3. Методы физического образования
Метод в науке и практике - это путь к определенной цели. Метод (в физическом воспитании) - это способ и совокупность приемов использования средств физического образования и воспитания, направленных на достижение педагогической цели.
Методический прием - это способ реализации метода в соответствии с конкретными задачами обучения и воспитания.
Методика - это план, программа деятельности по решению определенной задачи. Это определенная совокупность взаимосвязанных методов и методических приемов, используемых для решения соответствующих задач физического образования и воспитания.
Специфические методы: метод строго регламентированного упражнения, метод использования упражнений в игровой форме (игровой метод), метод использования упражнений в соревновательной форме (соревновательный метод).
Неспецифические (общепедагогические) методы: методы словесного воздействия, методы наглядного воздействия, практические методы.
Основные требования к методике обучения:
-
соответствие поставленным задачам обучения;
-
соответствие принципам обучения;
-
соответствие индивидуальной и групповой подготовленности учащихся;
-
соответствие условиям занятий;
-
соответствие специфике учебного материала;
-
соответствие индивидуальным особенностям и возможностям учителя;
-
обеспечение воспитывающего обучения;
-
обеспечение развивающего обучения;
9) использование системы методов и методических приемов. Регламентация деятельности обучаемых выражается в:
-
строго заданной форме, твердо предписанной программе движений;
-
строгом нормировании нагрузки;
-
строго установленном порядке чередования нагрузок с отдыхом;
-
использовании определенных внешних условий.
В зависимости от признака, положенного в основу классификации, можно выделить следующие методы строго регламентированного упражнения:
-
По особенностям подхода к освоению структуры целостного действия: целостно-конструктивный и расчлененно-конструктивный методы.
-
По степени избирательного воздействия на функции организма: методы избирательно направленного упражнения и методы комплексного (интегрального) воздействия.
3. По признаку стандартизации либо варьировании тренировочного воздействия: методы стандартного и методы переменного упражнения.
-
По признаку дискретности (прерывистости) либо непрерывности нагрузки: методы интервального упражнения и методы непрерывного упражнения.
-
По признаку комплексного воздействия: методы круговой тренировки.
-
По степени моделирования особенностей соревновательной деятельности: методы частичного моделирования и методы целостно-приближенного моделирования.
Методы обучения двигательным действиям.
По особенностям подхода к освоению структуры целостного действия можно выделить следующие методы:
-
Метод целостно-конструктивного упражнения заключается в многократном повторении двигательного действия в целом. Применяется на любом этапе обучения при сравнительно простом упражнении достаточно высоком уровне подготовленности обучаемых. Метод наиболее эффективен на этапах закрепления и совершенствования двигательного действия.
-
Метод расчлененно-конструктивного упражнения. При таком методе система движений расчленяется на относительно самостоятельные (подсистемы), которые разучиваются с последующим соединением в единое целое. Метод обучения «по частям» используется на начальном этапе разучивания сложных двигательных действий, на последующих этапах, когда нужно перестроить технику действий или исправить ошибки.
-
Метод сопряженного воздействия, когда совершенствование двигательного действия осуществляется одновременно с развитием физических качеств.
Варианты метода целостного выполнения двигательного действия:
-
Повторное исполнение с последовательной отработкой частей двигательного действия.
-
Исполнение с отработкой деталей техники.
-
Повторное стандартное исполнение в целях закрепления двигательного навыка.
4. Исполнение в изменяющихся условиях и ситуациях внешней обстановки.
5. Исполнение (использование) в условиях неблагоприятного состояния организма (на фоне утомления, сильных эмоций и т.д.).
6. Исполнение с возрастающими усилиями и скоростями. Варианты метода обучения «по частям»:
-
Раздельное разучивание частей действия с последующим объединением в целое.
-
Последовательное обучение частям действия с постепенным их соединением друг с другом (способ «наращивания»).
-
Кратковременное вычленение части действия для уточнения.
4. Отработка частей действия в форме «подводящих упражнений». Классификация видов нагрузки по признаку ее динамичности или стабильности, по направленности воздействия.
По характеру мышечной работы: стандартные нагрузки и переменные (прогрессирующие, убывающие, варьирующие).
По направленности воздействия: избирательного и комплексного воздействия.
Отдых между нагрузками может быть пассивным (относительный покой, отсутствие двигательной деятельности) и активный (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление).
Возможны три типа интервалов отдыха: полный (ординарный) - обеспечивающий к моменту очередного упражнения практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня), жесткий (неполный) - когда очередная часть нагрузки приходится на период недовосстановленного состояния отдельных функций или организма в целом, экстремальный (оптимальный, суперкомпенсаторный) - при которых очередная часть тренировочной работы совпадает с фазой повышенной работоспособности, наступающей вследствие воздействия механизмов врабатывания, предшествующей нагрузки и фазового протекания восстановительных процессов.
В процессе физического воспитания могут использоваться три способа повышения нагрузки: непрерывный, ступенчатый, волнообразный.
Непрерывный способ повышения нагрузки характеризуется относительно равномерным (от занятия к занятию, от недели к неделе и т.д.) повышением ее объема и интенсивности.
Ступенчатый способ повышения нагрузки заключается в неоднократном чередовании этапов ее стабилизации (на протяжении нескольких занятий) и последующего увеличения.
Волнообразный способ повышения нагрузки заключается в периодическом колебании объема и интенсивности выполняемых упражнений.
Компоненты тренировочной нагрузки:
-
Характер упражнения: упражнения общего воздействия (задействовано 2/3 и более объема мышечной массы), частичного воздействия (от 1/3 до 2/3 объема мышечной массы), локального воздействия (до 1/3 объема мышечной массы).
-
Интенсивность работы (восстанавливающая, поддерживающая, развивающая).
-
Объем (число повторений упражнений, длительность работы и т.д.).
-
Продолжительность и характер отдыха.
Методы упражнения со стандартной нагрузкой: непрерывный, интервальный. Интервалы отдыха могут быть стандартными и переменными. При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в переменном режиме.
Варианты интервального метода упражнения: метод повторного упражнения и метод повторно-серийного упражнения.
Методы упражнения с переменной нагрузкой: непрерывный метод с переменной нагрузкой, методы интервального упражнения с переменной нагрузкой (метод интервального упражнения с прогрессирующей, убывающей, варьирующей интенсивностью) нагрузкой.
Методы упражнения комбинированного типа:
-
метод непрерывного повторно-переменного упражнения;
-
метод непрерывного повторно-прогрессирующего упражнения;
- метод интервального упражнения с убывающими (возрастающими, варьирующими и т.д.) интервалами отдыха.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания условий и правил игры, в условиях постоянного и случайного изменения ситуаций, противодействия и взаимодействия играющих.
Характерные особенности:
-
большая эмоциональность;
-
относительно самостоятельный выбор решений двигательной задачи;
-
многообразие двигательных задач и внезапное возникновение их в условиях постоянно изменяющейся ситуации;
-
сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры.
Соревновательный метод предполагает использование (выполнение) физических упражнений в условиях состязаний.
Он характеризуется некоторыми чертами строго регламентированного упражнения (четкая унификация состава действий, порядок их выполнения, способы оценки результатов и др.).
Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и психических сил и способностей человека, затрудняет дозирование нагрузки и регуляцию эмоциональных состояний.
Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся - выполнение тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
По назначению все методы речевого воздействия можно условно объединить в следующие группы:
-
Методы передачи знаний: рассказ, описание, объяснение и т.д.
-
Методы управления деятельностью: команды, распоряжения, приказания.
-
Методы анализа и оценки деятельности: разбор, замечание, словесная оценка и т.д.
Основу группы методов идеомоторного и психорегулирующего упражнения составляет специально направленное использование внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для самовоздействия на физическое и психическое состояние, регулирование его и обеспечение готовности к действию.
Идеомоторное упражнение - многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией внимания на его решающих фазах или не удающихся элементах.
Психорегулирующая тренировка - использование методов аутогенной тренировки, включающей методы релаксации, мобилизации и коррекционного моделирования двигательных действий.
Группы методов наглядного воздействия.
Наглядность в широком смысле этого слова обеспечивается в физическом воспитании всей совокупностью воздействия на органы чувств, приводящей к формированию образа движений.
В зависимости от воздействия на те или иные сенсорные системы можно выделить следующие группы наглядности:
-
Метод зрительной наглядности - непосредственный показ, опосредованный показ или демонстрация; зрительное ориентирование.
-
Методы звуковой (слуховой) наглядности.
-
Методы двигательной наглядности - направленная помощь (проводка), фиксация положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия; использование специальных тренажеров.
Кроме этого используются методы срочной информации (динамометры, пьезодатчики, хронометры и т.д.) и автоматизированное оперативное программирование некоторых параметров двигательной деятельности в сочетании с экспресс-контролем за выполнением заданной программы (например, использование кардиолидера, сумматора пульса и т.д.).
Вариант классификации методов обучения.
1. Словесные методы обучения.
-
методы передачи и приобретения знаний (рассказ, описание, объяснение, беседа, прослушивание магнитофонных записей, самостоятельное изучение литературных источников);
-
методы воспроизведения знаний и обмена ими (ответ, отчет, дискуссия);
-
методы управления деятельностью занимающихся (постановка задач, указание, распоряжение, команда, инструктирование);
-
методы стимулирования и саморегуляции (разбор, оценка, самопроговаривание программы действий);
2. Наглядные методы обучения:
-
методы зрительного воздействия (показ упражнений, демонстрация наглядных пособий, кино- и видеомагнитофонная демонстрация, зрительное ориентирование);
-
методы наглядно-звукового воздействия (использование акустической и светосигнальной систем демонстрации);
-
методы проприоцептивного воздействия («проводка по движению», принудительное ограничение параметров движений и т.д.).
Практические методы обучения:
-
методы строгого регламентированного упражнения (методы формирования представлений о двигательных действиях, методы овладения основами техники физических упражнений, методы закрепления двигательных навыков).
-
методы частично регламентированного упражнения (игровой, соревновательный).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Физическая культура Курс лекций
- Содержание
- Введение
- 1. Физическая культура в структуре профессионального образования
- 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования.
- 2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе
- Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
- Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.
- 3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов
- Обязанности студентов:
- 4. Структура и основное содержание учебной программы
- Содержание учебной дисциплины (специалисты)
- Содержание учебной дисциплины (бакалавры)
- 4.1.Теоретический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.2. Методико-практический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.3. Учебно-тренировочный раздел
- Требования к знаниям и умениям
- Легкая атлетика
- Атлетическая гимнастика и гиревой спорт
- Спортивные игры
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (самбо) Самооборона без оружия (боевые приемы борьбы)
- 4. Контрольно-оценочный раздел
- Оценка освоения учебного материала
- Оценка физической подготовленности студентов
- Оценка физической подготовленности учебной группы (курса, факультета, учебного заведения)
- Проверка и оценка теоретической и методико-практической подготовленности
- Обязательная итоговая аттестация по физической культуре
- Контрольные вопросы
- 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
- 2. Сущность спорта как вида культуры физической
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
- 4. Сущность и содержание физической культуры личности
- 5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
- 6. Средства и основные составляющие физической культуры
- 6.1. Средства физической культуры
- 6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры2
- 6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры.
- Контрольные вопросы
- 1. Биологические основы физической культуры
- 1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе4
- 1.2. Анатомо-морфологическое строение организма5. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность
- Системы органов
- Система опоры и движения
- Кровеносная (сердечно-сосудистая) система
- Сравнительные показатели состояния сердца нетренированного и тренированного человека
- Дыхательная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы как самостоятельная система организма
- Другие внутренние органы и системы организма человека
- 1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования
- Возрастные изменения длины тела (рост)
- Соотношение длины и массы тела
- Естественное становление основных физических качеств
- Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m (по материалам в. К. Бальсевича, в.А. Запорожанова)
- 1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека
- 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Влияние природно-климатических факторов
- Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по ф.П. Суслову, е.Б. Гиппенрейтеру)
- 2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
- 2.3. Влияние сугубо социальных факторов
- Контрольные вопросы
- 1. Психофизиологические основы учебного труда студентов
- 1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента
- 1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность
- Характеристики степени утомления при умственном труде
- 1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения
- 1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
- Изменение градиента умственной работоспособности, %
- Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов
- 1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме
- 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
- Характеристика интеллектуальной деятельности студентов с разным уровнем да
- Сравнительные данные о частоте встречаемости психолого-эмоциональных признаков и вегетативных жалоб у студентов (по данным игу)9
- 3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
- 3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему
- 3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему
- 3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат
- 3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему
- Контрольные вопросы
- 1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье
- 2. Модели развития болезней
- 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 3.1. Оптимальный режим труда и отдыха
- 3.2. Рациональный режим питания
- 3.3. Организация сна
- 3.4. Оптимальная двигательная активность
- 3.5. Отказ от вредных привычек
- 3.6. Личная гигиена и закаливание
- 3.7. Культура межличностного общения
- 4. Система управления здоровьем
- Контрольные вопросы
- Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.
- 1. Принципы физического образования и воспитания
- 1.1 Социальные принципы
- 1.2 Дидактические принципы
- 2. Средства физического образования и воспитания
- 3. Методы физического образования
- 4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков
- Физиологические фазы процесса формирования двигательного навыка.
- 5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
- 6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
- Контрольные вопросы:
- 1. Развитие силовых способностей
- Основные параметры методов развития силовых способностей (высококвалифицированные спортсмены)
- 2. Развитие скоростных способностей
- Контроль за уровнем развития специальных качеств бегуна на 100 м
- 3. Развитие выносливости
- 4. Развитие двигательно-координационных способностей
- 5. Развитие гибкости
- Дозирование упражнений в одном занятии и время, необходимое для достижения 90 % подвижности
- Контрольные вопросы:
- 1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля
- 1.1. Врачебный контроль
- 1.2. Педагогический контроль
- 1.3. Врачебно-педагогический контроль
- 1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Примерная форма дневника самоконтроля
- 2. Методы исследования и оценки физического состояния
- 2.1. Методы исследования и оценки физического развития
- Оценка антропометрических показателей
- 2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы
- Уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [по: Апанасенко]
- Показатели тренированности сердца
- 2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
- Оценка физиометрических показателей
- 2.4. Исследование и оценка работоспособности
- Высота ступеньки и время восхождения при проведении Гарвардского степ-теста
- Физическая работоспособность по показателю ист
- Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста *
- Определение результатов модифицированного теста Купера
- 2.5. Контроль и оценка физической подготовленности
- 2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей
- Оценка показателей скоростных способностей
- 2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей
- Оценка показателей силовых способностей
- 2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей
- Оценка показателей скоростно-силовых способностей
- 2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
- Оценка вестибулярной устойчивости
- 2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости
- Оценка показателей общей выносливости
- 2.5.6. Контроль и оценка гибкости
- Оценка показателей гибкости
- 2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности
- Критерии оценки физической подготовленности по результатам выполнения спортивного разряда по полиатлону
- 3. Определение величины тренировочной нагрузки
- Внешние признаки утомления при занятиях
- Контрольные вопросы
- 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний
- 2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий
- 2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры.
- 2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
- 3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
- 4. Основные методические положения самостоятельных занятий
- 4.1. Общие методические положения
- 4.2. Специфические принципы спортивной тренировки
- 5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности
- 5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха
- Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок
- Программа поддержания хорошего уровня физической
- 5.2 Коррекция физического развития и телосложения
- 5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов
- 6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма Гигиена мест занятий, одежды и обуви
- Гигиена тела, питания и питьевой режим
- Профилактика травматизма и заболеваний
- Основные особенности самостоятельных занятий для женщин
- Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий
- Контрольные вопросы
- Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета
- I. Теоретический раздел (Вопросы 1-48)
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
- Тема 10. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Тема 11. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
- Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
- Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- II. Методико-практический раздел (рассказ, показ). (Вопросы 1-27) Вопросы к семестровым зачетам
- 6 Семестр
- 7 Семестр
- Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре