5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
В относительно завершенном цикле обучения двигательному действию выделяют три последовательных этапа:
-
Этап начального разучивания двигательного действия. Критерии завершенности этапа: обучаемые ясно представляют ООД во всех ООТ; могут описать и проанализировать их; не допускают грубых ошибок в основных операциях, входящих в двигательное действие.
-
Этап углубленного (детализированного) разучивания действия. Критерий завершенности этапа: безошибочное выполнение действия в стандартных условиях под контролем сознания.
3. Этап достижения эффективности и надежности выполнения действия в различных (в том числе экстремальных) условиях. Критерий завершенности этапа: результативность, надежность, стабильность выполнения в условиях сбивающих факторов.
Задачи и методы, применяемые для их решения на первом этапе обучения двигательному действию.
Задачи: Общая задача - сформировать основы умения (предумение) разучиваемого действия.
Частные задачи:
Задача 1. Сформировать в первоначальном виде ООД: создать логический образ двигательной задачи и способ ее решения.
Задача 2. Создать зрительный образ двигательной задачи и способа ее решения. То есть создать общее представление о двигательном действии.
Средства и методы решения: постановка и разъяснение двигательной задачи, объяснительный рассказ, показ двигательного действия с сопроводительным пояснением, письменное или устное инструктирование по формированию ООД, самопроговаривание ООД во внешней речи.
Задача 3. Создать кинестетический образ двигательной задачи, включить в ООД чувственные представления о разучиваемом действии. Выделить ООТ в наблюдаемом и самостоятельно выполняемом двигательном действии.
Средства и методы решения: пробные попытки исполнения (опробование), словесные отчеты о чувственном восприятии действия, проговаривание ООД во внешней и внутренней речи.
Задача 4. Разучить основы техники двигательного действия.
Средства и методы решения: методы целостно-конструктивного упражнения и расчлененно-конструктивного упражнения; отчеты о чувственном восприятии двигательного действия на основе самоанализа сенсорной информации; самопроговаривание ООД во внешней и внутренней речи; корректировочные замечания; оценочные суждения; непосредственный и опосредованный показ; подводящие упражнения, предметные ориентиры, идео-моторное моделирование действия, использование естественных и специально созданных условий и технических средств обучения.
Задача 5. Предупредить или устранить ошибки в технике движений.
Средства и методы решения:
-
знание причин ошибок (недостаточная подготовленность занимающихся, неполная или искаженная информация при формировании ООД, искажение информации самим обучающимся. Отрицательное взаимодействие различных двигательных действий, негативное влияние утомления, неблагоприятные внешние условия, недостаточный самоконтроль);
-
контроль за формированием ООД (выявление знаний и представлений, сложившихся в результате информации и наблюдения, умение учащихся правильно описывать ООД и четко выделять в ней ООТ,
анализировать и дифференцировать верные и неверные представления о них);
- контроль за исполнением двигательного действия (оценка отклонения выполнения действия от заданных параметров, самооценка выполнения двигательного действия).
Регламентация режима выполнения упражнений на первом этапе обучения предполагает:
-
обучение в первой половине занятия на фоне оптимальной работоспособности;
-
сравнительно небольшой объем нагрузки - повторение двигательного действия без искажения техники;
-
интенсивность - обучение на «контролируемой скорости», без искажения техники двигательного действия;
-
интервал отдыха между повторениями - обеспечивающий сохранение положительных последствий предыдущей попытки, между занятиями - не допускающий угасания условно рефлекторных связей.
Общее правило - чаще, но понемногу и в оптимальном темпе.
Задачи и методы, применяемые для их решения на втором этапе обучения двигательному действию.
Общая задача - завершить разучивание двигательного действия формированием умения.
Задача 1. Сформировать подробную, развернутую ООД, осознаваемую во всех ООТ, уточнить ООД.
Средства решения:
-
дополнение ООТ реальными образами комплексного характера (логическими, зрительными, кинестетическими, тактильными, вестибулярными и пр.);
-
повышение удельного веса мышечно-двигательных восприятий в непосредственном управлении движениями;
-
постепенное усложнение заданий по концентрации внимания на ООТ;
-
последовательное, опережающее переключение внимания на очередные ООТ;
-
выполнение контрастных и сближенных заданий на уточнение ООТ;
-
анализ - проговаривание ООД во внешнеречевой и внутреннеречевой форме.
Задача 2. Усовершенствовать технику выполнения действия, добиться минимального отклонения действия от оптимальных значений по всем параметрам (точность движений в пространстве, во времени, величина усилий, слитность, ритмичность и т.д.).
Средства решения:
- корректировочные замечания, детализированное объяснение, аналитический разбор, взаиморазъяснение, оценочные суждения;
-
избирательно-аналитический показ и демонстрация, то есть показ и демонстрация в единстве с анализом механизмов техники.
-
методы целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного упражнения; целесообразное сочетание методов стандартно-повторного и вариативного упражнения;
-
идеомоторное упражнение перед каждой попыткой; технические средства направляющего и корректирующего воздействия.
Задача 3. Повысить эффективность самоконтроля и возможность коррекции по ходу действия. Средства решения:
-
контроль за уточнением ООД (проговаривание своих представлений об ООТ под контролем и корректировкой преподавателя, сопоставление собственных представлений с инструкцией по ООД);
-
контроль за исполнением двигательных действий (оценка отклонения выполняемого действия от заданных параметров, контрольные прикидки «на технику» на каждом занятии; самоконтроль на основе чувственного восприятия напряжения мышц; метод последовательного переключения внимания на элементах выполняемого действия; выполнение действия в усложненных условиях сенсорного контроля).
Упражнение может выполняться на фоне утомления. Объем и интенсивность возрастают, интервалы отдыха оптимальные.
Задачи, средства и методы их решения, применяемые на третьем этапе обучения двигательному действию.
Общая задача - довести процесс освоения двигательного действия (ориентировочный, исполнительный, контрольный) до уровня превращения двигательного умения в навык.
Задача 1. Завершить отработку ООД (свертывание ООД) - уменьшение числа опорных точек, находящихся в сфере оперативного сознания (внимания).
Средства решения:
-
Избирательная концентрация внимания в процессе выполнения действия на решающих фазах и конечном результате.
-
Выполнение заданий по точному предвидению параметров действия.
-
Выполнение задания по акцентированию установки на решающих качественных характеристиках движений («на технику»).
Выполнение по ходу действия дополнительных отвлекающих заданий.
В целом - завершить отработку ООД на основе двигательного образа.
Задача 2. Обеспечить необходимую степень стабильности и вариативности двигательного навыка, надежности и экономичности техники двигательного действия.
Средства решения:
- корректировочные замечания, самопроговаривание во внутренней речи;
-
идеомоторные упражнения, как способ самонастройки на совершенное выполнение;
-
анализ сенсорных восприятий;
-
метод целостно-конструктивного упражнения, метод стандартно-регламентированного упражнения и вариативного упражнения, игровой, соревновательный методы;
-
комбинированные методы.
В целом - переход от обучения к самообучению, самосовершенствованию.
Задача 3. Добиться необходимого соответствия между параметрами техники и уровнем развития двигательных качеств.
Средства решения:
-
Формирование эталонного исполнения (совершенной стандартной техники, соблюдение основных параметров двигательного действия).
-
Заблаговременное формирование физической готовности к овладению техникой.
-
Одновременное развитие физических качеств и овладение техникой (использование «сопряженного метода»).
Регламентация упражнений на третьем этапе обучения двигательному действию.
Объем, интенсивность выполняемого действия увеличивается.
Для стабилизации навыка - частое и стереотипное воспроизведение действия в стандартных условиях, без ошибок:
-
для расширения диапазона вариативности навыка: строго регламентированное варьирование характера и условий выполнения действия (задания на точность повторения или на точность отклонения от стандарта по всем параметрам, заранее обусловленное изменение условий выполнения действия); не строго регламентированное варьирование (выполнение действия в игровых и соревновательных условиях);
-
обеспечение надежности навыка (позонное освоение интенсивности, выполнение действия в экстремальных условиях).
Контроль:
-
определение качественных сторон навыка;
-
определение общей результативности (тестирование);
-
сопоставление результата и двигательного потенциала;
-
степень автоматизации движений;
-
степень надежности (по его стабильности в условиях сбивающих факторов).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Физическая культура Курс лекций
- Содержание
- Введение
- 1. Физическая культура в структуре профессионального образования
- 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования.
- 2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе
- Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
- Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.
- 3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов
- Обязанности студентов:
- 4. Структура и основное содержание учебной программы
- Содержание учебной дисциплины (специалисты)
- Содержание учебной дисциплины (бакалавры)
- 4.1.Теоретический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.2. Методико-практический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.3. Учебно-тренировочный раздел
- Требования к знаниям и умениям
- Легкая атлетика
- Атлетическая гимнастика и гиревой спорт
- Спортивные игры
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (самбо) Самооборона без оружия (боевые приемы борьбы)
- 4. Контрольно-оценочный раздел
- Оценка освоения учебного материала
- Оценка физической подготовленности студентов
- Оценка физической подготовленности учебной группы (курса, факультета, учебного заведения)
- Проверка и оценка теоретической и методико-практической подготовленности
- Обязательная итоговая аттестация по физической культуре
- Контрольные вопросы
- 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
- 2. Сущность спорта как вида культуры физической
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
- 4. Сущность и содержание физической культуры личности
- 5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
- 6. Средства и основные составляющие физической культуры
- 6.1. Средства физической культуры
- 6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры2
- 6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры.
- Контрольные вопросы
- 1. Биологические основы физической культуры
- 1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе4
- 1.2. Анатомо-морфологическое строение организма5. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность
- Системы органов
- Система опоры и движения
- Кровеносная (сердечно-сосудистая) система
- Сравнительные показатели состояния сердца нетренированного и тренированного человека
- Дыхательная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы как самостоятельная система организма
- Другие внутренние органы и системы организма человека
- 1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования
- Возрастные изменения длины тела (рост)
- Соотношение длины и массы тела
- Естественное становление основных физических качеств
- Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m (по материалам в. К. Бальсевича, в.А. Запорожанова)
- 1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека
- 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Влияние природно-климатических факторов
- Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по ф.П. Суслову, е.Б. Гиппенрейтеру)
- 2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
- 2.3. Влияние сугубо социальных факторов
- Контрольные вопросы
- 1. Психофизиологические основы учебного труда студентов
- 1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента
- 1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность
- Характеристики степени утомления при умственном труде
- 1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения
- 1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
- Изменение градиента умственной работоспособности, %
- Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов
- 1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме
- 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
- Характеристика интеллектуальной деятельности студентов с разным уровнем да
- Сравнительные данные о частоте встречаемости психолого-эмоциональных признаков и вегетативных жалоб у студентов (по данным игу)9
- 3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
- 3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему
- 3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему
- 3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат
- 3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему
- Контрольные вопросы
- 1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье
- 2. Модели развития болезней
- 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 3.1. Оптимальный режим труда и отдыха
- 3.2. Рациональный режим питания
- 3.3. Организация сна
- 3.4. Оптимальная двигательная активность
- 3.5. Отказ от вредных привычек
- 3.6. Личная гигиена и закаливание
- 3.7. Культура межличностного общения
- 4. Система управления здоровьем
- Контрольные вопросы
- Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.
- 1. Принципы физического образования и воспитания
- 1.1 Социальные принципы
- 1.2 Дидактические принципы
- 2. Средства физического образования и воспитания
- 3. Методы физического образования
- 4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков
- Физиологические фазы процесса формирования двигательного навыка.
- 5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
- 6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
- Контрольные вопросы:
- 1. Развитие силовых способностей
- Основные параметры методов развития силовых способностей (высококвалифицированные спортсмены)
- 2. Развитие скоростных способностей
- Контроль за уровнем развития специальных качеств бегуна на 100 м
- 3. Развитие выносливости
- 4. Развитие двигательно-координационных способностей
- 5. Развитие гибкости
- Дозирование упражнений в одном занятии и время, необходимое для достижения 90 % подвижности
- Контрольные вопросы:
- 1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля
- 1.1. Врачебный контроль
- 1.2. Педагогический контроль
- 1.3. Врачебно-педагогический контроль
- 1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Примерная форма дневника самоконтроля
- 2. Методы исследования и оценки физического состояния
- 2.1. Методы исследования и оценки физического развития
- Оценка антропометрических показателей
- 2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы
- Уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [по: Апанасенко]
- Показатели тренированности сердца
- 2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
- Оценка физиометрических показателей
- 2.4. Исследование и оценка работоспособности
- Высота ступеньки и время восхождения при проведении Гарвардского степ-теста
- Физическая работоспособность по показателю ист
- Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста *
- Определение результатов модифицированного теста Купера
- 2.5. Контроль и оценка физической подготовленности
- 2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей
- Оценка показателей скоростных способностей
- 2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей
- Оценка показателей силовых способностей
- 2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей
- Оценка показателей скоростно-силовых способностей
- 2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
- Оценка вестибулярной устойчивости
- 2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости
- Оценка показателей общей выносливости
- 2.5.6. Контроль и оценка гибкости
- Оценка показателей гибкости
- 2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности
- Критерии оценки физической подготовленности по результатам выполнения спортивного разряда по полиатлону
- 3. Определение величины тренировочной нагрузки
- Внешние признаки утомления при занятиях
- Контрольные вопросы
- 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний
- 2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий
- 2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры.
- 2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
- 3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
- 4. Основные методические положения самостоятельных занятий
- 4.1. Общие методические положения
- 4.2. Специфические принципы спортивной тренировки
- 5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности
- 5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха
- Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок
- Программа поддержания хорошего уровня физической
- 5.2 Коррекция физического развития и телосложения
- 5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов
- 6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма Гигиена мест занятий, одежды и обуви
- Гигиена тела, питания и питьевой режим
- Профилактика травматизма и заболеваний
- Основные особенности самостоятельных занятий для женщин
- Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий
- Контрольные вопросы
- Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета
- I. Теоретический раздел (Вопросы 1-48)
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
- Тема 10. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Тема 11. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
- Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
- Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- II. Методико-практический раздел (рассказ, показ). (Вопросы 1-27) Вопросы к семестровым зачетам
- 6 Семестр
- 7 Семестр
- Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре