2. Сущность спорта как вида культуры физической
Соотношение понятий «физическая культура», «спорт» в современной литературе далеко не однозначно. Средства массовой информации, многие официальные документы рассматривают их как категории однопорядковые и соединяют их союзом «и» (Физкультура и спорт). Многие современные ученые напротив, считают такое однопорядковое перечисление неверным, поскольку спорт является частью (видом, компонентом) физической культуры, а последняя является, в свою очередь, видом (частью) общей культуры человека и общества.
Анализируя термин «спорт» Л.П. Матвеев обращает внимание на то, что в узком смысле спортом называется соревновательная деятельность, которая сложилась в сфере физической культуры, а в широком смысле спорт «занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества».
Автор предупреждает так же о неправомерности отождествления понятий «физическая культура» и «спорт». Больше всего, подчеркивается, что «физическая культура в определенном отношении шире спорта».
Первые попытки определить структуру физической культуры и место в ней спорта были предприняты еще в начале 1970-х гг. В основу решения проблемы были положены концепции теории культуры и системный подход.
В последующие годы эта проблема неоднократно обсуждалась на научных конференциях различного уровня, «круглых столах» редакции журнала «Теория и практика физической культуры», в опубликованных работах.
В результате проведенных многочисленных исследований физической культуры как вида (части) культуры в Учебный план институтов физической культуры в 1980 г. была введена новая профилирующая дисциплина – Теория физической культуры. Одним из разделов которой стала теория спорта.
Поэтому представляется необходимым представить в обобщенном виде обоснование для определения спорта как части физической культуры, а не равнозначного ей явления.
В иерархической системе «культура – физическая культура – спорт» необходимо проследить исторические (генетические) структурные, функциональные связи и взаимодействия этих явлений.
Известно, что существуют сотни определений понятия «культура» как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Это обусловливает трудность и сложность исследования ее сущности и ее компонентов. Из всех определений нам представляются наиболее адекватными те, в основе которых лежит деятельный подход и системный анализ, согласно которым культура представляет собой процесс человеческой деятельности и его качественные результаты по созданию материальных и духовных ценностей, удовлетворяющих потребности человека в обществе во всех областях жизни.
Но культура, прежде всего, обращена на человека как деятельного общественного субъекта, ибо в процессе творческой и предметной деятельности он изменяет не только внешний мир, но и себя самого – свое тело, свой ум, свои общественные отношения, совершенствуется духовно и физически.
Физическая культура (точнее – ее элементы) исторически возникает одновременно с культурой его, хотя и носит до известного периода ее развития спонтанный, не вполне осознанный и элементарный характер.
В своем развитом виде физическая культура, как атрибутивный вид культуры человека и общества, представляет собой специфическую деятельность и ее социально-значимые результаты, характеризующие физическую готовность людей к жизни. Она является средством и способом физического совершенствования человека.
Объективной основой ее возникновения являются потребности труда, субъективной – потребности человека к саморазвитию, самосовершенствованию, к самоутверждению в различных сферах жизни, быта, отдыха.
Она обеспечивает реализацию генетических программ онтогенеза, позволяет значительно улучшить естественный ход физического развития. Ее главная цель – физическое и духовное совершенствование человека.
Конкретными формами выражения физической культуры человека является комплексное проявление в процессе деятельности физических способностей, двигательных навыков, состояние физического и психического здоровья.
Другими словами – физическая культура есть мера и способ физического развития и совершенствования человека наряду с его общим интеллектуальным, психическим развитием.
В сфере физической культуры реализуются потребности различного уровня и порядка (в образовании, воспитании, отдыхе, науке).
Эти потребности создают предпосылки для «специализации» различных видов физической культуры и тем самым определяют ее структуру, компонентный состав.
Все потребности, связанные с физической культурой можно свести в четыре группы:
1) потребности в оптимальном для обычной жизнедеятельности человека разностороннем развитии физических способностей, двигательных навыков, укреплении здоровья и не специальном, «непрофессиональном» физкультурном образовании. Они реализуются в семье, дошкольных и школьных учреждениях, вузах, в системе физической подготовки личного состава вооруженных сил, в системе профессионально-прикладной физической подготовки;
2) Потребность в активном отдыхе, переключении деятельности с одного вида на другой, получении удовольствия от движений, общения в процессе занятий физическими упражнениями, укрепления здоровья, закаливания. Она удовлетворяется в процессе физической рекреации /зарядка, аэробика, бег трусцой, игры, прогулки, производственная гимнастика, спортивные занятия на рекреационном уровне и.т.п.;
3) Потребность в использовании физических упражнений для быстрейшего восстановления функций органов и частей тела, сниженных или временно утраченных в результате травм реализуется в процессе двигательной реабилитации (специальные физические упражнения, массаж, водные и тепловые процедуры);
4) Потребность в соревновательной деятельности, в самоутверждении личности через высшие достижения, в исследовании и раскрытии биологических резервов и адаптационных возможностей человеческого организма на предельных уровнях реализуется в сфере спорта.
Удовлетворение всех четырех видов потребностей в сфере физической культуры осуществляется одними и теми же средствами (физические упражнения) на фоне рациональной организации режима питания, труда, отдыха, использования естественных сил природы. Это объединяет все виды физической культуры, а цели каждого вида и особенности методики обусловливают специфику каждого. Вместе с тем между ними, как правило нет жесткой границы (соревнования есть в физвоспитания и в физической реакции; обучение, развитие физических способностей и двигательных навыков – в спорте, физической рекреации, в неспециальном физкультурном образовании, двигательной реабилитации).
В ряду этих видов физической культуры находится и спорт, который представляет собой соревновательную, игровую деятельность и подготовку к ней, которые позволяют раскрыть двигательные возможности человека на предельных уровнях. Его спецификой, отличающей от других видов физической культуры, является специализация, соревнования подготовка к ним и устремленность к высшим достижениям. Вместе с тем, в основе его теории, методики, организационных форм лежат принципиальные положения теории физической культуры, углубленные и расширенные в связи со спецификой спорта.
В функциональном отношении спорт несет на себе признаки культуры, физической культуры, а так же в них отражается его собственная специфика.
Другими словами – ему присущи общекультурные функции (образовательная, воспитательная, преобразовательная, коммуникативная, нормативная и др.), функции физической культуры (физическое развитие и совершенствование, закаливание, развитие физических способностей, совершенствование двигательных качеств) и, наконец, свои специфические функции, (раскрытие биологических резервов, адаптационных возможностей человека на предельных для настоящего времени уровнях, самоутверждения личности в сфере двигательной деятельности).
Спорт как вид физической культуры имеет собственную структуру, по поводу которой ведется дискуссия на протяжении многих лет. Во всяком случае представляется возможным «по вертикали» определить два его вида: рекреационный (собственно любительский) и элитарный (спорт высших достижений, олимпийский, профессиональный).
Рекреационный спорт является одним из средств и видов физической рекреации, поскольку в нем нет строгих, научно-обоснованных методик спортивной тренировки, направленных на достижение наивысших национальных или мировых достижений. Занятия строятся на принципах любительства, на традициях физической рекреации.
Спорт высших достижений строго регламентирован по средствам и методам (в соответствии со спецификой данного его вида), по структуре спортивной тренировки (цикличность), по периодичности и регламенту соревнований (первенства страны, континента, мира, олимпийских игр; по методам организации, руководства, контроля и по другим нормативным категориям).
Структура спорта «по горизонтали» весьма сложна и противоречива. Ее можно рассматривать с позиции сезонности (зимние, летние), характеру локомоций (бег, плавание), по содержанию соревновательной деятельности (шахматы, автомото, парашютный, авиамодельный).
Таким образом, исходя из концепций теории культуры и физической культуры можно сделать вывод о том, что спорт является видом физической культуры, компонентом ее структуры, наряду с неспециальным («непрофессиональным») физкультурным образованием, физической рекреацией и двигательной реабилитацией.
- Физическая культура Курс лекций
- Содержание
- Введение
- 1. Физическая культура в структуре профессионального образования
- 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования.
- 2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе
- Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
- Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.
- 3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов
- Обязанности студентов:
- 4. Структура и основное содержание учебной программы
- Содержание учебной дисциплины (специалисты)
- Содержание учебной дисциплины (бакалавры)
- 4.1.Теоретический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.2. Методико-практический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.3. Учебно-тренировочный раздел
- Требования к знаниям и умениям
- Легкая атлетика
- Атлетическая гимнастика и гиревой спорт
- Спортивные игры
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (самбо) Самооборона без оружия (боевые приемы борьбы)
- 4. Контрольно-оценочный раздел
- Оценка освоения учебного материала
- Оценка физической подготовленности студентов
- Оценка физической подготовленности учебной группы (курса, факультета, учебного заведения)
- Проверка и оценка теоретической и методико-практической подготовленности
- Обязательная итоговая аттестация по физической культуре
- Контрольные вопросы
- 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
- 2. Сущность спорта как вида культуры физической
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
- 4. Сущность и содержание физической культуры личности
- 5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
- 6. Средства и основные составляющие физической культуры
- 6.1. Средства физической культуры
- 6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры2
- 6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры.
- Контрольные вопросы
- 1. Биологические основы физической культуры
- 1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе4
- 1.2. Анатомо-морфологическое строение организма5. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность
- Системы органов
- Система опоры и движения
- Кровеносная (сердечно-сосудистая) система
- Сравнительные показатели состояния сердца нетренированного и тренированного человека
- Дыхательная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы как самостоятельная система организма
- Другие внутренние органы и системы организма человека
- 1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования
- Возрастные изменения длины тела (рост)
- Соотношение длины и массы тела
- Естественное становление основных физических качеств
- Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m (по материалам в. К. Бальсевича, в.А. Запорожанова)
- 1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека
- 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Влияние природно-климатических факторов
- Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по ф.П. Суслову, е.Б. Гиппенрейтеру)
- 2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
- 2.3. Влияние сугубо социальных факторов
- Контрольные вопросы
- 1. Психофизиологические основы учебного труда студентов
- 1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента
- 1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность
- Характеристики степени утомления при умственном труде
- 1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения
- 1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
- Изменение градиента умственной работоспособности, %
- Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов
- 1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме
- 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
- Характеристика интеллектуальной деятельности студентов с разным уровнем да
- Сравнительные данные о частоте встречаемости психолого-эмоциональных признаков и вегетативных жалоб у студентов (по данным игу)9
- 3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
- 3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему
- 3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему
- 3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат
- 3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему
- Контрольные вопросы
- 1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье
- 2. Модели развития болезней
- 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 3.1. Оптимальный режим труда и отдыха
- 3.2. Рациональный режим питания
- 3.3. Организация сна
- 3.4. Оптимальная двигательная активность
- 3.5. Отказ от вредных привычек
- 3.6. Личная гигиена и закаливание
- 3.7. Культура межличностного общения
- 4. Система управления здоровьем
- Контрольные вопросы
- Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.
- 1. Принципы физического образования и воспитания
- 1.1 Социальные принципы
- 1.2 Дидактические принципы
- 2. Средства физического образования и воспитания
- 3. Методы физического образования
- 4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков
- Физиологические фазы процесса формирования двигательного навыка.
- 5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
- 6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
- Контрольные вопросы:
- 1. Развитие силовых способностей
- Основные параметры методов развития силовых способностей (высококвалифицированные спортсмены)
- 2. Развитие скоростных способностей
- Контроль за уровнем развития специальных качеств бегуна на 100 м
- 3. Развитие выносливости
- 4. Развитие двигательно-координационных способностей
- 5. Развитие гибкости
- Дозирование упражнений в одном занятии и время, необходимое для достижения 90 % подвижности
- Контрольные вопросы:
- 1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля
- 1.1. Врачебный контроль
- 1.2. Педагогический контроль
- 1.3. Врачебно-педагогический контроль
- 1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Примерная форма дневника самоконтроля
- 2. Методы исследования и оценки физического состояния
- 2.1. Методы исследования и оценки физического развития
- Оценка антропометрических показателей
- 2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы
- Уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [по: Апанасенко]
- Показатели тренированности сердца
- 2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
- Оценка физиометрических показателей
- 2.4. Исследование и оценка работоспособности
- Высота ступеньки и время восхождения при проведении Гарвардского степ-теста
- Физическая работоспособность по показателю ист
- Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста *
- Определение результатов модифицированного теста Купера
- 2.5. Контроль и оценка физической подготовленности
- 2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей
- Оценка показателей скоростных способностей
- 2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей
- Оценка показателей силовых способностей
- 2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей
- Оценка показателей скоростно-силовых способностей
- 2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
- Оценка вестибулярной устойчивости
- 2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости
- Оценка показателей общей выносливости
- 2.5.6. Контроль и оценка гибкости
- Оценка показателей гибкости
- 2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности
- Критерии оценки физической подготовленности по результатам выполнения спортивного разряда по полиатлону
- 3. Определение величины тренировочной нагрузки
- Внешние признаки утомления при занятиях
- Контрольные вопросы
- 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний
- 2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий
- 2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры.
- 2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
- 3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
- 4. Основные методические положения самостоятельных занятий
- 4.1. Общие методические положения
- 4.2. Специфические принципы спортивной тренировки
- 5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности
- 5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха
- Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок
- Программа поддержания хорошего уровня физической
- 5.2 Коррекция физического развития и телосложения
- 5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов
- 6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма Гигиена мест занятий, одежды и обуви
- Гигиена тела, питания и питьевой режим
- Профилактика травматизма и заболеваний
- Основные особенности самостоятельных занятий для женщин
- Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий
- Контрольные вопросы
- Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета
- I. Теоретический раздел (Вопросы 1-48)
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
- Тема 10. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Тема 11. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
- Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
- Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- II. Методико-практический раздел (рассказ, показ). (Вопросы 1-27) Вопросы к семестровым зачетам
- 6 Семестр
- 7 Семестр
- Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре