2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
Тесты:
Челночный бег: 4х9 м; 3х10 м; 10х10 м.
Ведение баскетбольного мяча по сигналам флажком.
И.п.: стоя без мяча за лицевой линией в месте ее пересечения с боковой линией трапеции баскетбольной площадки по сигналу добежать до мячей, лежащих на пересечении центральной линии площадки, подобрать их (по взмаху флажком с левой стороны — левый мяч, с правой — правый, без взмаха флажками — центральный мяч) и начать ведение в направлении баскетбольного щита. Затем выполнить действия: по сигналу флажка в правой руке преподавателя произвести бросок в корзину ударом в щит справа; по сигналу флажка в левой руке преподавателя — бросок слева; по сигналу флажком (оба флажка вверху) — остановиться и произвести бросок в корзину с места. Отсчет времени начинается с момента подачи сигнала на выполнение упражнения и заканчивается в момент подбора мяча. За непопадание мяча в корзину оценка снижается на один балл. Упражнение считается невыполненным, если пропущено или неправильно выполнено какое-либо действие. Тестируемое качество — устойчивость внимания и подвижность нервных процессов, быстрота зрительного различения.
Метание теннисного мяча в цель. Метание теннисного мяча в цель диаметром 15 см с расстояния 3 м. Количество попаданий из 10 попыток. Тестируемое качество — координация, точность движений и мышечных усилий. Оцениваемое физическое качество — координация движений мышц рук и плечевого пояса.
Челночный бег 10x10 м. Выполняется на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота. Ширина линий старта и поворота входят в отрезок 10 м. По сигналу пробежать 10 м, коснуться земли рукой за линией поворота, повернуться кругом, пробежать таким образом еще девять отрезков по 10 м. Запрещается использовать в качестве опоры при повороте какие-либо естественные или искусственные предметы, неровности и т. д., выступающие над поверхностью дорожки.
Точность реакции на движущийся объект (РДО).
Вариант 1. Попадание мячом в движущуюся цель.
Точность реакции на движущийся объект (РДО) определялась на точности совмещения (в м/с) движущийся на экране по горизонтальной траектории с различной скоростью световой точки (тест - объекта) с неподвижной точкой – целью (К.С. Точилов, 1970). Исследование выполнялось на комплексном радиорефлексометре.
Кроме того, РДО определялось по разработанному нами двигательному тесту, заключающемся в метании теннисного мяча по катящемуся с различной скоростью (12 м/с) баскетбольному мячу. Задание выполнялось на специально размеченной шестью квадратами, размером 1,5 на 1,5 волейбольной площадке. Каждый квадрат, кроме этого, был разделен на 15 вертикальных (со стороны метающего) полос шириной 10 см каждая.
Помощники поочередно выкатывали по дальней от метающего части коридора баскетбольный мяч.
Перед выкатыванием мяча экспериментатор называл квадрат встречи брошенного мяча с мячом – мишенью. Испытуемый с 10 м выполнял 10 бросков теннисным мячом, стараясь попасть в движущуюся мишень в заданном квадрате. Фиксировалась точность встречи брошенного мяча с катящимся: со знаком «+», в случае опоздания броска (теннисный мяч попал в полосу позади катящегося), со знаком «-», в случае опережения (мяч попал в полосу впереди цели), со знаком «0» - точное попадание в полосу, в которой находился в данный момент мяч-мишень. Оценка РДО проводилась по сумме отклонений брошенный мячей от мяча-мишени (в см), независимо от знака «+» или «-».
Двигательный тест с метанием мяча по движущейся цели имеет хорошую надежность (0,92) и приемлемый коэффициент эквивалентности (0,84) с тестом на точность совмещения движущейся на экране световой точки с неподвижной целью.
Вариант 2. На стене мелом чертят прямоугольник размером 2 х 1. Нижняя черта находится на расстоянии 1,5 м от пола. Испытуемый останавливается на расстоянии 4 м от стенки по центру прямоугольника. Руководитель, стоя за его спиной на расстоянии 2 м, выполняет 10 бросков теннисного мяча с максимальной силой в различные точки прямоугольника. Фиксируется число пойманных испытуемым мячей.
Число пойманных мячей 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оценка в баллах 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Оценка баллистической координации.
Для оценки баллистической координации нами был использован тест, предложенный В.А. Булкиным, Е.В. Поповой, Е.В. Сабуровой (1997) [6, с. 44-46].
Тест состоял из серии прыжков с места, выполняемых на время и пространственную точность, в такой последовательности:
1. с точки ориентира (центр) выполняется прыжок в длину с места с последующим возвращением на исходную точку;
2. с центра прыжок в длину спиной вперед с последующим возвращением в исходную точку;
3. с центра прыжок «боком» вправо с последующим возвращением в исходную точку;
4. с центра прыжок «боком» влево с последующим возвращением в исходную точку.
Выбор длины прыжка производился самим испытуемым. Фиксировалось время выполнения упражнения (сек.) и суммарная дальность всех четырех прыжков (м).
Расчет интегрального показателя координации (ИПК) определяется частным от деления суммы «непрерывного метража» (в м) на затраченное время (в сек).
Вестибулярная устойчивость и равновесие
Задание 1. Заключается в выполнении четырех упражнений:
1 – исходное положение, правая нога перед левой на одной линии, руки на поясе, выполнить шесть наклонов влево и вправо ("маятник"), в темпе два наклона в секунду.
2 – исходное положение, стойка на носке правой ноги, руки на поясе, выполнить пять маховых движений левой ногой вперед – назад с полной амплитудой.
3 – исходное положение, стойка на носке правой ноги, левая нога согнутая под углом 90 градусов в коленном и тазобедренном суставе, поднята вперед, руки на поясе, глаза закрыты, стоять 10 секунд.
4 – исходное положение, стойка на носках двух ног, руки на поясе, выполнить 10 быстрых (два движения в секунду) наклонов головой вперед-назад.
Оценка равновесия проводится по 4-х балльной шкале: за выполнение первого упражнения – 1 балл, второго – 2 балла, и т.д.
Задание 2. Проба с пятью кувырками за 10 секунд с последующим сохранением строевой стойки. Оценивается способность к сохранению строевой стойки после выполнения кувырков, в баллах: устойчивое сохранение строевой стойки без колебаний туловища – 5 баллов, устойчивое сохранение строевой стойки с незначительными колебаниями тела – 4 балла, для сохранения равновесия и принятия строевой стойки сделан один шаг – 3 балла, сделано два шага – 2 балла, сделано более двух шагов или падение на руки – 1 балл.
Проба Яроцкого 3. Испытуемый, стоя в основной стойке, ступни вместе закрывает глаза и вращает головой справа налево в темпе два движения в секунду, одновременно с началом движений включается секундомер.
Время 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Фиксируется время вращений головой до потери равновесия. Во избежании падений – выполнять со страховкой
Метание гранаты Ф-1 на точность.
Метание гранат на точность производится с места или с разбега с автоматом в руке на расстояние 40 м по трем кругам: 1-й круг (центральный) радиусом 0,5 м; 2-й - 1,5 м; 3-й - 2,5 м.
1-й круг изготавливается из металла, устанавливается заподлицо с землей и окрашивается в белый цвет. В центре круга укрепляется красный флажок размером 15х20 см, высота древка — 30 см от земли.
Остальные круги размечаются линиями шириной 5 см. Линия разметки входит в размер меньшего круга.
Метание производится учебными гранатами Ф-1 без предохранительного рычага. Масса гранаты — 600 г. Гранаты участнику выдаются судейской коллегией на месте метания.
Каждому участнику разрешается три пробных и 15 зачетных бросков. Время для метания пробных гранат 1 мин, зачетных — 6 мин. После выполнения пробных бросков участник докладывает о готовности произвести зачетные броски и по общей команде судьи начинает метание. До окончания метания всех гранат участник может выходить из сектора только по разрешению судьи.
При выполнении зачетных бросков оценка производится судьей у круга поднятием указки с цифрой, соответствующей достоинству броска, и дублируется голосом. Метание очередной гранаты разрешается только после получения оценки за предыдущий бросок.
Правила метания и критерии оценки попытки как удачной или неудачной аналогичны условиям проведения соревнований в метании гранат на дальность.
Броски при попадании гранаты в цель оцениваются: в 1-й (центральный) круг — 115 очков; во 2-й — 75 очков; в 3-й — 45 очков. Попадание во флажок, установленный в центральном круге, оценивается в 115 очков. В целях безопасности при метании гранат за кругами устанавливается ограждение из металлической сетки.
Комплексное акробатическое упражнение.
Проводится в любом помещении или на ровной площадке с травяным покрытием. По команде «Марш» пробежать с высокого старта десять метров, выполнить два кувырка вперед, прыжком поворот кругом, два кувырка вперед, пробежать 10 м. в обратном направлении. При выполнении кувырков в зале разрешается использование матов.
Примерные упражнения для развития ловкости, выполняемые на занятиях по физическому воспитанию:
Упражнение на перекладине: вис, подъем переворотом, мах дугой, соскок махом назад с поворотом на 90°; вис, размахивание, подъем разгибом, мах дугой, соскок махом назад с поворотом на 90°; вис, размахивание, подъем разгибом, оборот назад, мах дугой, соскок махом назад с поворотом на 90°.
Упражнение на брусьях: размахивание в упоре на предплечьях, подъем в сед, ноги врозь, перемах ног внутрь, мах назад, махом вперед сед на одну жердь, соскок боком через две жерди с опорой на одну руку и поворотом налево (направо) на 90°; размахивание в упоре на предплечьях, подъем разгибом, махом вперед сед на одну жердь, соскок боком через две жерди с опорой на одну руку и поворотом налево на 90°; размахивание в упоре на предплечьях, подъем разгибом, махом сед ноги врозь, перехват рук, силой стойка на плечах, кувырок вперед в сед ноги врозь, перемах ног внутрь, мах назад, махом вперед сед, на одну жердь, соскок через две жерди с опорой на одну руку и поворотом налево на 90°.
Для комплексного развития скоростно-силовых качеств и ловкости применяются комплексные упражнения.
Комплексное упражнение № 1.
По команде "Марш" пробежать с высокого старта 10 м, выполнить два кувырка вперед, прыжком поворот кругом, два кувырка вперед, пробежать 10 м в обратном направлении. 2 - по команде "Марш" пробежать 3 м, прыгнуть через козла высотой 120 см и пролезть под ним в обратном направлении, обежать козла и, пробежав 2,5 м, толчком обеих ног прыгнуть спиной вперед через препятствие высотой 30 см, повернуться кругом и пробежать 2,5 м, выполнять два кувырка вперед на двух продольно положенных матах и, пробежав 3 м, прыгнуть через коня в ширину, согнув ноги, пробежав 3 м, сделать два кувырка вперед, пробежать 2,5 м, толчком двумя ногами прыгнуть спиной вперед через препятствие высотой 30 см, повернуться кругом, и, пробежав 2,5 м прыгнуть через козла ноги врозь, пролезть под козлом в обратном направлении, обежать его и возвратиться к линии старта.
Комплексное упражнение № 2 включает:
-
Бег со старта (лежа, спиной вперед и т.д.) - 3 м.
-
Опорный прыжок, согнув ноги, через козла (коня) в ширину, высотой 120 см.
-
Обежать его и пролезть под ним в обратном направлении.
-
Пробежать 2 м, повернуться спиной вперед и перепрыгнуть через гимнастическую скамейку.
-
Повернуться кругом и выполнить два кувырка вперед.
-
Перенести гирю 24 кг вперед на 3 м и назад.
-
Пробежать 3 м вперед, выполняя в движении три вращения влево и три вращения вправо.
-
Пробежать по гимнастической скамейке.
-
Вбежать по наклонной гимнастической скамейке, установленной у гимнастической стенки на высоте 2-2.2 м.
-
Выполнить прыжок и глубину (спрыгнуть со скамейки) на точность приземления в квадрат 50 на 50 см.
-
Вернуться бегом на линию старта - финиша.
Комплексное упражнение № 3 включает в себя следующие упражнения:
-
Наклоны вперед до касания руками носков ног - 10 раз.
-
Наклоны назад, подавая таз вперед, касаясь руками пяток - 10 раз.
-
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа - 10 раз.
-
Удары боксера, прямой правой и левой - 10 раз.
-
Поднимание гири 24 кг правой и левой руками - 10 раз.
-
Упор присев-упор лежа - упор присев - выпрыгивание вверх с подтягиванием коленей к груди - 10 раз.
-
Стоя на одной ноге, другая стопой у колена, боковой удар подошвенной частью стопы с поворотом на 90° после каждого удара – по 4 удара правой и левой ногой.
-
Прыжки с поворотом на 360° - по 5 прыжков вправо и влево.
-
"челночный" бег 4 по 10 м. Все упражнения выполняются в максимальном темпе без перерыва.
-
Метание гранаты в цель или теннисного мяча в баскетбольный щит (цель 150 на 150 м) с 10 метров и ловлей мяча после отскока, количество бросков - 5. Попадание - 1 очко, ловля после отскока - 2 очка. Фиксируется время выполнения всех упражнений.
Комплексное упражнение № 2 и № 3 можно выполнять в виде эстафет.
Другие упражнения: бег и прыжки спиной вперед, метание гранат не правой, а левой рукой. Отталкивание при прыжках через ров не толчковой, а маховой ногой, перелезание через забор не правым, а левым боком, преодоление препятствий с одновременным поражением мишеней штыком, гранатой, прикладом, ударом рукой и ногой, действия на полосе препятствий, изготовка к стрельбе, снаряжение магазина в темное время суток.
Эффективным средством развития ловкости является тренировка на полосе препятствий. Обилие циклических, ациклических движений, быстроты смены обстановки, мгновенные переключения с одних действий на другие положительно сказывается на развитии этого важного качества.
Упражнение на координацию движений. И.п.: основная стойка. 1 — левую руку на пояс. 2 — правую руку на пояс. 3 — левую руку к плечу. 4 — правую руку к плечу. 5 — положить руки на голову. 6—7 — два хлопка над головой. 8 — левую руку к плечу. 9 — правую руку к плечу. 10 — левую руку на пояс. 11 — правую руку на пояс. 12 — наклониться, левой рукой достать носок правой ноги, правая — на поясе. 13 — наклониться, правой рукой достать носок левой ноги. 14 — поднять левую ногу, согнутую в колене, выпрямить и опустить (руки на поясе). 15 — поднять правую ногу, согнутую в колене, выпрямить и опустить. 16 — опустить руки вниз.
Таблица 35
Yandex.RTB R-A-252273-3- Физическая культура Курс лекций
- Содержание
- Введение
- 1. Физическая культура в структуре профессионального образования
- 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования.
- 2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе
- Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
- Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.
- 3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов
- Обязанности студентов:
- 4. Структура и основное содержание учебной программы
- Содержание учебной дисциплины (специалисты)
- Содержание учебной дисциплины (бакалавры)
- 4.1.Теоретический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.2. Методико-практический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.3. Учебно-тренировочный раздел
- Требования к знаниям и умениям
- Легкая атлетика
- Атлетическая гимнастика и гиревой спорт
- Спортивные игры
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (самбо) Самооборона без оружия (боевые приемы борьбы)
- 4. Контрольно-оценочный раздел
- Оценка освоения учебного материала
- Оценка физической подготовленности студентов
- Оценка физической подготовленности учебной группы (курса, факультета, учебного заведения)
- Проверка и оценка теоретической и методико-практической подготовленности
- Обязательная итоговая аттестация по физической культуре
- Контрольные вопросы
- 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
- 2. Сущность спорта как вида культуры физической
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
- 4. Сущность и содержание физической культуры личности
- 5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
- 6. Средства и основные составляющие физической культуры
- 6.1. Средства физической культуры
- 6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры2
- 6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры.
- Контрольные вопросы
- 1. Биологические основы физической культуры
- 1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе4
- 1.2. Анатомо-морфологическое строение организма5. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность
- Системы органов
- Система опоры и движения
- Кровеносная (сердечно-сосудистая) система
- Сравнительные показатели состояния сердца нетренированного и тренированного человека
- Дыхательная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы как самостоятельная система организма
- Другие внутренние органы и системы организма человека
- 1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования
- Возрастные изменения длины тела (рост)
- Соотношение длины и массы тела
- Естественное становление основных физических качеств
- Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m (по материалам в. К. Бальсевича, в.А. Запорожанова)
- 1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека
- 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Влияние природно-климатических факторов
- Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по ф.П. Суслову, е.Б. Гиппенрейтеру)
- 2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
- 2.3. Влияние сугубо социальных факторов
- Контрольные вопросы
- 1. Психофизиологические основы учебного труда студентов
- 1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента
- 1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность
- Характеристики степени утомления при умственном труде
- 1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения
- 1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
- Изменение градиента умственной работоспособности, %
- Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов
- 1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме
- 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
- Характеристика интеллектуальной деятельности студентов с разным уровнем да
- Сравнительные данные о частоте встречаемости психолого-эмоциональных признаков и вегетативных жалоб у студентов (по данным игу)9
- 3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
- 3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему
- 3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему
- 3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат
- 3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему
- Контрольные вопросы
- 1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье
- 2. Модели развития болезней
- 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 3.1. Оптимальный режим труда и отдыха
- 3.2. Рациональный режим питания
- 3.3. Организация сна
- 3.4. Оптимальная двигательная активность
- 3.5. Отказ от вредных привычек
- 3.6. Личная гигиена и закаливание
- 3.7. Культура межличностного общения
- 4. Система управления здоровьем
- Контрольные вопросы
- Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.
- 1. Принципы физического образования и воспитания
- 1.1 Социальные принципы
- 1.2 Дидактические принципы
- 2. Средства физического образования и воспитания
- 3. Методы физического образования
- 4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков
- Физиологические фазы процесса формирования двигательного навыка.
- 5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
- 6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
- Контрольные вопросы:
- 1. Развитие силовых способностей
- Основные параметры методов развития силовых способностей (высококвалифицированные спортсмены)
- 2. Развитие скоростных способностей
- Контроль за уровнем развития специальных качеств бегуна на 100 м
- 3. Развитие выносливости
- 4. Развитие двигательно-координационных способностей
- 5. Развитие гибкости
- Дозирование упражнений в одном занятии и время, необходимое для достижения 90 % подвижности
- Контрольные вопросы:
- 1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля
- 1.1. Врачебный контроль
- 1.2. Педагогический контроль
- 1.3. Врачебно-педагогический контроль
- 1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Примерная форма дневника самоконтроля
- 2. Методы исследования и оценки физического состояния
- 2.1. Методы исследования и оценки физического развития
- Оценка антропометрических показателей
- 2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы
- Уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [по: Апанасенко]
- Показатели тренированности сердца
- 2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
- Оценка физиометрических показателей
- 2.4. Исследование и оценка работоспособности
- Высота ступеньки и время восхождения при проведении Гарвардского степ-теста
- Физическая работоспособность по показателю ист
- Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста *
- Определение результатов модифицированного теста Купера
- 2.5. Контроль и оценка физической подготовленности
- 2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей
- Оценка показателей скоростных способностей
- 2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей
- Оценка показателей силовых способностей
- 2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей
- Оценка показателей скоростно-силовых способностей
- 2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
- Оценка вестибулярной устойчивости
- 2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости
- Оценка показателей общей выносливости
- 2.5.6. Контроль и оценка гибкости
- Оценка показателей гибкости
- 2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности
- Критерии оценки физической подготовленности по результатам выполнения спортивного разряда по полиатлону
- 3. Определение величины тренировочной нагрузки
- Внешние признаки утомления при занятиях
- Контрольные вопросы
- 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний
- 2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий
- 2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры.
- 2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
- 3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
- 4. Основные методические положения самостоятельных занятий
- 4.1. Общие методические положения
- 4.2. Специфические принципы спортивной тренировки
- 5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности
- 5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха
- Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок
- Программа поддержания хорошего уровня физической
- 5.2 Коррекция физического развития и телосложения
- 5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов
- 6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма Гигиена мест занятий, одежды и обуви
- Гигиена тела, питания и питьевой режим
- Профилактика травматизма и заболеваний
- Основные особенности самостоятельных занятий для женщин
- Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий
- Контрольные вопросы
- Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета
- I. Теоретический раздел (Вопросы 1-48)
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
- Тема 10. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Тема 11. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
- Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
- Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- II. Методико-практический раздел (рассказ, показ). (Вопросы 1-27) Вопросы к семестровым зачетам
- 6 Семестр
- 7 Семестр
- Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре