logo search
Орг

5.1. Определение понятия «менеджмент»

В период формирования в России рыночных отношений наряду с привычным понятием «управление» всё чаще применяется и другое понятие – «менеджмент» («manage» – управление).

Следует отметить, что эволюция основных подходов в теории и практике управления в России тесно связана с переменами ее в социально-экономическом устройстве с начала 90-х годов прошлого века и переходом экономики на рыночные отношения. С этого времени понятие «менеджмент» прочно вошло в наш быт. И это не случайно. Менеджмент является неотделимым атрибутом современного рынка. Всего за несколько лет у нас появилось множество школ, средних и высших учебных заведений, учебников и учебных пособий по менеджменту. Менеджером стали называть чуть ли не каждого предпринимателя и коммерсанта. Естественно встал вопрос: что такое «менеджмент» – это что-то новое или давно забытое старое?

Термин «менеджмент» происходит от английских корней и буквально переводится как управление, заведование, организация. Но тогда в этом магическом слове нет ничего таинственного. Ведь мы с детства состоим в тех или иных организациях (семья, детский сад, школьный класс и т.д.), и хорошо знакомы с управлением. Более того, в нашем обществе не было такого процесса, который бы не управлялся на принципах «научного социализма». В чем же тогда специфическое отличие менеджмента?

В своей основе русское понятие «управление» и английское «менеджмент» не являются однозначными. Русское «управление» в недалеком прошлом понималось как администрирование, распоряжение. Например, директор школы, командир войскового подразделения отдают четкие распоряжения, не подвергающиеся сомнению, по управлению своими структурными подразделениями. Английское понятие «менеджмент» употребляется в применении к организации деятельности предприятий (фирм, организаций, финансовых структур), которые осуществляют деятельность в условиях рынка. Они ориентированы на достижение своих целей с учетом законов рыночной экономики для удовлетворения потребностей покупателей производимых услуг и получения прибыли.

В нашей стране в условиях административно-хозяйственной системы практически до 90-х годов управление было подчинено директивному планированию, часто в ущерб не только удовлетворению потребностей людей, но и эффективности производства, что, в конечном счёте, обусловливало стремление к увеличению любой ценой выпуска продукции (вала), ограничение инициативы производителей, низкую заинтересованность в результатах реализации и другие негативные последствия.

В директивно-плановой экономике управление ориентировалось не на потребителя и, в конечном результате, не на эффективность и прибыль, что в идеальном случае одно и тоже, а на вышестоящее руководство и предопределялось самой сущностью командно-бюрократической системы. В силу этого, то действительно ценное, чего достигла отечественная управленческая мысль, во многом осталось лишь теорией, или, в лучшем случае, предметом изучения, но не практического применения.

Переход к рыночной экономике выявил неприемлемость действовав- шей системы управления для новых условий хозяйствования, фактически застав отечественных руководителей врасплох. Возникла необходимость принципиально нового подхода к управлению, что и побудило обратиться к богатому зарубежному опыту в этой области, иными словами – к менеджменту.

Таким образом, менеджмент и управление в нашем традиционном понимании имеют существенное различие. Переход отрасли физической культуры и спорта на условия существования в новых экономических условиях обусловливает формирование управленческой и экономической инфраструктур, успешное функционирование которых невозможно без перехода на новые управленческие отношения.

Менеджмент это управление с целью достижения наивысшей эффективности и получения максимальной прибыли. Управление «по-советски» – это выполнение заданных показателей, определенных рамками плана при строгой системе контроля (в искусстве использования такого рода управления отечественные руководители достигли определенных успехов).

Экономисты не отрицают необходимость планирования, однако оно должно быть, прежде всего, инструментом адаптации производства к непрерывно меняющимся условиям и соответствия продукции и услуг потребностям общества. Поэтому наряду с менеджментом ключевым аспектом успешного руководства является маркетинг.

Маркетинг – может быть определен как соответствие продукта или услуг требованиям заказчиков. Это процесс, который включает производство, распределение и продажу товаров или услуг на основе изучения рынка, спроса потенциальных потребителей, их вкусов и потребностей. Как таковой, маркетинг является основой деятельности спортивной организации для ее продвижения вперед, расширения предлагаемых ею услуг, а также защитой ресурсов, необходимых для ее функционирования. Основные требования для осуществления маркетинга – это здравый смысл и тщательное обдумывание следующих вопросов:

– какой продукт или услугу производить;

– каков рынок потенциальных потребителей;

– какова система связи для гарантии того, что у первого и второго есть возможность объединиться.

Маркетинг для спортивной организации всегда был и остается тем способом, на основе которого она привлекает своих членов, фонды и другую поддержку, позволяющие ей полноценно функционировать. Определение и предоставление необходимых в данный момент услуг, уточнение их стоимости, пропаганда и убеждение людей (потенциальных потребителей) использовать их, называется маркетингом.

Маркетинговая деятельность должна стать постоянным приоритетом для каждой спортивной организации, поскольку маркетинг в отрасли физической культуры и спорта тесно с вязан с коммуникацией, увеличением фондов и спонсорством. Маркетинг может помочь спортивной организации в достижении своих целей следующими способами:

– создать и поддерживать положительный образ спорта и спортивной организации;

– увеличить членство в спортивной организации;

– увеличить количество квалифицированных тренеров и судей, работающих в ней;

– привлечь волонтеров для помощи в администрировании, а также организации и проведении соревнований и других мероприятий;

– получить поддержку общественности для увеличения фондов;

– повысить привлекательность для потенциальных спонсоров.

Теория и практика менеджмента и маркетинга позволяют по-новому переосмыслить многие проблемы управления, которые уже стояли перед нашими руководителями. И это переосмысление происходит с иных позиций с позиций рынка.

Развитие менеджмента в целом, и спортивного менеджмента в частности, связано с двумя подходами:

первый подход акцентирует внимание на управлении операциями (технической стороной производственного процесса);

второй подход ориентирован на управление трудовыми ресурсами, отдавая приоритет психологическим факторам, мотивации и стимулированию человеческой деятельности.

Управление людьми, управление производственным процессом, изучение возможных взаимодействий, возникающих в процессе производства, и ряд других, внешне не столь явно выраженных функций, ни одну из которых попросту невозможно вычленить из ряда подобных, входят в понятие «менеджмент», образуя своего рода эффект взаимодействия.

Все это даёт возможность руководителям предсказать, что, по всей вероятности, может случиться в результате тех или иных действий, и тем самым способствовать принятию более целесообразных решений, помогая избежать возможных ошибок.

Выделяют 3 основных составляющих «менеджмента»: цели, ресурсы, люди.

Главная цель менеджмента – получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей и использования необходимых ресурсов. Менеджмент – это, прежде всего, коммерческая деятельность (бизнес) группы людей или трудового коллектива, «управление бизнесом через филигранную работу с людьми», которые осуществляют экономическую деятельность в условиях рынка. Эффективный менеджмент означает гарантию того, что все сотрудники имеют положительную мотивацию, знают, что от них ждут, и имеют полномочия, ресурсы и поддержку, чтобы оправдать эти ожидания.

Менеджеры в первую очередь беспокоятся по поводу того, чтобы все системы работали – их организация была более эффективной, обязанности выполнялись, а цели достигались. Однако «менеджмент» не ограничивается лишь управлением людьми и управлением технологическим процессом. Он несет в себе куда более сложные функции.