5.1. Определение понятия «менеджмент»
В период формирования в России рыночных отношений наряду с привычным понятием «управление» всё чаще применяется и другое понятие – «менеджмент» («manage» – управление).
Следует отметить, что эволюция основных подходов в теории и практике управления в России тесно связана с переменами ее в социально-экономическом устройстве с начала 90-х годов прошлого века и переходом экономики на рыночные отношения. С этого времени понятие «менеджмент» прочно вошло в наш быт. И это не случайно. Менеджмент является неотделимым атрибутом современного рынка. Всего за несколько лет у нас появилось множество школ, средних и высших учебных заведений, учебников и учебных пособий по менеджменту. Менеджером стали называть чуть ли не каждого предпринимателя и коммерсанта. Естественно встал вопрос: что такое «менеджмент» – это что-то новое или давно забытое старое?
Термин «менеджмент» происходит от английских корней и буквально переводится как управление, заведование, организация. Но тогда в этом магическом слове нет ничего таинственного. Ведь мы с детства состоим в тех или иных организациях (семья, детский сад, школьный класс и т.д.), и хорошо знакомы с управлением. Более того, в нашем обществе не было такого процесса, который бы не управлялся на принципах «научного социализма». В чем же тогда специфическое отличие менеджмента?
В своей основе русское понятие «управление» и английское «менеджмент» не являются однозначными. Русское «управление» в недалеком прошлом понималось как администрирование, распоряжение. Например, директор школы, командир войскового подразделения отдают четкие распоряжения, не подвергающиеся сомнению, по управлению своими структурными подразделениями. Английское понятие «менеджмент» употребляется в применении к организации деятельности предприятий (фирм, организаций, финансовых структур), которые осуществляют деятельность в условиях рынка. Они ориентированы на достижение своих целей с учетом законов рыночной экономики для удовлетворения потребностей покупателей производимых услуг и получения прибыли.
В нашей стране в условиях административно-хозяйственной системы практически до 90-х годов управление было подчинено директивному планированию, часто в ущерб не только удовлетворению потребностей людей, но и эффективности производства, что, в конечном счёте, обусловливало стремление к увеличению любой ценой выпуска продукции (вала), ограничение инициативы производителей, низкую заинтересованность в результатах реализации и другие негативные последствия.
В директивно-плановой экономике управление ориентировалось не на потребителя и, в конечном результате, не на эффективность и прибыль, что в идеальном случае одно и тоже, а на вышестоящее руководство и предопределялось самой сущностью командно-бюрократической системы. В силу этого, то действительно ценное, чего достигла отечественная управленческая мысль, во многом осталось лишь теорией, или, в лучшем случае, предметом изучения, но не практического применения.
Переход к рыночной экономике выявил неприемлемость действовав- шей системы управления для новых условий хозяйствования, фактически застав отечественных руководителей врасплох. Возникла необходимость принципиально нового подхода к управлению, что и побудило обратиться к богатому зарубежному опыту в этой области, иными словами – к менеджменту.
Таким образом, менеджмент и управление в нашем традиционном понимании имеют существенное различие. Переход отрасли физической культуры и спорта на условия существования в новых экономических условиях обусловливает формирование управленческой и экономической инфраструктур, успешное функционирование которых невозможно без перехода на новые управленческие отношения.
Менеджмент – это управление с целью достижения наивысшей эффективности и получения максимальной прибыли. Управление «по-советски» – это выполнение заданных показателей, определенных рамками плана при строгой системе контроля (в искусстве использования такого рода управления отечественные руководители достигли определенных успехов).
Экономисты не отрицают необходимость планирования, однако оно должно быть, прежде всего, инструментом адаптации производства к непрерывно меняющимся условиям и соответствия продукции и услуг потребностям общества. Поэтому наряду с менеджментом ключевым аспектом успешного руководства является маркетинг.
Маркетинг – может быть определен как соответствие продукта или услуг требованиям заказчиков. Это процесс, который включает производство, распределение и продажу товаров или услуг на основе изучения рынка, спроса потенциальных потребителей, их вкусов и потребностей. Как таковой, маркетинг является основой деятельности спортивной организации для ее продвижения вперед, расширения предлагаемых ею услуг, а также защитой ресурсов, необходимых для ее функционирования. Основные требования для осуществления маркетинга – это здравый смысл и тщательное обдумывание следующих вопросов:
– какой продукт или услугу производить;
– каков рынок потенциальных потребителей;
– какова система связи для гарантии того, что у первого и второго есть возможность объединиться.
Маркетинг для спортивной организации всегда был и остается тем способом, на основе которого она привлекает своих членов, фонды и другую поддержку, позволяющие ей полноценно функционировать. Определение и предоставление необходимых в данный момент услуг, уточнение их стоимости, пропаганда и убеждение людей (потенциальных потребителей) использовать их, называется маркетингом.
Маркетинговая деятельность должна стать постоянным приоритетом для каждой спортивной организации, поскольку маркетинг в отрасли физической культуры и спорта тесно с вязан с коммуникацией, увеличением фондов и спонсорством. Маркетинг может помочь спортивной организации в достижении своих целей следующими способами:
– создать и поддерживать положительный образ спорта и спортивной организации;
– увеличить членство в спортивной организации;
– увеличить количество квалифицированных тренеров и судей, работающих в ней;
– привлечь волонтеров для помощи в администрировании, а также организации и проведении соревнований и других мероприятий;
– получить поддержку общественности для увеличения фондов;
– повысить привлекательность для потенциальных спонсоров.
Теория и практика менеджмента и маркетинга позволяют по-новому переосмыслить многие проблемы управления, которые уже стояли перед нашими руководителями. И это переосмысление происходит с иных позиций – с позиций рынка.
Развитие менеджмента в целом, и спортивного менеджмента в частности, связано с двумя подходами:
– первый подход акцентирует внимание на управлении операциями (технической стороной производственного процесса);
– второй подход ориентирован на управление трудовыми ресурсами, отдавая приоритет психологическим факторам, мотивации и стимулированию человеческой деятельности.
Управление людьми, управление производственным процессом, изучение возможных взаимодействий, возникающих в процессе производства, и ряд других, внешне не столь явно выраженных функций, ни одну из которых попросту невозможно вычленить из ряда подобных, входят в понятие «менеджмент», образуя своего рода эффект взаимодействия.
Все это даёт возможность руководителям предсказать, что, по всей вероятности, может случиться в результате тех или иных действий, и тем самым способствовать принятию более целесообразных решений, помогая избежать возможных ошибок.
Выделяют 3 основных составляющих «менеджмента»: цели, ресурсы, люди.
Главная цель менеджмента – получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей и использования необходимых ресурсов. Менеджмент – это, прежде всего, коммерческая деятельность (бизнес) группы людей или трудового коллектива, «управление бизнесом через филигранную работу с людьми», которые осуществляют экономическую деятельность в условиях рынка. Эффективный менеджмент означает гарантию того, что все сотрудники имеют положительную мотивацию, знают, что от них ждут, и имеют полномочия, ресурсы и поддержку, чтобы оправдать эти ожидания.
Менеджеры в первую очередь беспокоятся по поводу того, чтобы все системы работали – их организация была более эффективной, обязанности выполнялись, а цели достигались. Однако «менеджмент» не ограничивается лишь управлением людьми и управлением технологическим процессом. Он несет в себе куда более сложные функции.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением