1. Развитие силовых способностей
Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет напряжения мышц.
Факторы, определяющие силовые способности:
-
Личностно-психические - психическое состояние, установка, готовность к интенсивному мышечному напряжению.
-
Центрально-нервные - частота эффекторных импульсов, сила нервных импульсов, их синхронизация; трофическое влияние ЦНС, координация расслабления и напряжения.
-
Собственно-мышечные - физиологический поперечник мышц, масса мышц, сократительные свойства мышц, активность ферментов мышечного сокращения, окислительная способность миоглобина, качество мышечной координации.
Различают различные режимы работы мышц: преодолевающий (миометрический и изокинетический), уступающий (плиометрический), удерживающий.
1. Преодолевающий режим характеризуется сокращением мышц, выполняющих работу:
а) миометрический режим - величина отягощения меньше напряжения мышц, движение происходит с ускорением;
б) изокинетический режим - величина отягощения практически соответствует напряжению мышц, движение имеет относительно постоянную скорость;
2. Уступающий режим (плиометрический) характеризуется удлинением мышц, несмотра на околопредельное или предельное напряжение.
-
Удерживающий режим характеризуется полным соответствием величины отягощения мышечному напряжению, при котором мышца проявляет максимальное напряжение, не изменяя своей длины.
Силовые способности принято подразделять на собственно-силовые, скоростно-силовые и силовую выносливость.
Собственно-силовые способности характеризуются способностью совершать действия, требующие околопредельного и предельного мышечного напряжения.
В возрастном развитии собственно силовых способностей выделяют следующие сенситивные периоды: мальчики - 13-14; 16-17 лет, девочки - 10-12 и 16-17 лет, наиболее низкий прирост с 11 до 13 лет у мальчиков и с 13 до 15 лет у девочек.
Скоростно-силовые способности характеризуются способностью совершать действия со значительным мышечным напряжением и с большой скоростью.
Разновидностью скоростно-силовых способностей является «взрывная сила». Она оценивается по градиенту силы или скоростно-силовым индексом.
Сенситивные периоды: мальчики 10-11 лет и 14-16 лет, девочки 9-12 лет.
Силовая выносливость характеризуется способностью противостоять утомлению, вызванному относительно продолжительными (непрерывными или повторяющимися) мышечными напряжениями значительной величины. Разделяют на общую и локальную.
Сенситивные периоды: мальчики 11-13 лет и 15-16 лет, девочки 9-12 лет.
Классификация «силовых упражнений» по различным критериям.
1. По направленности воздействия на различные мышечные группы: для мышц разгибателей и сгибателей позвоночного столба; разгибателей ног и рук; больших грудных мышц и т.д.
2. По режиму мышечного напряжения: динамические (ауксотони-ческий режим - сокращение, удлинение), статические (изометрические), стато-динамические.
3. В зависимости от задействованного объема мышц: локальные упражнения, региональные упражнения, упражнения общего воздействия.
4. По особенностям отягощения: упражнения с внешним отягощением (строго и не строго дозируемые), упражнения с самоотягощением (собственный вес тела, самосопротивление, «волевая гимнастика»).
Средства развития силовых способностей.
1. Основные средства общей силовой направленности (упражнения с весом внешних предметов, упражнения с весом собственного тела, упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа, статические упражнения в изометрическом режиме).
2. Средства специфической силовой направленности (соревнова-тельные упражнения с отягощением, прыжковые упражнения, соревновательные упражнения с использованием отягощающих условий внешней среды, упражнения с использованием сопротивления упругих предметов, упражнения в противодействии с партнером, упражнения на специальных силовых тренажерах).
В выполнении большинства двигательных действий принимают участие следующие мышечные группы: мышцы рук и плечевого пояса, мышцы ног, мышцы спины и поясничной области, мышцы брюшного пресса. Предлагаемые нами упражнения не только на развитие силы, но и на подготовку к выполнению соответствующих учебных нормативов и действующего НФП. Они расположены в порядке возрастающей трудности.
Методы, используемые при развитии силовых способностей
1. Метод максимальных усилий.
2. Метод динамических усилий:
а) упражнение с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления («до предела»);
б) упражнение с многократным преодолением непредельного сопротивления с непредельным числом повторений;
в) упражнение с многократным преодолением непредельного сопротивления с предельной скоростью.
3. Метод изометрических упражнений.
4. Метод стато-динамических упражнений.
-
Метод круговой тренировки:
а) по методу интервального упражнения;
б) по методу длительной непрерывной работы.
Методические приемы: прием помощи, прием сокращения амплитуды, прием концентрации воли, прием непрерывного выполнения упражнений.
Дозирование и нормирование интенсивности: величиной повторного максимума (ПМ), средним весом поднимаемого отягощения, в процентах к максимальному весу, количеством повторений в одном подходе по отношению к ПМ.
Дозирование и нормирование объема: количеством повторений, общим весом, поднятым за одно занятие.
Оптимальная величина отягощения для школьников 70-75 % от максимума, 8-12 ПМ.
Общая характеристика метода максимальных усилий.
Режим выполнения упражнений: величина сопротивления 1-3 ПМ; количеством повторений в одном подходе 1-3; число подходов 2-5; отдых между подходами и упражнениями 3-5 минут.
ПМ - показатель повторного максимума, применяется для обозначения максимального количества повторений упражнения, которое может выполнить занимающийся в одном подходе.
Этот метод дает хорошие результаты в увеличении силы без существенного увеличения мышечной массы. Используется хорошо подготовленными юношами не ранее чем через 4-6 месяцев регулярных занятий, не чаще 1-2 раз в неделю.
Общая характеристика метода динамических усилий.
Варианты:
а) упражнения с многократными преодолениями непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа». Используется для воспитания силы на первых этапах тренировки и для развития силовой выносливости.
Режим выполнения упражнений: величина сопротивления - больше 10 ПМ, количество повторений в одном подходе - «до предела», количество подходов 1-3, отдых между подходами 3-5 минут, между упражнениями 5-6 минут.
При направленности занятий на развитие силовой выносливости интервалы отдыха сокращаются до 2-1 минут;
б) упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления и с непредельным числом повторений является основным для развития силы и увеличения мышечной массы.
Режим выполнения упражнений: величина сопротивления 8-10 ПМ, количество повторений в одном подходе 6-8 раз, число подходов 2-3. Отдых между подходами 2-3 минуты, между упражнениями 5-6 минут;
в) упражнение с многократным преодолением непредельного сопротивления с предельной скоростью. Применяется для развития скоростно-силовых качеств. Упражнение выполняется в условиях дефицита времени.
Варианты:
а) выполнение максимального количества повторений упражнения в определенный промежуток времени (30-60 с);
б) выполнение определенного количества повторений упражнения (например, 10 раз) в минимальный промежуток времени. Упражнение выполняется без отягощения или с отягощением до 30 % от максимального.
Общая характеристика метода изометрических напряжений.
Изометрические напряжения рекомендуется выполнять при различных углах сгибания конечностей и туловища. Комплекс изометрических упражнений может включать до 6 упражнений (по 2 для мышц ног, рук, туловища). Каждое статическое напряжение выполняется на вдохе и длится не более 5-6 с. Усилие нарастает постепенно и достигает максимума к 3-4 секунде. Усилие повторяется 2-3 раза с интервалом 2-3 секунды, отдых между упражнениями 1-3 минуты.
Изометрической тренировке должна предшествовать 15-20 минутная разминка из 4-5 упражнений, выполняемых с большой амплитудой движений и с возрастающей интенсивностью. Общая продолжительность изометрической тренировки 10-15 минут.
Варианты:
а) с непредельным напряжением, напряжение 60-70 % от максимального;
б) с субмаксимальным напряжением, напряжение 90-95 % от максимального.
Характеристика метода динамо-статических упражнений.
Это силовые упражнения, в которых сочетаются элементы динамических и изометрических упражнений, например, подтягивание на перекладине, приседание со штангой с 3-4 остановками в промежуточных положениях. В случае специальной подготовки к статическим напряжениям рациональна следующая последовательность: сначала используются упражнения динамического характера - это обеспечивает быстрый рост силы, затем все чаще включаются статические «задержки» - это развивает способность к волевой концентрации усилий.
Характеристика комплексно-круговой тренировки.
Комплексно-круговая тренировка включает ряд дозируемых упражнений избирательного или общего воздействия на организм, которые выполняют в определенной последовательности по кругу. В комплекс круговой тренировки подбираются упражнения на различные мышечные группы.
Прежде чем приступить к круговой тренировке, упражнение хорошо разучивается и определяется максимальное число повторений - ПМ, по формуле: 30 секунд упражнение и 30 секунд отдых. Тренировка начинается с 50 % повторного максимума и прохождения одного круга.
Повышение нагрузки проводится за счет увеличения количества повторений упражнения на каждой станции, сохраняя то же время прохождения круга; сокращением времени прохождения круга при неизменном объеме упражнений; увеличением количества кругов; применением дополнительного отягощения к собственному весу тела и т.д.
Определение объема и интенсивности нагрузки при развитии силовых способностей.
Объем нагрузки определяется:
а) общим весом, поднятым за одно тренировочное занятие. Оптимальная величина - индивидуальна. Ориентиром могут служить следующие показатели (для юношей 15-17 лет): 2-3 тонны - нагрузка малая; 4-6 тонн - средняя; 6-8 т - большая; 9-10 т - максимальная.
б) в процентах от максимального результата - количества повторений в одном подходе: малая нагрузка - 60-70 %, средняя - 70-80 %, большая - 80-90 %, максимальная - 95-100 %.
Интенсивность нагрузки определяется:
а) по частоте сердечных сокращений: ЧСС до 130 уд./мин - нагрузка малая; ЧСС 131-150 уд./мин. - умеренная; ЧСС 151-165 уд./мин. - средняя; ЧСС 166-180 уд./мин. - большая; ЧСС больше 180 уд./мин. - максимальная;
б) режим работы:
1. предельный - 100 % от максимального (1 ПМ);
-
околопредельный - 90-99 % (2-3 ПМ);
-
большой - 80-89 % (4-7 ПМ);
-
умеренно-большой - 70-79 % (8-12 ПМ);
-
средний - 60-69 % (13-18 ПМ);
-
малый - 50-59 % (19-25 ПМ);
-
очень малый - 40-49 % (25-30 ПМ);
- 30-39 % от максимального (свыше 30 ПМ).
Методические рекомендации:
При совершенствовании скоростно-силовых качеств целесообразно 60 % упражнений выполнять в преодолевающем режиме, 30 % - в уступающем режиме и 10 % - в статическом (изометрическом) режиме.
В видах спорта, требующих преимущественного проявления выносливости, рекомендуется следующее сочетание упражнений, направленных на совершенствование различных силовых способностей: 70 % - силовая выносливость, 20 % - скоростно-силовые качества, 10 % - собственно-силовые способности (в общем объеме силовой подготовки).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Физическая культура Курс лекций
- Содержание
- Введение
- 1. Физическая культура в структуре профессионального образования
- 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования.
- 2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе
- Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
- Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.
- 3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов
- Обязанности студентов:
- 4. Структура и основное содержание учебной программы
- Содержание учебной дисциплины (специалисты)
- Содержание учебной дисциплины (бакалавры)
- 4.1.Теоретический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.2. Методико-практический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.3. Учебно-тренировочный раздел
- Требования к знаниям и умениям
- Легкая атлетика
- Атлетическая гимнастика и гиревой спорт
- Спортивные игры
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (самбо) Самооборона без оружия (боевые приемы борьбы)
- 4. Контрольно-оценочный раздел
- Оценка освоения учебного материала
- Оценка физической подготовленности студентов
- Оценка физической подготовленности учебной группы (курса, факультета, учебного заведения)
- Проверка и оценка теоретической и методико-практической подготовленности
- Обязательная итоговая аттестация по физической культуре
- Контрольные вопросы
- 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
- 2. Сущность спорта как вида культуры физической
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
- 4. Сущность и содержание физической культуры личности
- 5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
- 6. Средства и основные составляющие физической культуры
- 6.1. Средства физической культуры
- 6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры2
- 6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры.
- Контрольные вопросы
- 1. Биологические основы физической культуры
- 1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе4
- 1.2. Анатомо-морфологическое строение организма5. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность
- Системы органов
- Система опоры и движения
- Кровеносная (сердечно-сосудистая) система
- Сравнительные показатели состояния сердца нетренированного и тренированного человека
- Дыхательная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы как самостоятельная система организма
- Другие внутренние органы и системы организма человека
- 1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования
- Возрастные изменения длины тела (рост)
- Соотношение длины и массы тела
- Естественное становление основных физических качеств
- Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m (по материалам в. К. Бальсевича, в.А. Запорожанова)
- 1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека
- 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Влияние природно-климатических факторов
- Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по ф.П. Суслову, е.Б. Гиппенрейтеру)
- 2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
- 2.3. Влияние сугубо социальных факторов
- Контрольные вопросы
- 1. Психофизиологические основы учебного труда студентов
- 1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента
- 1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность
- Характеристики степени утомления при умственном труде
- 1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения
- 1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
- Изменение градиента умственной работоспособности, %
- Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов
- 1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме
- 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
- Характеристика интеллектуальной деятельности студентов с разным уровнем да
- Сравнительные данные о частоте встречаемости психолого-эмоциональных признаков и вегетативных жалоб у студентов (по данным игу)9
- 3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
- 3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему
- 3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему
- 3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат
- 3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему
- Контрольные вопросы
- 1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье
- 2. Модели развития болезней
- 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 3.1. Оптимальный режим труда и отдыха
- 3.2. Рациональный режим питания
- 3.3. Организация сна
- 3.4. Оптимальная двигательная активность
- 3.5. Отказ от вредных привычек
- 3.6. Личная гигиена и закаливание
- 3.7. Культура межличностного общения
- 4. Система управления здоровьем
- Контрольные вопросы
- Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.
- 1. Принципы физического образования и воспитания
- 1.1 Социальные принципы
- 1.2 Дидактические принципы
- 2. Средства физического образования и воспитания
- 3. Методы физического образования
- 4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков
- Физиологические фазы процесса формирования двигательного навыка.
- 5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
- 6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
- Контрольные вопросы:
- 1. Развитие силовых способностей
- Основные параметры методов развития силовых способностей (высококвалифицированные спортсмены)
- 2. Развитие скоростных способностей
- Контроль за уровнем развития специальных качеств бегуна на 100 м
- 3. Развитие выносливости
- 4. Развитие двигательно-координационных способностей
- 5. Развитие гибкости
- Дозирование упражнений в одном занятии и время, необходимое для достижения 90 % подвижности
- Контрольные вопросы:
- 1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля
- 1.1. Врачебный контроль
- 1.2. Педагогический контроль
- 1.3. Врачебно-педагогический контроль
- 1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Примерная форма дневника самоконтроля
- 2. Методы исследования и оценки физического состояния
- 2.1. Методы исследования и оценки физического развития
- Оценка антропометрических показателей
- 2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы
- Уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [по: Апанасенко]
- Показатели тренированности сердца
- 2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
- Оценка физиометрических показателей
- 2.4. Исследование и оценка работоспособности
- Высота ступеньки и время восхождения при проведении Гарвардского степ-теста
- Физическая работоспособность по показателю ист
- Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста *
- Определение результатов модифицированного теста Купера
- 2.5. Контроль и оценка физической подготовленности
- 2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей
- Оценка показателей скоростных способностей
- 2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей
- Оценка показателей силовых способностей
- 2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей
- Оценка показателей скоростно-силовых способностей
- 2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
- Оценка вестибулярной устойчивости
- 2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости
- Оценка показателей общей выносливости
- 2.5.6. Контроль и оценка гибкости
- Оценка показателей гибкости
- 2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности
- Критерии оценки физической подготовленности по результатам выполнения спортивного разряда по полиатлону
- 3. Определение величины тренировочной нагрузки
- Внешние признаки утомления при занятиях
- Контрольные вопросы
- 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний
- 2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий
- 2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры.
- 2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
- 3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
- 4. Основные методические положения самостоятельных занятий
- 4.1. Общие методические положения
- 4.2. Специфические принципы спортивной тренировки
- 5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности
- 5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха
- Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок
- Программа поддержания хорошего уровня физической
- 5.2 Коррекция физического развития и телосложения
- 5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов
- 6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма Гигиена мест занятий, одежды и обуви
- Гигиена тела, питания и питьевой режим
- Профилактика травматизма и заболеваний
- Основные особенности самостоятельных занятий для женщин
- Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий
- Контрольные вопросы
- Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета
- I. Теоретический раздел (Вопросы 1-48)
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
- Тема 10. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Тема 11. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
- Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
- Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- II. Методико-практический раздел (рассказ, показ). (Вопросы 1-27) Вопросы к семестровым зачетам
- 6 Семестр
- 7 Семестр
- Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре