logo search
Орг

3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности

С развитием спорта и ростом спортивных достижений актуализируется значение факторов, повышающих эффективность функционирования, как системы тренировки, так и системы соревнований. Специалисты в области теории спорта считают, что к таким факторам следует отнести, прежде всего, качественную физкультурно-спортивную ориентацию и спортивный отбор, кадровое, материально-техническое, научное, медико-биологическое и информационное обеспечение, факторы внешней среды, социально-экономические условия, финансирование, организационно-управленческие структуры и механизмы.

Физкультурно-спортивная ориентация и спортивный отбор.

Добиться высоких результатов в спорте в настоящее время могут только двигательно-одаренные люди, обладающие определенными способностями. Обеспечить более успешное освоение необходимых способностей могут врожденные задатки и одаренность к этой деятельности в сочетании с эффективной системой тренировки.

Врожденно-обусловленным компонентом способностей является одаренность. Она характеризуется естественным более активным развитием отдельных систем организма, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения соответствующей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о более высоких темпах естественного развития определенных физических и психических качеств, а также о свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления соответствующей соревновательной деятельности.

В основе развития специфических способностей к видам спорта или отдельным спортивным дисциплинам лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности организма. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте – системы подготовки. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии дают возможность развить необходимые в конкретном виде спорта способности для демонстрации высоких результатов.

Эти обстоятельства, а также ускоренный прогресс современного спорта и резкое обострение конкуренции в отдельных его видах обусловливают актуальность проблематики заблаговременного выявления индивидуальной спортивной предрасположенности приобщаемых или уже приобщенных к занятиям спортом. При этом специалисты реализуют разные походы.

Физкультурно-спортивная ориентация понимается как комплекс организационно-методических мероприятий, конечной целью которых является заблаговременное распознание повышенной индивидуальной предрасположенности, позволяющей наметить наиболее предпочтительное направление специализации конкретного юного спортсмена (спортивной одаренности) или отсутствия таковой (в последнем случае ему рекомендуется ограничиться занятиями так называемым массовым спортом). При этом реализуется основная задача подбора вида спорта, в котором данный человек более полно может реализовать свои возможности.

Спортивный отбор понимают как комплекс организационно-методических мероприятий с целью заблаговременного распознания повышенной индивидуальной предрасположенности для занятий конкретным видом спорта и выделение из общего числа приобщаемых либо уже приобщенных к спорту тех, кто относительно более способен к высоким результатам в этом виде соревновательной деятельности. При этом реализуется задача отбора претендентов для занятия конкретным видом спорта.

Главное требование, предъявляемое к системе спортивной ориентации и отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть надежно выявлены только в процессе тренировки и воспитания, поскольку являются следствием сложного диалектического единства врожденного и приобретенного, биологического и социального.

Кадровое обеспечение.

Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов всегда обеспечивался высоким уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых тренеров, научных работников, специалистов обслуживающих спортивные сооружения, массажистов, медиков, спортивных арбитров, способных осуществлять опережающие шаги в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными. Совершенно очевидно, что если специалист, работающий в области спорта, недостаточно подготовлен в теоретическом и практическом отношениях, то могут возникнуть серьезные проблемы, как в организации тренировочного процесса, так и в качественном проведении соревнований.

В нашей стране физкультурно-спортивные кадры готовятся в университетах, академиях и институтах физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также в педагогических колледжах и колледжах олимпийского резерва. В Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма имеется Высшая школа тренеров, в которой готовятся кадры для работы со сборными командами по видам спорта и игровыми командами высших лиг. Во всех этих учебных заведениях будущие специалисты получают базовые теоретические знания, методические и практические навыки работы в области спорта.

Наряду с этим, тренеры и организационно-управленческие работники на протяжении всей трудовой деятельности должны систематически повышать уровень своей профессиональной подготовленности на основе самостоятельного изучения новой методической литературы, участия в специально организованных методических занятиях или семинарах, систематически (не реже 1 раза каждые 5 лет) проходить через организованную систему повышения квалификации (факультеты или курсы повышения квалификации при учебных заведениях высшего профессионального образования, стажировка в сборной команде и т.д.).

Научное, медико-биологическое и информационное обеспечение.

Своевременное внедрение в повседневную практику достижений научного и научно-технического прогресса является одним из решающих факторов, повышающих эффективность подготовки спортсменов. Система научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения включает в себя разветвленную сеть специализированных подразделений в научно-исследовательских институтах и физкультурных вузах, комплексные научные группы (КНГ) при сборных командах России, врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. В эту систему следует включить и специализированные книжные издательства, а также специализированные редакции средств массовой информации.

Вся эта структура выполняет следующие функции:

– выявляет перспективные тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов в системе спортивной подготовки;

– разрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы конкретного вида спорта;

– решает медико-биологические проблемы спорта в целом, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья конкретных спортсменов, повышению их специальной работоспособности;

– ведет подготовку и переподготовку кадров;

– обеспечивает всех спортивных специалистов необходимой информацией, влияющей на адекватность и своевременность принимаемых ими решений.

Социально-экономические факторы.

Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Повышенное внимание и популярность различных видов спорта, развернутая система соревнований, расширение программ крупнейших соревнований позволяет спортсменам более полно реализовать свои возможности. Наряду с этим, социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, это в свою очередь повышает конкуренцию среди них и отражается на спортивных результатах.

Однако увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и т.д. Квалификация этих специалистов во многом будет способствовать повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также у выдающихся спортсменов.

Социологические исследования показывают, что уровень спортивных достижений представителей той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества. Как показывают исследования А.М. Максименко (1969), совокупный уровень достижений в олимпийских видах спорта, культивируемых в различных странах, достаточно весомо коррелирует с показателями достигнутого материального благосостояния, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности населения. В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать 2-3 вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. При этом спорт в целом или его региональные подсистемы активно воздействуют на социально-экономическую среду, в определенной степени преобразуя ее в соответствии с возникающими потребностями общества.

Факторы внешней и «искусственной управляющей» среды.

В большей степени эффективность системы подготовки спортсмена зависит от выбора условий, в которых осуществляется тренировочная и соревновательная деятельность. Факторы внешней среды (высота над уровнем моря, температура и влажность воздуха, изменение часового пояса) непосредственно влияют на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности. С одной стороны, они могут способствовать повышению спортивной работоспособности, а с другой – осложнять условия, увеличивая нагрузку на определенные функциональные системы организма спортсменов. Особенно важно учитывать действие факторов внешней среды при подготовке к главным соревнованиям.

Совершенствование комплекса средств, методов и условий подготовки спортсменов идет по все усиливающемуся направлению разработки и внедрению элементов так называемой «искусственной управляющей среды» (И.П. Ратов, 1982, 1994). Основными элементами, создающими эту среду, являются: тренажеры, тренировочные стенды, специализированное оборудование и инвентарь, спортивные покрытия, элементы спортивной экипировки и обуви, а также другие технические устройства измерительно-информационного, программирующего и корректирующего назначения. История развития спорта показывает, что постоянно происходит поиск все новых образцов спортивного снаряжения, совершенствование его качества, условий эксплуатации, создается качественный и добротный инвентарь, различные конструкции тренажеров (механических, электромеханических, электронных), которые помогают решать в спортивной тренировке, как общие, так и частные задачи.

Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения его спортивной работоспособности.

Материально-техническое обеспечение.

В последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенствованием материально-технической базы, созданием новых моделей инвентаря, оборудования, спортивных покрытий стадионов и игровых площадок, экипировки, тренажеров, вспомогательных приспособлений и т.д. Прогресс в этой важной сфере способствует изменениям в технике выполнения соревновательных упражнений, направленному совершенствованию методики тренировки, ускорению роста спортивного мастерства, снижению травматизма, повышению зрелищности спортивных состязаний, объективизации их судейства.

Адекватное материально-техническое обеспечение спортивной подготовки позволяет существенно повысить эффективность тренировочного процесса и реализацию спортивно-технического мастерства атлетов в соревновательной деятельности.

Финансирование.

В связи с постоянным усложнением технологии подготовки высококвалифицированных спортсменов отмечается тенденция к удорожанию этого процесса. Расчеты показывают, что затраты на подготовку одного спортсмена на этапе высшего мастерства в 800-1000 раз выше (а в некоторых видах спорта этот показатель еще более значителен), чем на этапе начальной подготовки.

В настоящее время финансирование спорта в России осуществляется из разных источников: напрямую из госбюджета, отчислениями от коммерческой деятельности, спонсорскими средствами, за счет местных бюджетов, непрямым финансированием из федерального бюджета по линии органов народного образования, через финансирование силовых структур (РА, МВД, МЧС). В последние годы осуществляется переход ряда спортивных организаций на самофинансирование и другие нетрадиционные формы хозяйствования. Расширяются права и возможности ОКР, спортивных федераций, ФСО, ведомственных спортивных организаций, спортивных клубов, команд в вопросах организации коммерческой деятельности для самофинансирования.

Организационно-управленческая структура.

Система управления физкультурно-спортивным движением – это упорядоченная совокупность управляемой и управляющей подсистем, действие которых направлено на организацию оптимальных условий для развития массового спортивного движения, эффективного повышения мастерства спортсменов и завоевание передовых позиций в соревнованиях самого высокого уровня. В системе управления выделяют организационную структуру и механизм, обеспечивающий ее функционирование.

Под организационно-управленческой структурой следует понимать совокупность взаимосвязей и соподчиненность различных спортивных организаций, их целей, задач и функций. Структура отечественной системы подготовки спортсменов включает в себя множество различных организаций и носит государственно-общественный характер. В рамках этой структуры осуществляется управление и массовой физической культурой, и спортом высших достижений. Организационная структура охватывает все уровни: управление непосредственной подготовкой спортсменов, местный, региональный, федеральный и международный. На каждом уровне решаются свои задачи и используются специфические способы, скоординированность которых, в конечном счете, определяет системность управления.

Механизм управления характеризуется комплексом различных методов, приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов.

В условиях сложного строения организационной структуры проявляются различные позитивные и негативные тенденции: с одной стороны, – это рост интеграции, более четкое распределение и координирование взаимных усилий, с другой, – повышение административной и функциональной обособленности, формирование узковедомственных и обособленных для каждой отдельной организации целей.