основные составляющие физической культуры
- 6.1. Средства физической культуры
- 6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры2
- 6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры.
- Контрольные вопросы
- 1. Биологические основы физической культуры
- 1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе4
- 1.2. Анатомо-морфологическое строение организма5. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность
- Системы органов
- Система опоры и движения
- Кровеносная (сердечно-сосудистая) система
- Сравнительные показатели состояния сердца нетренированного и тренированного человека
- Дыхательная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы как самостоятельная система организма
- Другие внутренние органы и системы организма человека
- 1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования
- Возрастные изменения длины тела (рост)
- Соотношение длины и массы тела
- Естественное становление основных физических качеств
- Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m (по материалам в. К. Бальсевича, в.А. Запорожанова)
- 1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека
- 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Влияние природно-климатических факторов
- Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по ф.П. Суслову, е.Б. Гиппенрейтеру)
- 2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
- 2.3. Влияние сугубо социальных факторов
- Контрольные вопросы
- 1. Психофизиологические основы учебного труда студентов
- 1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента
- 1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность
- Характеристики степени утомления при умственном труде
- 1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения
- 1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
- Изменение градиента умственной работоспособности, %
- Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов
- 1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме
- 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
- Характеристика интеллектуальной деятельности студентов с разным уровнем да
- Сравнительные данные о частоте встречаемости психолого-эмоциональных признаков и вегетативных жалоб у студентов (по данным игу)9
- 3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
- 3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему
- 3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему
- 3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат
- 3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему
- Контрольные вопросы
- 1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье
- 2. Модели развития болезней
- 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 3.1. Оптимальный режим труда и отдыха
- 3.2. Рациональный режим питания
- 3.3. Организация сна
- 3.4. Оптимальная двигательная активность
- 3.5. Отказ от вредных привычек
- 3.6. Личная гигиена и закаливание
- 3.7. Культура межличностного общения
- 4. Система управления здоровьем
- Контрольные вопросы
- Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.
- 1. Принципы физического образования и воспитания
- 1.1 Социальные принципы
- 1.2 Дидактические принципы
- 2. Средства физического образования и воспитания
- 3. Методы физического образования
- 4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков
- Физиологические фазы процесса формирования двигательного навыка.
- 5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
- 6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
- Контрольные вопросы:
- 1. Развитие силовых способностей
- Основные параметры методов развития силовых способностей (высококвалифицированные спортсмены)
- 2. Развитие скоростных способностей
- Контроль за уровнем развития специальных качеств бегуна на 100 м
- 3. Развитие выносливости
- 4. Развитие двигательно-координационных способностей
- 5. Развитие гибкости
- Дозирование упражнений в одном занятии и время, необходимое для достижения 90 % подвижности
- Контрольные вопросы:
- 1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля
- 1.1. Врачебный контроль
- 1.2. Педагогический контроль
- 1.3. Врачебно-педагогический контроль
- 1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Примерная форма дневника самоконтроля
- 2. Методы исследования и оценки физического состояния
- 2.1. Методы исследования и оценки физического развития
- Оценка антропометрических показателей
- 2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы
- Уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [по: Апанасенко]
- Показатели тренированности сердца
- 2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
- Оценка физиометрических показателей
- 2.4. Исследование и оценка работоспособности
- Высота ступеньки и время восхождения при проведении Гарвардского степ-теста
- Физическая работоспособность по показателю ист
- Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста *
- Определение результатов модифицированного теста Купера
- 2.5. Контроль и оценка физической подготовленности
- 2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей
- Оценка показателей скоростных способностей
- 2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей
- Оценка показателей силовых способностей
- 2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей
- Оценка показателей скоростно-силовых способностей
- 2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
- Оценка вестибулярной устойчивости
- 2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости
- Оценка показателей общей выносливости
- 2.5.6. Контроль и оценка гибкости
- Оценка показателей гибкости
- 2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности
- Критерии оценки физической подготовленности по результатам выполнения спортивного разряда по полиатлону
- 3. Определение величины тренировочной нагрузки
- Внешние признаки утомления при занятиях
- Контрольные вопросы
- 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний
- 2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий
- 2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры.
- 2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
- 3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
- 4. Основные методические положения самостоятельных занятий
- 4.1. Общие методические положения
- 4.2. Специфические принципы спортивной тренировки
- 5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности
- 5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха
- Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок
- Программа поддержания хорошего уровня физической
- 5.2 Коррекция физического развития и телосложения
- 5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов
- 6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма Гигиена мест занятий, одежды и обуви
- Гигиена тела, питания и питьевой режим
- Профилактика травматизма и заболеваний
- Основные особенности самостоятельных занятий для женщин
- Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий
- Контрольные вопросы
- Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета
- I. Теоретический раздел (Вопросы 1-48)
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
- Тема 10. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Тема 11. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
- Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
- Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- II. Методико-практический раздел (рассказ, показ). (Вопросы 1-27) Вопросы к семестровым зачетам
- 6 Семестр
- 7 Семестр
- Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре