logo search
Орг

4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов

По мнению В.Н. Платонова (1986, 2004), и с ним нельзя не согласиться, первостепенную роль в совершенствовании спортивной подготовки играет рациональное построение системы соревнований и тренировки. Вместе с тем, Х. Дигель (2005) считает, что наряду с обоснованием и использованием различных систем подготовки спортсменов, определяющих в итоге их спортивную конкурентоспособность, должны приниматься во внимание 3 основных стимулирующих условия (структурных элемента системы подготовки), обеспечивающие возможность достижения успеха в современном спорте высших достижений: уровень развития общества (социальные условия), уровень организации спортивного движения и уровень взаимоотношений между спортом высших достижений и окружающими его социальными условиями. Эти структурные элементы следует отнести к факторам (стимулирующим условиям), повышающим эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

По мнению Х. Дигеля, к первой группе стимулирующих условий развития спорта высших достижений (первый уровень) следует отнести социальное развитие общества, прежде всего, такое, как структура населения и уровень его дифференциации, развитие экономики. Изучение структуры населения, его материального благосостояния, средней продолжительности жизни, общей грамотности является очень важным компонентом, определяющим социальные основы, стимулирующие развития спорта в той или иной стране. Вместе с тем, многие специалисты считают, что социальные условия не напрямую, а лишь опосредованно могут быть приняты во внимание в качестве определяющих конечную эффективность той или иной национальной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. В целом социальные условия воздействуют на последующие уровни, во многом их обусловливая.

Ко второй группе стимулирующих условий (второй уровень) относится непосредственная организация спорта. Эта группа организационных условий характеризуется рядом ключевых элементов, стимулирующих развитие спорта высших достижений: идеологические приоритеты, олимпийские традиции, текущее наличие элитных атлетов, состояние юношеского спорта, тренерские кадры, система спортивных организаций, спортивные сооружения, система соревнований, организация тренировочного процесса, финансовое обеспечение, система поощрений, антидопинговая политика, особенности руководства, существующие связи, и т.д.

Говоря о третьей группе условий (третий уровень), следует понимать, что эффективность системы подготовки спортсменов и направленность происходящих в ней изменений во многом детерминируется ее взаимоотношениями с окружающими социальными условиями. На развитие спорта, как в качественном, так и в количественном отношении оказывают воздействие следующие факторы: политическое влияние, национальные особенности, интерес зрителей, интерес средств массовой информации, система образования, развитие науки. Анализ воздействия окружающих социальных структур, возможность целенаправленной организации их влияний на структуру спорта, а также стоимость возможных преобразований являются приоритетными пунктами при планировании модернизации национальных систем подготовки спортсменов.

Для современного этапа развития спорта высших достижений ощущается стремление спортивного руководства большинства стран мира изменить существующее поло­жение вещей или модернизировать существующие системы организации спортивной подготовки. В разных странах происходят постоянные изменения, как в организационной структуре спорта, так и общем законодательстве, связанном со спортом. Это требует особенно пристального акцента при рассмотрении тех тенденций в развитии системы организации спортивной подготовки и с тех позиций, которые находятся в числе узловых в настоящее время и могут оказаться наиболее перспективными для дальнейшего прогресса спорта высших достижений.

Роль государства и политических структур в управлении спортивным движением.

Спорт – это социально-общественное явление. Для его развития в мире создано огромное количество общественных физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих свою деятельность на международном и национальном уровнях. Вместе с тем, практика развития спорта свидетельствует, что уровень высших спортивных дости­жений и успешность выступлений спортсменов на международной арене в значительной степени зависит от уровня поддержки спортивного движения государством. Однако формы государственного влияния и спосо­бы контроля в различных странах суще­ственно отличаются. За исключением США, как правило, все ведущие в спортивном отношении государства, поддерживают спорт за счет налоговой системы (отчислений из государственного бюджета) при серьезном по­литическом контроле. На­ибольшая государственная поддержка осу­ществляется в Китае, России, Австралии, Франции и ряде других стран. В этих странах созданы министерства спорта или другие аналогичные государственные структуры. Эти государственные организации получают основные средства из национального бюджета для финансирования спортивных мероприятий, строят организационные структуры управления спортом, создают материально-техническое обеспечение деятельности, активно занимаются разработкой и совершенствованием законодательства в спорте. Вместе с тем в ряде стран, таких как США, Великобритания, Италия и ряд других, влияние государства на сферу развития спорта не столь велико. Однако и в этих странах понимают и учитывают значение спорта для международной и внутригосударственной политики, стараясь обеспечить его развитие.

По мнению В.Н. Платонова (1997, 2004), в сфере государственной политики стран СНГ при организации спортивного движения в первую очередь следует объединить управленческие, кадровые, финансово-экономические, материально-технические и другие предпосылки для реализации возможностей современной методики спортивной подготовки по следующим направлениям:

– обеспечение органической взаимосвязи организационно-методических основ тренировки в вышестоящих (сборные команды, спортивные центры, ШВСМ) и нижестоящих (ДЮСШ, СДЮШОР) структурных компонентах системы спортивной подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического и научно-методического обеспечения;

– формирование позитивной мотивации труда тренеров и управленческих работников через организацию развернутой системы соревнований, материальной и моральной стимуляции для достижения высшего спортивного мастерства и эффективной подготовки спортивного резерва;

– создание организационных условий, обеспечивающих централизованную подготовку спортсменов, их постоянную конкуренцию в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактора повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и оптимизации адаптационных процессов;

– поощрение альтернативных организационных и научно-методических подходов к системе подготовки высококвалифицированных спортсменов;

– обеспечение полноценного финансирования спортивной деятельности из различных источников.

Роль спонсорской поддержки экономическими структурами.

Роль экономических структур в поддержке спортивного движения в ведущих в спор­тивном отношении государствах существен­но различается. Достаточно редки факты непосредственной поддержки спортсменов и команд от­дельными компаниями (однако, в последнее время это также становится характерным, в частности, для России, поскольку приветствуется органами власти). Обычно такая под­держка выражается в косвенном виде, как правило, в виде спонсирования определенных видов спорта или спортивных дисциплин.

Американская экономика в наибольшей степени способствует финансированию спорта в виде спонсорства и пожертвова­ний. Спортсмены Австралии и Великобри­тании также существенно поддерживаются спонсорскими структурами, в то время как во Франции и Италии такая поддержка осу­ществляется в меньшей мере. Спонсоры в Германии в значительной мере ориентиру­ются на распоряжения правительственных органов. Спонсорство стало распростра­ненным явлением в России и Китае. В Ки­тае спонсорскую деятельность ведут в ос­новном крупные зарубежные компании (General Motors, General Electrics, Boeing, Delta Airlines). В России спонсорство осу­ществляется в основном в отношении элит­ных спортсменов или команд, зачастую газонефтеперерабатывающим комплексом, а иногда и иностранными компаниями. На региональном уровне госу­дарственные и частные компании достаточно часто оказывают поддержку спортсменам и по­могают в организации соревнований.

Роль средств массовой информации.

Во всех развитых в спортивном отноше­нии странах средства массовой информации существенно влияют на развитие спор­та высших достижений. Они распространя­ют спортивные новости, комментируют их, привлекают внимание болельщиков к тем или иным видам спорта, принимают участие в многочисленных спортивных программах на спортивных ка­налах.

Во Франции, Италии и США спорт очень популярен в средствах массо­вой информации. На американском телеви­дении существует множество спортивных каналов, причем некоторые из них обслу­живают только один вид спорта. «Sports Il­lustrated» является самым массовым спор­тивным журналом в мире. В Италии работает множество спор­тивных журналистов, выпускаются 3 ежедневных спортивных газеты, действуют два спортивных телевизионных канала (Streamsport, RAI Sport Sat). «Gazetta dello Sport» имеет тираж 3,2 млн. экземпляров и считается на­иболее популярной ежедневной газетой (общенациональная газета «Corriere della Sera» тиражируется в количестве 2,7 млн. экземпляров).

Средства массовой информации Австралии, Вели­кобритании и Германии очень широко освещают спортивные мероприятия и ком­ментируют их. В России и Китае спортив­ные средства массовой информации нахо­дятся на стадии развития. Вместе с тем, в России на телевидении уже работает несколько спортивных каналов, широко распространены периодические издания, такие как «Советский спорт», «Спорт-экспресс» и другие, отдельные виды спорта имеют свои собственные периодические издания.

Во всех странах роль телевидения особенно велика, и именно телевидение играет зна­чительную роль в спонсировании спорта высших достижений и его популяризации. Лишь некоторые виды спорта имеют права на продажу прав тран­сляции соревнований. В России, например, такими видами являются футбол и хоккей, другие же федерации должны искать спе­циальных спонсоров для оплаты телеви­зионных трансляций. В последнее время постоянно возрастает роль Интернета, ко­торый занимает свою нишу в информа­ционном обеспечении спорта высших до­стижений.

Роль образования.

Система образования играет суще­ственную роль в развитии системы спорта высших достижений. Организация спортив­ных соревнований в школах и университе­тах способствует притоку новых талантливых атлетов. В каждой из ведущих в спортивном отношении стран система подготовки высококвалифицированных спортсменов в той или иной ме­ре связана с системой образования в целях совершенствования спортивных до­стижений. Это особенно характерно для клубной системы Германии, аналогич­ные структуры встречаются во Франции, Италии и Великобритании. Университеты также игра­ют существенную роль и в других странах.

В США большинство университетов объединены в Национальную атлетическую ассоциацию, при этом некоторые колледжи и университеты предлагают талантливым спортсменам бесплатное обучение и содержание при минимальных требованиях учебной успеваемости. Спортивные стипендии с возможностью получения образования в престижных университетах предлагают и другие ведущие страны мира. Такая система является основной для подготовки спортсменов высокого класса.

В ведущих в спортивном отношении странах мира (за исключением США) су­ществуют специальные спортивные школы в общей системе основного и дополнительного образования детей и молодежи. В России спортивные шко­лы являются основой системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации. В Российской Федерации насчитывается более 5000 образовательных учреждений спортивной направленности (в том числе около 700 ДЮКФП, примерно 2900 ДЮСШ, 1280 СДЮШОР, 46 колледжей олимпийского резерва, около 100 ШВСМ). Даже в условиях экономического спада Россия продолжала сохранять свои позиции на международных спортивной арене в основном именно потому, что система спортивных школ в стране продол­жала весьма эффективно функционировать.

В Гер­мании и Франции количество таких подраз­делений существенно меньше, и только Китай может успешно соперничать с Россией в этом плане. В США система детско-юношеского и молодежного спорта построена на хорошо поставленной системе базовой физкультурно-спортивной подготовки в общеобразовательных школах и студенческом спорте.

Роль спортивной науки.

Система спорта в наиболее развитых в спортивном отношении странах полностью поддерживается научными подразделениями. В каждой стране существуют научно-исследовательские институты и методические центры, занимающиеся подготовкой спортсменов и разработкой рекомендаций для тренеров. Особенно заметна роль спор­тивной науки в Австралии, Герма­нии, Италии, Китае, Японии, России, Испании и ряде других государств. Во всех ве­дущих в спортивном отношении странах мира существуют централь­ные научно-исследовательские институты спорта, имеющие собственные программы иссле­дований и соответствующий штат.

В Германии существуют в качестве самостоятельных подразделений научные исследовательские центры, такие как Феде­ральный институт спортивной науки (BISP), Институт адаптивной тренировки (IAT) и На­циональный институт спортивного оборудо­вания (FES). Нацио­нальный институт спорта Австралии (AIS) и Национальный институт спорта Франции (INSEP) являются научными подразделениями, обеспечивающими подготовку спортсменов самого высокого класса. При этом следует учитывать, что Нацио­нальный институт спорта Франции в большей степени осуществляет образовательные функции и осуществляет собственную научно-исследовательскую работу, как сопутствующую.

В Ки­тае сейчас 5 научно-исследовательских спортивных институтов, между которыми распределена тематика научных исследо­ваний в предметной области спорта высших достижений. В Италии единственный научно-исследовательский институт спорта находится в Риме (Istituto Sciencze dello Sport), он проводит исследования по проблемам спортивной медицины и тренировки атлетов высокой квалификации. Вместе с тем, в Ита­лии и Великобритании существует система консультационных центров, причем в Великобрита­нии такие центры распространены по всей стране, обеспечивая спортсменов и тренеров необходимой помощью. В США спортивная наука представлена в универси­тетах, но специальных научно-исследова­тельских подразделений в стране нет.

В России 2 научно-исследовательских института физической культуры и спорта – в Москве (ВНИИФК) и Санкт-Петербурге (СПбНИИФК) – являются лидерами в системе спортивной науки. Необходимо отметить, что в последние годы, в связи с экономическими трудностями эти организации претерпели существенное сокращение и несколько снизили свою исследовательскую активность. Однако достаточно широкая научная работа сосредоточена также в 14 высших учебных заведениях физкультурно-спортивного профиля и их филиалах. Все учебные физкультурные университеты, академии и институты ведут исследовательскую и научно-практиче­скую работу в области спорта.

Основные направления в тематике исследований научных под­разделений большинства стран мира занимают проблемы спортивной медицины, функциональной диагностики, биомеханики и особенно физиотерапии. В США основное вни­мание уделяется вопросам психологической подготовки спортсменов.

Роль материально-технического обеспечения.

Велико влияние на рост спортивных достижений совершенствования материально-технических основ тренировочной и соревновательной деятельности. Речь в первую очередь идет о современных спортивных базах, спортивном инвентаре, экипировке, тренажерно-диагностическом оборудовании, использовании современных материалов и новых технических решений в обеспечении эффективности тренировочного и соревновательного процессов. Бурный прогресс достижений, отмеченный в последние годы в ряде видов спорта, в значительной, если не в решающей, мере определяется именно факторами материально-технического порядка (знаковые примеры – повсеместное строительство крытых конькобежных треков и особенно ситуация последних лет с гидрокостюмами в плавании).

Для всех развитых в спортивном отноше­нии стран характерен постоянный творческий поиск специалистов в направлении совершенствования составляющих системы спортивной подготовки: ее организационных, материально-технических и особенно научно-методических основ. Экономика, состояние рынка и конкуренция определяют рацио­нальность изменений во многих общественных структурах. Это касается и спорта, кото­рый не может занимать статичную пози­цию в происходящих изменениях. Практически во всех государствах постоянно про­исходят некоторые социальные, экономические и политические модерниза­ции, которые могут определенным образом отразиться на развитии спорта высших достижений. Спортивные организации должны инициировать и активно проводить определенные изменения, соответствующие реалиям бы­стро меняющихся социальных взаимоотно­шений.