2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
Исследование функции легких включает в себя комплексное определение вентиляции, диффузии и содержания кислорода и углекислоты; в артериальной крови, в покое и при различных нагрузках (искусственное затруднение дыхания, мышечная нагрузка, вдыхание различных обедненных и обогащенных кислородом смесей, введение различных фармакологических веществ и т.п.).
К основным параметрам, характеризующим вентиляцию, относятся легочные объемы (жизненная емкость легких — ЖЕЛ и ее составляющие, минутный объем дыхания — МОД, максимальная вентиляция легких — МВЛ), частота и глубина дыхания, мощность вдоха и выдоха, сила дыхательной мускулатуры.
Полученные при однократном исследовании в условиях покоя данные для определения их функционального значения оцениваются по отношению к должной величине и выражаются в процентах. Колебания в пределах ±15% считаются нормальными.
Жизненная емкость легких
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ - это объем воздуха, который можно выдохнуть при максимально глубоком выдохе после максимально глубокого вдоха. На величину ЖЕЛ влияет положение грудной клетки, положение тела (сидя, стоя, лежа), состояние мышечной и центральной нервной систем, степень кровенаполнения легких и т. п. ЖЕЛ и составляющие ее объемы определяются методом спирометрии путем максимального выдоха в сухой и водяной спирометры после максимального вдоха.
ЖЕЛ — показатель функциональных возможностей аппарата внешнего дыхания по обеспечению организма определенным количеством воздуха в целях доставки необходимого количества кислорода в кровь.
При определении ЖЕЛ длительность выдоха по времени не должна превышать длительности задержки дыхания. Абсолютная величина ЖЕЛ у здоровых людей колеблется от 1800 до 7200 мл. Из большого числа различных расчетов (в должной ЖЕЛ наиболее простой по формуле Антони—Веирата, где ЖЕЛ равна должному основному обмену, умноженному на 2,6 для мужчин и на 2,2 для женщин.
Определение ЖЕЛ до и после физической нагрузки называется динамической спирометрией, причем выравнивание ЖЕЛ в норме происходит в течение 2—3 мин. Увеличение времени свидетельствует о недостаточности аппарата внешнего дыхания. Спирометрической кривой (проба Розенталя) называют измерение ЖЕЛ через каждые 15 сек. в течение 4—5 раз подряд; в норме ее величина не изменяется или несколько увеличивается.
Форсированной ЖЕЛ, или форсированной спирометрией, называется ЖЕЛ, определенная при максимально быстром выдохе. Она составляет 92% ЖЕЛ у мужчин и 90% —у женщин. В течение одной секунды в норме выдыхается 83% ЖЕЛ.
Длительность форсированного выдоха у здоровых людей равна 1,5—2,5 сек. При нарушении бронхиальной проходимости выдох становится длиннее.
Остаточный объем (ОО), составляющий часть альвеолярного воздуха, определяется газоаналитическим азотографом. У здоровых людей ОО определяют оксигемометрически.
Дыхательный объем (глубина дыхания) — это объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в каждом дыхательном цикле. Величина дыхательного объема колеблется от 300 до 900 мл. Наиболее высокие цифры дыхательного объема отмечаются в положении стоя, наименьшие — в положении лежа.
Частота дыхания в среднем составляет 14—18 в 1 мин., у спортсменов— 10—11 в 1 мин. и реже в видах спорта, где основным качеством является выносливость.
Глубина и частота дыхания связаны обратной зависимостью, т. е. учащенное дыхание более поверхностное, глубокое—более редкое. Для различных объемов вентиляции оптимальной является разное соотношение частоты и глубины, обеспечивающее максимальное поглощение кислорода в легких.
Отношение вдоха к выдоху, т. е. дыхательный коэффицент времени, равен 1:1,1. Чем длительнее вдох и короче выдох, тем лучше условия газообмена. Длительность вдоха составляет 0,3—4,7 сек., а выдоха — от 1,2 до 6 сек.
Объемная скорость дыхания в норме при вдохе в среднем равна 320 мм/сек, при выдохе — 220 мм/сек.
Пробы с задержкой дыхания
Эти пробы отражают состояние не только системы дыхания, но и сердечно-сосудистой системы. К отрицательным сторонам пробы относятся субъективность и отсутствие единой методики проведения.
Методика проведения пробы на вдохе следующая: в условиях основного обмена, или обмена покоя, в положении сидя после нормального выдоха спортсмен делает максимально глубокий вдох (75% ЖЕЛ) и на высоте вдоха задерживает дыхание на возможно более долгий срок, зажимая нос. При проведении пробы на выдохе выдох и вдох должны быть обычными. Величина вдоха и выдоха, а также предварительная гипервентиляция значительно меняют длительность задержки дыхания. В норме задержка дыхания на вдохе фиксируется по секундомеру и составляет в среднем 55—60 сек., на выдохе — 30 - 40 сек.
Более объективные данные могут быть получены:
-
при сокращении диафрагмы, определяемом пальпаторно в подложечной области;
-
при сочетании задержки дыхания с оксигемометрией выявляется зависимость от уровня насыщения артериальной крови кислородом. По оксигемограмме при задержке дыхания можно точно определить время начала падения насыщения артериальной крови кислородом, характер кривой падения насыщения, время полного восстановления насыщения крови кислородом и т. д. Рекомендуется вместо максимальной задержки дыхания проводить пробу в течение определенного времени (фиксируется, насколько за это время падает насыщение) или на задержке дыхания до падения оксигенации на определенный процент с учетом затраченного на это времени.
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге)
А. В положении сидя сделайте глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (80 % от максимального), закройте рот, зажмите пальцами нос и задержите дыхание.
Б. В конце второго вдоха включите секундомер. Выключите его в, начале следующего (вынужденного) вдоха. Запишите время задержки дыхания.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи)
Примечание: если проба проводится сразу за пробой Штанге — необходим отдых 5-7 мин.
А-Б. Проба выполняется аналогично пробе Штанге, только задержка дыхания (соответственно включение секундомера) начинается в конце выдоха.
В. Запишите время задержки дыхания в начале следующего (вынужденного) вдоха.
Таблица 27
Yandex.RTB R-A-252273-3- Физическая культура Курс лекций
- Содержание
- Введение
- 1. Физическая культура в структуре профессионального образования
- 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования.
- 2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе
- Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
- Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.
- 3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов
- Обязанности студентов:
- 4. Структура и основное содержание учебной программы
- Содержание учебной дисциплины (специалисты)
- Содержание учебной дисциплины (бакалавры)
- 4.1.Теоретический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.2. Методико-практический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.3. Учебно-тренировочный раздел
- Требования к знаниям и умениям
- Легкая атлетика
- Атлетическая гимнастика и гиревой спорт
- Спортивные игры
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (самбо) Самооборона без оружия (боевые приемы борьбы)
- 4. Контрольно-оценочный раздел
- Оценка освоения учебного материала
- Оценка физической подготовленности студентов
- Оценка физической подготовленности учебной группы (курса, факультета, учебного заведения)
- Проверка и оценка теоретической и методико-практической подготовленности
- Обязательная итоговая аттестация по физической культуре
- Контрольные вопросы
- 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
- 2. Сущность спорта как вида культуры физической
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
- 4. Сущность и содержание физической культуры личности
- 5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
- 6. Средства и основные составляющие физической культуры
- 6.1. Средства физической культуры
- 6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры2
- 6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры.
- Контрольные вопросы
- 1. Биологические основы физической культуры
- 1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе4
- 1.2. Анатомо-морфологическое строение организма5. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность
- Системы органов
- Система опоры и движения
- Кровеносная (сердечно-сосудистая) система
- Сравнительные показатели состояния сердца нетренированного и тренированного человека
- Дыхательная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы как самостоятельная система организма
- Другие внутренние органы и системы организма человека
- 1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования
- Возрастные изменения длины тела (рост)
- Соотношение длины и массы тела
- Естественное становление основных физических качеств
- Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m (по материалам в. К. Бальсевича, в.А. Запорожанова)
- 1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека
- 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Влияние природно-климатических факторов
- Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по ф.П. Суслову, е.Б. Гиппенрейтеру)
- 2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
- 2.3. Влияние сугубо социальных факторов
- Контрольные вопросы
- 1. Психофизиологические основы учебного труда студентов
- 1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента
- 1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность
- Характеристики степени утомления при умственном труде
- 1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения
- 1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
- Изменение градиента умственной работоспособности, %
- Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов
- 1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме
- 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
- Характеристика интеллектуальной деятельности студентов с разным уровнем да
- Сравнительные данные о частоте встречаемости психолого-эмоциональных признаков и вегетативных жалоб у студентов (по данным игу)9
- 3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
- 3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему
- 3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему
- 3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат
- 3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему
- Контрольные вопросы
- 1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье
- 2. Модели развития болезней
- 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 3.1. Оптимальный режим труда и отдыха
- 3.2. Рациональный режим питания
- 3.3. Организация сна
- 3.4. Оптимальная двигательная активность
- 3.5. Отказ от вредных привычек
- 3.6. Личная гигиена и закаливание
- 3.7. Культура межличностного общения
- 4. Система управления здоровьем
- Контрольные вопросы
- Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.
- 1. Принципы физического образования и воспитания
- 1.1 Социальные принципы
- 1.2 Дидактические принципы
- 2. Средства физического образования и воспитания
- 3. Методы физического образования
- 4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков
- Физиологические фазы процесса формирования двигательного навыка.
- 5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
- 6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
- Контрольные вопросы:
- 1. Развитие силовых способностей
- Основные параметры методов развития силовых способностей (высококвалифицированные спортсмены)
- 2. Развитие скоростных способностей
- Контроль за уровнем развития специальных качеств бегуна на 100 м
- 3. Развитие выносливости
- 4. Развитие двигательно-координационных способностей
- 5. Развитие гибкости
- Дозирование упражнений в одном занятии и время, необходимое для достижения 90 % подвижности
- Контрольные вопросы:
- 1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля
- 1.1. Врачебный контроль
- 1.2. Педагогический контроль
- 1.3. Врачебно-педагогический контроль
- 1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Примерная форма дневника самоконтроля
- 2. Методы исследования и оценки физического состояния
- 2.1. Методы исследования и оценки физического развития
- Оценка антропометрических показателей
- 2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы
- Уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [по: Апанасенко]
- Показатели тренированности сердца
- 2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
- Оценка физиометрических показателей
- 2.4. Исследование и оценка работоспособности
- Высота ступеньки и время восхождения при проведении Гарвардского степ-теста
- Физическая работоспособность по показателю ист
- Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста *
- Определение результатов модифицированного теста Купера
- 2.5. Контроль и оценка физической подготовленности
- 2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей
- Оценка показателей скоростных способностей
- 2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей
- Оценка показателей силовых способностей
- 2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей
- Оценка показателей скоростно-силовых способностей
- 2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
- Оценка вестибулярной устойчивости
- 2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости
- Оценка показателей общей выносливости
- 2.5.6. Контроль и оценка гибкости
- Оценка показателей гибкости
- 2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности
- Критерии оценки физической подготовленности по результатам выполнения спортивного разряда по полиатлону
- 3. Определение величины тренировочной нагрузки
- Внешние признаки утомления при занятиях
- Контрольные вопросы
- 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний
- 2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий
- 2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры.
- 2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
- 3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
- 4. Основные методические положения самостоятельных занятий
- 4.1. Общие методические положения
- 4.2. Специфические принципы спортивной тренировки
- 5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности
- 5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха
- Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок
- Программа поддержания хорошего уровня физической
- 5.2 Коррекция физического развития и телосложения
- 5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов
- 6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма Гигиена мест занятий, одежды и обуви
- Гигиена тела, питания и питьевой режим
- Профилактика травматизма и заболеваний
- Основные особенности самостоятельных занятий для женщин
- Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий
- Контрольные вопросы
- Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета
- I. Теоретический раздел (Вопросы 1-48)
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
- Тема 10. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Тема 11. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
- Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
- Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- II. Методико-практический раздел (рассказ, показ). (Вопросы 1-27) Вопросы к семестровым зачетам
- 6 Семестр
- 7 Семестр
- Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре