2. Развитие скоростных способностей
Под скоростными способностями понимают способность человека совершать двигательные действия в минимальный промежуток времени.
В структуре скоростных способностей можно выделить следующие компоненты: быстроту двигательных реакций и быстроту движений.
Быстрота движений проявляется в быстроте одиночного движения и в темпе повторения движений.
Двигательной реакцией принято условно называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию и заканчивающийся с началом ответного действия, или переключения с одного действия на другое.
Временные параметры таких реакций определяются по латентному (скрытому) времени реакции, которое измеряется с помощью хронореакциометров от момента появления сигнала до момента начала двигательного действия.
Продолжительность латентного времени зависит от времени нескольких последовательных фаз реагирования:
1 - возбуждение рецепторов, воспринимающих сигнальную информацию;
2 - передачу этой информации в ЦНС;
3 - обработку информации в ЦНС и формирование эффекторного сигнала;
4 - передача эффекторных импульсов из ЦНС к мышцам;
5 - возбуждение мышцы и появление в ней механической активности.
Простой двигательной реакцией принято называть реакцию, которая характеризуется одним, заранее строго обусловленным способом ответа на стандартный, также заранее обусловленный сигнал.
Время зрительно-моторной реакции 0,2-0,3 сек. (0,15-0,20 - у спортсменов), на звуковой сигнал - 0,1-0,2 (0,05 - у спортсменов).
В простых реакциях наблюдается перенос быстроты, то есть улучшение времени реагирования на одни сигналы уменьшает время реагирования и на другие.
Средства и методы развития быстроты простых двигательных реакций.
Средства - упражнения на быстроту реагирования.
Методы: 1 - повторный (многократное выполнение упражнений на быстроту реагирования.
Его варианты:
а) целостный метод - одновременное развитие быстроты реагирования и быстроты движения. Повторное, возможно быстрое реагирование на внезапно появляющийся сигнал или изменение окружающей ситуации;
б) расчлененный метод - аналитическая (раздельная) тренировка: развитие быстроты реагирования в облегченных условиях, развитие скорости последующих движений.
2 - Сенсорный метод, предложенный Геллерштейном в 1958 г.
Основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени. По этой методике, например, при совершенствовании стартовой реакции в спринте, выделяют 3 этапа:
1-й этап - задания, по возможно быстрому реагированию на стартовый сигнал и информация о времени реагирования;
2-й этап - задания с самооценкой времени реагирования и ее сопоставление с реальным временем;
3-й этап - задания по точно обусловленному времени стартовых реакций.
К сложным двигательным реакциям относятся, в частности, реакции выбора (способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных ответных действий одно адекватное возникшей ситуации) и реакция на движущийся объект - РДО (реагирование на перемещающийся объект).
Время таких реакций превышает время простых реакций, причем значительная часть его тратится на выбор адекватного ответа.
В реакциях на движущийся объект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Если фиксировать предмет глазами до начала перемещения - реакция сокращается.
Средства и пути сокращения времени сложных двигательных реакций.
1). Создавать необходимые предпосылки:
широкий фонд двигательных умений и навыков, ускорение простых двигательных реакций, развитие двигательно-координационных способностей.
2). Совершенствовать РДО. Пути совершенствования:
1 - выработка умения заблаговременно «улавливать» и удерживать движущийся объект в поле зрения;
2 - выработка умения предусматривать наиболее вероятное перемещение объекта (реакция антиципации, упреждения);
3 - увеличение внешних требований к способности воспринимать и оценивать параметры перемещения объекта (варьирование скорости движений и действий, повышение темпа, поточное выполнение защитного действия и т.д.).
-
Совершенствовать реакцию выбора. Пути совершенствования:
1 - «от простого к сложному» - постепенное увеличение числа альтернатив выбора, т.е. вариативности ситуаций, на которые нужно избирательно отреагировать и возможных вариантов ответа, из которых требуется выбрать один, адекватный возникшей ситуации;
2 - реагирование на подготовительные движения. В каждом движении есть две фазы: а) позо-тоническая (небольшие изменения позы и перераспределение тонуса мышц); б) собственно движение.
При этом необходимо иметь ввиду, что время сложной реакции прямо пропорционально степени неопределенности ситуации.
Средства, методы, отличительные черты методики развития быстроты движений.
Основным средством развития быстроты движений являются «собственно-скоростные упражнения». Важнейший отличительный признак их - выполнение движений с максимальной (индивидуально наивысшей скоростью).
Характерные особенности «собственно-скоростных упражнений:
1 - относительная кратковременность действия (10-20 с);
2 - отсутствие или предельное лимитирование дополнительных отягощений;
3 - отсутствие задержек по ходу действия.
Основные методы - методы строго регламентированного упражнения (повторный, повторно-серийный), частично регламентированного упражнения (игровой, соревновательный).
Особенности методики: скорость - околопредельная, предельная, варьирующая; длительность - без снижения скорости; количество повторений - критерием достаточности является начало снижения скорости; интервал отдыха - без значительного снижения возбуждения ЦНС, сохранение последействия предыдущей попытки, но достаточный для восстановления вегетативных функций; характер отдыха - активный, мало интенсивный.
Программно-целевой подход ориентирует на разработку программы тренировки в соответствии с поставленной целью (достижение конкретного результата).
Дифференцированный подход требует соблюдения принципа дифференциации и идивидуализации тренировочных воздействий и предполагает аналитическое воздействие на различные факторы, обусловливающие проявление скоростных способностей.
Последовательность действий при реализации программно-целевого и дифференцированного подходов:
1 - провести тестирование и выявить уровень подготовленности занимающихся к нагрузкам скоростного характера;
2 - определить цель в виде количественного показателя (спортивного результата) и задачи в виде количественных показателей тех параметров, которые обеспечивают достижение цели;
3 - разработать тренировочную программу в соответствии с поставленной целью, задачами, уровнем подготовленности занимающихся;
4 - реализуя тренировочную, программу, осуществлять контроль за динамикой показателей, обусловливающих достижение целевого результата;
5 - при рассогласовании достигнутых промежуточных результатов с запланированными, вносить соответствующие коррективы в тренировочную программу.
Контроль осуществлять использованием соответствующих тестов, функциональных проб-методов тестирования.
Быстрота простой двигательной реакции определяется с помощью хронорефлексометра или простой ученической линейки.
Быстрота и точность реакции на движущийся объект определяется с помощью специального прибора с использованием контрольного упражнения, включающего метание теннисного мяча по движущейся цели или ловлю теннисных мячей после броска из-за спины и отскока их от стены.
Для контроля за состоянием готовности к бегу на 100 м можно использовать «челночный» бег 10 по 10 м.
Контроль за развитием специальных качеств бегуна на 100 м осуществляется по результатам в беге на 30 м с хода и низкого старта, бега на 60 м с низкого старта с использованием специальной таблицы для выявления лимитирующих факторов и результативности тренировочного процесса.
Проверить готовность обучаемых к выполнению учебного, спортивного норматива в беге на 100 м вам поможет приведенная ниже таблица.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Физическая культура Курс лекций
- Содержание
- Введение
- 1. Физическая культура в структуре профессионального образования
- 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования.
- 2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе
- Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
- Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.
- 3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов
- Обязанности студентов:
- 4. Структура и основное содержание учебной программы
- Содержание учебной дисциплины (специалисты)
- Содержание учебной дисциплины (бакалавры)
- 4.1.Теоретический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.2. Методико-практический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.3. Учебно-тренировочный раздел
- Требования к знаниям и умениям
- Легкая атлетика
- Атлетическая гимнастика и гиревой спорт
- Спортивные игры
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (самбо) Самооборона без оружия (боевые приемы борьбы)
- 4. Контрольно-оценочный раздел
- Оценка освоения учебного материала
- Оценка физической подготовленности студентов
- Оценка физической подготовленности учебной группы (курса, факультета, учебного заведения)
- Проверка и оценка теоретической и методико-практической подготовленности
- Обязательная итоговая аттестация по физической культуре
- Контрольные вопросы
- 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
- 2. Сущность спорта как вида культуры физической
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
- 4. Сущность и содержание физической культуры личности
- 5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
- 6. Средства и основные составляющие физической культуры
- 6.1. Средства физической культуры
- 6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры2
- 6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры.
- Контрольные вопросы
- 1. Биологические основы физической культуры
- 1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе4
- 1.2. Анатомо-морфологическое строение организма5. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность
- Системы органов
- Система опоры и движения
- Кровеносная (сердечно-сосудистая) система
- Сравнительные показатели состояния сердца нетренированного и тренированного человека
- Дыхательная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы как самостоятельная система организма
- Другие внутренние органы и системы организма человека
- 1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования
- Возрастные изменения длины тела (рост)
- Соотношение длины и массы тела
- Естественное становление основных физических качеств
- Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m (по материалам в. К. Бальсевича, в.А. Запорожанова)
- 1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека
- 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Влияние природно-климатических факторов
- Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по ф.П. Суслову, е.Б. Гиппенрейтеру)
- 2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
- 2.3. Влияние сугубо социальных факторов
- Контрольные вопросы
- 1. Психофизиологические основы учебного труда студентов
- 1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента
- 1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность
- Характеристики степени утомления при умственном труде
- 1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения
- 1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
- Изменение градиента умственной работоспособности, %
- Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов
- 1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме
- 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
- Характеристика интеллектуальной деятельности студентов с разным уровнем да
- Сравнительные данные о частоте встречаемости психолого-эмоциональных признаков и вегетативных жалоб у студентов (по данным игу)9
- 3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
- 3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему
- 3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему
- 3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат
- 3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему
- Контрольные вопросы
- 1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье
- 2. Модели развития болезней
- 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 3.1. Оптимальный режим труда и отдыха
- 3.2. Рациональный режим питания
- 3.3. Организация сна
- 3.4. Оптимальная двигательная активность
- 3.5. Отказ от вредных привычек
- 3.6. Личная гигиена и закаливание
- 3.7. Культура межличностного общения
- 4. Система управления здоровьем
- Контрольные вопросы
- Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.
- 1. Принципы физического образования и воспитания
- 1.1 Социальные принципы
- 1.2 Дидактические принципы
- 2. Средства физического образования и воспитания
- 3. Методы физического образования
- 4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков
- Физиологические фазы процесса формирования двигательного навыка.
- 5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
- 6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
- Контрольные вопросы:
- 1. Развитие силовых способностей
- Основные параметры методов развития силовых способностей (высококвалифицированные спортсмены)
- 2. Развитие скоростных способностей
- Контроль за уровнем развития специальных качеств бегуна на 100 м
- 3. Развитие выносливости
- 4. Развитие двигательно-координационных способностей
- 5. Развитие гибкости
- Дозирование упражнений в одном занятии и время, необходимое для достижения 90 % подвижности
- Контрольные вопросы:
- 1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля
- 1.1. Врачебный контроль
- 1.2. Педагогический контроль
- 1.3. Врачебно-педагогический контроль
- 1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Примерная форма дневника самоконтроля
- 2. Методы исследования и оценки физического состояния
- 2.1. Методы исследования и оценки физического развития
- Оценка антропометрических показателей
- 2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы
- Уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [по: Апанасенко]
- Показатели тренированности сердца
- 2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
- Оценка физиометрических показателей
- 2.4. Исследование и оценка работоспособности
- Высота ступеньки и время восхождения при проведении Гарвардского степ-теста
- Физическая работоспособность по показателю ист
- Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста *
- Определение результатов модифицированного теста Купера
- 2.5. Контроль и оценка физической подготовленности
- 2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей
- Оценка показателей скоростных способностей
- 2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей
- Оценка показателей силовых способностей
- 2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей
- Оценка показателей скоростно-силовых способностей
- 2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
- Оценка вестибулярной устойчивости
- 2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости
- Оценка показателей общей выносливости
- 2.5.6. Контроль и оценка гибкости
- Оценка показателей гибкости
- 2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности
- Критерии оценки физической подготовленности по результатам выполнения спортивного разряда по полиатлону
- 3. Определение величины тренировочной нагрузки
- Внешние признаки утомления при занятиях
- Контрольные вопросы
- 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний
- 2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий
- 2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры.
- 2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
- 3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
- 4. Основные методические положения самостоятельных занятий
- 4.1. Общие методические положения
- 4.2. Специфические принципы спортивной тренировки
- 5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности
- 5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха
- Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок
- Программа поддержания хорошего уровня физической
- 5.2 Коррекция физического развития и телосложения
- 5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов
- 6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма Гигиена мест занятий, одежды и обуви
- Гигиена тела, питания и питьевой режим
- Профилактика травматизма и заболеваний
- Основные особенности самостоятельных занятий для женщин
- Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий
- Контрольные вопросы
- Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета
- I. Теоретический раздел (Вопросы 1-48)
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
- Тема 10. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Тема 11. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
- Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
- Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- II. Методико-практический раздел (рассказ, показ). (Вопросы 1-27) Вопросы к семестровым зачетам
- 6 Семестр
- 7 Семестр
- Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре