Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре
1. Дайте определения следующих понятий: Физическая культура, физическая культура личности, Физическое воспитание, Физическая подготовка, Физическая подготовленность.
2. Средства и методы физического воспитания.
3. Методика контроля и оценки теоретической, физической, методико-практической подготовленности студентов (рассказ).
4 Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе.
5 Основы методики обучения двигательным действиям.
6 Методика обучения легкоатлетическим упражнениям: бег, прыжки, метания (рассказ, показ).
7 Учебная программа дисциплины «Физическая культура» для студентов вузов: цель, задачи, структура, краткое содержание, особенности методики занятий в различных учебных отделениях.
8 Основы методики развития (воспитания) физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей).
9 Методика обучения игре в волейбол, специальная физическая подготовка волейболиста.
10 Общая характеристика эстетики физической культуры и спорта.
11 Формирование психических свойств и качеств личности в процессе физического воспитания.
12 Утренняя физическая зарядка: цель, задачи, виды, содержание, особенности методики.
13 Телесная красота и красота движений. Критерии оценки пропорциональности развития человеческого тела.
14 Общая физическая подготовка: понятие, цель, задачи, средства.
15 Исследование и оценка осанки и телосложения. Упражнения для коррекции телосложения.
16 Взаимоотношения спорта и искусства.
17 Специальная физическая подготовка: понятие, виды, цели, задачи, средства.
18 Коррекционная гимнастика для глаз: цель, задачи, средства, особенности методики, контроль.
19 Примеры проявления эстетики соперничества и духовности в спорте.
20 Типовая структура и содержание занятий по ОФП.
21 Закаливание организма: цель, задачи, средства, причины, особенности методики, контроль.
22 Организм человека, как саморегулируемая биологическая система.
23 Типовая структура и содержание учебно-тренировочного занятия по избранному виду спорта.
24 Методика обучения игре в баскетбол. Специальная физическая подготовка баскетболиста.
25 Влияние природно-климатических, экологических и социальных факторов на человека.
26 Врачебный, педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями: понятие, цель, содержание, виды, задачи.
27 Самомассаж: цель, задачи, основные приемы, рефлекторные зоны и их массаж.
28 Роль физкультурно-спортивной деятельности в совершенствовании социальной и биологической природы человека.
29 Методы исследований и критерии оценок физического развития.
30 Психорегулирующая тренировка: цель, задачи, релаксационная гимнастика, аутогенная тренировка.
31Двигательная активность и ее влияние на адаптационные процессы, и резервные возможности организма.
32 Методы исследования и критерии оценки функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.
33 Специальная физическая подготовка спринтера: цель, задачи, средства, особенности методики, тестовый контроль.
34 Физиологические механизмы работоспособности, утомления, восстановления.
35 Методы исследования и критерии оценки функциональных возможностей системы внешнего дыхания.
36 Специальная физическая подготовка стайера: цель, задачи, средства, особенности методики контрольной нагрузки по ЧСС и внешним признакам.
37 Психологические особенности умственной деятельности.
38 Методы исследования и критерии оценки физической подготовленности.
39 Специальная физическая подготовка метателя: цель, задачи, средства, особенности методики занятий, контроль.
40 Средства и методы повышения умственной работоспособности.
41 Контроль и оценка теоретических знаний, методических умений.
42 Специальная физическая подготовка прыгуна в длину (высоту): цель, задачи, средства, особенности методики, контроль.
43 Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния.
44 Самоконтроль: цель, задачи, методы, показатели и их оценка. Дневник самоконтроля.
45 Типовая структура учебно-тренировочного занятия (на примере избранного вида спорта составить конспект комплексного занятия).
46 Понятие «Здоровья». Факторы влияния на здоровье.
47 Самостоятельные занятия физическими упражнениями: формы, содержание, планирование.
48 Развитие силовых способностей: цель, задачи, средства и методы силовой подготовки, контроль. Основные группы мышц.
49 Здоровый образ жизни и его составляющие. Управление здоровьем.
50 Контроль и оценка тренировочной нагрузки.
51 Развитие гибкости: цель, задачи, средства, особенности методики, контроль.
52 Физическая культура – основа здорового образа жизни.
53 Самоконтроль и оценка психического и физического состояния.
54 Развитие координационных способностей и вестибулярной устойчивости: цель, задачи, средства, особенности методики, контроль.
55 Спорт: определение понятия, массовый спорт и спорт высших достижений.
56 Профессионально-прикладная физическая подготовка: понятие, содержание, цель, задачи.
57 Специальная физическая подготовка единоборца (на примере самбо, бокса, дзюдо и т.д.): цель, задачи, средства, особенности методики, контроль.
58 Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта.
59 Профессионально-прикладные виды спорта.
60 Круговая тренировка: понятие, цель, задачи, варианты, особенности методики.
61 Обоснования индивидуального выбора вида спорта.
62 Система контроля и оценки профессионально-прикладных качеств.
63 Исследуйте и оцените основные показатели своего физического развития: рост, все, обхват грудной клетки, силу мышц спины и кисти.
64 Виды подготовки спортсмена.
65 Производственная физическая культура: цель, задача, методическая основа.
66 Исследуйте и оцените основные показатели функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы: пульс (наполнение, напряжение, ритмичность), ЧСС уд/мин., артериальное давление (систолическое, диатолическое, пульсовое) – (рассказ, показ).
67 Планирование спортивной подготовки в годичном цикле.
68 Производственная физическая культура в рабочее время.
69 Исследуйте и оцените основные показатели системы внешнего дыхания: количество дыхательных циклов, продолжительность задержки дыхания на выдохе, ЖЕЛ. (рассказ, показ).
70 Методические принципы физического воспитания и условия их реализации.
71 Физическая культура и спорт в свободное время.
72 Методика обучения приемам единоборства (на примере бросков, болевых приемов, защиты от ударов, обезоруживания).
Подписано в печать 16.04.2009. Формат 60х84/16. Печ. л. 17. Печать ризограф. Тираж 150. Зак. № 564.
Типография «Печатник»
Тюмень, ул. Республики, 148 корп. 1/2.
Тел. (3452) 20-51-13, тел./факс (3452) 32-13-86
1 Олимпийский вестник № 2 (420), 24 января 2002 г. С. 10 – 11
2 При написании данного раздела использованы материалы проф. Л.П. Матвеева
3 Филогенез – процесс развития организма человека в течение всего времени существования на Земле.
4 Онтогенез – индивидуальное развитие живого существа, охватывающее все изменения, происходящие в организме от стадии оплодотворения яйцеклетки до окончания его жизни.
5 Краткое изложение этого раздела является вынужденным. Многолетний опыт работы со студентами показал, что многие из них этот материал в средней школе лишь «прошли».
6 В этом проявляется биологическая неприспособленность сердечно-сосудистой системы человека к повышенным умственным и эмоциональным нагрузкам по сравнению с физическими.
7 Однако именно эти особенности срелнегорья используются квалифицированными спортсменами ятя повышения своих спортивных результатов. Занимаясь по специальной методике на кратковременных тренировочных сборах в горах, они активизируют компенсаторные физиологические и биологические механизмы организма (увеличиваются эритроциты в крови, повышается транспортабельность кислорода и т.д.). Эта активизация компенсаторных механизмов остается некоторое время после спуска на равнину и реализуется в спортивных достижениях на соревнованиях в этот период.
8 Прирост правильности ответов за каждые 30 с деятельности
9 Ефимов И.В., Будыка Е.В., Проходовская Р.Ф. Психофизические основы здоровья студентов. С. 50.
10 Моторная плотность занятий – отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятий.
- Физическая культура Курс лекций
- Содержание
- Введение
- 1. Физическая культура в структуре профессионального образования
- 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования.
- 2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе
- Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
- Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.
- 3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов
- Обязанности студентов:
- 4. Структура и основное содержание учебной программы
- Содержание учебной дисциплины (специалисты)
- Содержание учебной дисциплины (бакалавры)
- 4.1.Теоретический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.2. Методико-практический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.3. Учебно-тренировочный раздел
- Требования к знаниям и умениям
- Легкая атлетика
- Атлетическая гимнастика и гиревой спорт
- Спортивные игры
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (самбо) Самооборона без оружия (боевые приемы борьбы)
- 4. Контрольно-оценочный раздел
- Оценка освоения учебного материала
- Оценка физической подготовленности студентов
- Оценка физической подготовленности учебной группы (курса, факультета, учебного заведения)
- Проверка и оценка теоретической и методико-практической подготовленности
- Обязательная итоговая аттестация по физической культуре
- Контрольные вопросы
- 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
- 2. Сущность спорта как вида культуры физической
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
- 4. Сущность и содержание физической культуры личности
- 5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
- 6. Средства и основные составляющие физической культуры
- 6.1. Средства физической культуры
- 6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры2
- 6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры.
- Контрольные вопросы
- 1. Биологические основы физической культуры
- 1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе4
- 1.2. Анатомо-морфологическое строение организма5. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность
- Системы органов
- Система опоры и движения
- Кровеносная (сердечно-сосудистая) система
- Сравнительные показатели состояния сердца нетренированного и тренированного человека
- Дыхательная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы как самостоятельная система организма
- Другие внутренние органы и системы организма человека
- 1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования
- Возрастные изменения длины тела (рост)
- Соотношение длины и массы тела
- Естественное становление основных физических качеств
- Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m (по материалам в. К. Бальсевича, в.А. Запорожанова)
- 1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека
- 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Влияние природно-климатических факторов
- Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по ф.П. Суслову, е.Б. Гиппенрейтеру)
- 2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
- 2.3. Влияние сугубо социальных факторов
- Контрольные вопросы
- 1. Психофизиологические основы учебного труда студентов
- 1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента
- 1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность
- Характеристики степени утомления при умственном труде
- 1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения
- 1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
- Изменение градиента умственной работоспособности, %
- Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов
- 1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме
- 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
- Характеристика интеллектуальной деятельности студентов с разным уровнем да
- Сравнительные данные о частоте встречаемости психолого-эмоциональных признаков и вегетативных жалоб у студентов (по данным игу)9
- 3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
- 3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему
- 3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему
- 3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат
- 3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему
- Контрольные вопросы
- 1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье
- 2. Модели развития болезней
- 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 3.1. Оптимальный режим труда и отдыха
- 3.2. Рациональный режим питания
- 3.3. Организация сна
- 3.4. Оптимальная двигательная активность
- 3.5. Отказ от вредных привычек
- 3.6. Личная гигиена и закаливание
- 3.7. Культура межличностного общения
- 4. Система управления здоровьем
- Контрольные вопросы
- Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.
- 1. Принципы физического образования и воспитания
- 1.1 Социальные принципы
- 1.2 Дидактические принципы
- 2. Средства физического образования и воспитания
- 3. Методы физического образования
- 4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков
- Физиологические фазы процесса формирования двигательного навыка.
- 5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
- 6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
- Контрольные вопросы:
- 1. Развитие силовых способностей
- Основные параметры методов развития силовых способностей (высококвалифицированные спортсмены)
- 2. Развитие скоростных способностей
- Контроль за уровнем развития специальных качеств бегуна на 100 м
- 3. Развитие выносливости
- 4. Развитие двигательно-координационных способностей
- 5. Развитие гибкости
- Дозирование упражнений в одном занятии и время, необходимое для достижения 90 % подвижности
- Контрольные вопросы:
- 1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля
- 1.1. Врачебный контроль
- 1.2. Педагогический контроль
- 1.3. Врачебно-педагогический контроль
- 1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Примерная форма дневника самоконтроля
- 2. Методы исследования и оценки физического состояния
- 2.1. Методы исследования и оценки физического развития
- Оценка антропометрических показателей
- 2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы
- Уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [по: Апанасенко]
- Показатели тренированности сердца
- 2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
- Оценка физиометрических показателей
- 2.4. Исследование и оценка работоспособности
- Высота ступеньки и время восхождения при проведении Гарвардского степ-теста
- Физическая работоспособность по показателю ист
- Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста *
- Определение результатов модифицированного теста Купера
- 2.5. Контроль и оценка физической подготовленности
- 2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей
- Оценка показателей скоростных способностей
- 2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей
- Оценка показателей силовых способностей
- 2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей
- Оценка показателей скоростно-силовых способностей
- 2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
- Оценка вестибулярной устойчивости
- 2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости
- Оценка показателей общей выносливости
- 2.5.6. Контроль и оценка гибкости
- Оценка показателей гибкости
- 2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности
- Критерии оценки физической подготовленности по результатам выполнения спортивного разряда по полиатлону
- 3. Определение величины тренировочной нагрузки
- Внешние признаки утомления при занятиях
- Контрольные вопросы
- 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний
- 2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий
- 2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры.
- 2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
- 3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
- 4. Основные методические положения самостоятельных занятий
- 4.1. Общие методические положения
- 4.2. Специфические принципы спортивной тренировки
- 5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности
- 5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха
- Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок
- Программа поддержания хорошего уровня физической
- 5.2 Коррекция физического развития и телосложения
- 5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов
- 6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма Гигиена мест занятий, одежды и обуви
- Гигиена тела, питания и питьевой режим
- Профилактика травматизма и заболеваний
- Основные особенности самостоятельных занятий для женщин
- Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий
- Контрольные вопросы
- Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета
- I. Теоретический раздел (Вопросы 1-48)
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
- Тема 10. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Тема 11. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
- Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
- Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- II. Методико-практический раздел (рассказ, показ). (Вопросы 1-27) Вопросы к семестровым зачетам
- 6 Семестр
- 7 Семестр
- Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре