2. Средства физического образования и воспитания
К специальным средствам физического воспитания относятся:
-
Физические упражнения.
-
Оздоровительные силы природы.
-
Гигиенические факторы.
Физические упражнения - это двигательные действия, специально созданные для решения задач физического образования и воспитания. Произвольные движения характеризуются тремя признаками:
1 - оно всегда является функцией сознания;
-
- оно приобретается человеком в процессе жизнедеятельности и обучения;
-
- обучение движениям повышает степень подчиненности его воле ученика.
Схема, показывающая возникновение различных процессов (эффектов) при выполнении двигательных действий:
Двигательная деятельность - срочный эффект - следовой эффект - кумулятивный (суммарный) эффект - адаптационный эффект.
Характерные признаки физических упражнений:
-
Физическое упражнение направлено на себя, на свое личное физическое совершенствование.
-
Физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания.
-
Система физических упражнений создает возможность для комплексного воздействия и развития всех органов и систем человека в оптимальном соотношении.
Образовательная ценность физических упражнений заключается в следующем:
1- помощью физических упражнений можно познать основные закономерности движений человеческого тела;
2 - овладеть всеми характеристиками движений, научиться их анализировать, оценивать, сопоставлять;
-
- научиться создавать новые двигательные действия;
-
- использовать приобретенные двигательные навыки и умения в различных сферах жизнедеятельности человека;
-
- в целом, физические упражнения являются способом передачи опыта в области физического воспитания от одного поколения к другому.
Управление физическим развитием проявляется в том, что:
-
- физические упражнения оказывают влияние на развитие форм тела, морфофункциональные изменения органов;
-
- физические упражнения - основное средство воспитания двигательных способностей;
-
- оздоровительное значение физических упражнений заключается в рационально организованной двигательной активности.
Основным фактором, обусловливающим возможность с помощью физических упражнений управлять физическим развитием, является их главное свойство -нагрузка.
Нагрузка - это дополнительная активность организма, мера воздействия физического упражнения на организм.
Нагрузка определяется и регулируется объемом и интенсивностью мышечной деятельности.
Мышечная работа характеризуется двумя сторонами:
1 - внешней (объем, интенсивность);
2 - внутренней (процессами, которые происходят у человека под влиянием физической работы).
Классификация нагрузок:
В зависимости от вида физкультурно-спортивной деятельности - обучающие, тренирующие, активизирующие, соревновательные, и т.д.
В зависимости от направленности - силовые, скоростные, скоростно-силовые, на выносливость и т.д., комплексного воздействия.
По величине - максимальные, субмаксимальные, большие, умеренные, развивающие, поддерживающие, восстановительные и т.д.
Значение физических упражнений как средства формирования личности.
Правильно организованное выполнение различных физических упражнений требует проявления определенных физических, интеллектуальных, волевых, нравственных и других качеств, следовательно, и способствует их развитию, оказывая многогранное влияние на формирование личности в целом.
Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.
К факторам, определяющим воздействие физических упражнений, относятся:
-
- личностные характеристики учителя и учеников;
-
- научные факторы, характеризующие меру познания человеком закономерностей физического воспитания;
3 - методические факторы (подбор средств, методов; соблюдение принципов и пр.);
-
- гигиенические факторы (сон, питание, оптимизация нагрузок и отдыха, активизация восстановительных процессов и пр.);
-
- метеорологические факторы;
-
- использование естественных сил природы (самостоятельный и сопутствующий фактор);
7 - материальные факторы (одежда, инвентарь, спортсооружения и пр.). Техника физического упражнения - это система двигательных действий, способ решения двигательной задачи.
Спортивная техника - эффективный и экономный способ решения двигательной задачи, выполнения двигательных действий.
Стандартная техника - образец системы движений одинаковой для всех исполнителей.
Индивидуальная техника - образцовая техника, приспособленная к особенностям физического развития и психомоторных качеств данного спортсмена.
Как и всякая система, техника двигательного действия представлена (состоит) многими элементами, взаимодействие и взаимосодействие которых направлены на достижение определенного конечного результата. Каждое движение (элемент системы) зависит от ранее выполненных, а также влияет на выполнение последующих.
В технике сложного двигательного действия различают основу и детали. В основе выделяют ведущие движения, от которых в первую очередь зависит результативность действий.
Основа техники состоит из относительно самостоятельных частей (фаз):
Подготовительная фаза - обеспечивает необходимые условия для осуществления ведущей части (ведущего движения).
Основная фаза - обусловливает смысловую суть действия, направлена на решение главной задачи двигательного действия.
Заключительная фаза - позволяет выйти из рабочего состояния, погасить развившиеся силы.
Различают следующие характеристики движений:
1. Пространственные - положение тела и его частей, траектория движения (направление, амплитуда).
Положение тела и его частей определяется по расположению их различных звеньев в пространстве относительно трех взаимно перпендикулярных плоскостей: горизонтальной, вертикальной и сагиттальной.
Траектория движения - это путь, который совершает та или иная часть (точка) тела в пространстве, направление траекторий - это пространственная ориентация поступательного или вращательного движения. Амплитуда траектории - это величина отклонения отдельных частей тела друг от друга или от оси спортивного снаряда.
2. Временные - длительность движения, темп.
Длительность движения - это разница между моментами начала и окончания движения или действия.
Темп движений - это частота повторений однородных движений или циклов движений в единицу времени.
3. Пространственно-временные характеристики (показатели) - скорость движения, ускорение, ритм.
Скорость движения - это быстрота перемещения тела и его частей в пространстве (равномерная, неравномерная).
Ускорение движения - это изменение скорости в единицу времени. Оно может быть положительным и отрицательным.
Ритм движений - это определенный порядок распределения (чередования) усилий во времени и пространстве, мера их изменения (нарастания и уменьшения) при выполнении двигательных действий.
4. Динамические - величина усилия, градиент силы, взаимодействие внутренних и внешних сил.
Критерии эффективности техники:
Первый критерий - отклонение параметров наблюдаемого действия от параметров стандартной техники (определяются в результате наблюдения и сопоставления).
Второй критерий - результативность физического упражнения.
Третий критерий - разница между реальным результатом и возможным.
Классифицировать физические упражнения - это значит логически представить их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.
В настоящее время существует несколько классификаций по различным признакам:
-
В зависимости от исторически сложившихся систем физического воспитания: гимнастические упражнения, игровые упражнения, туристические упражнения, спортивные упражнения.
-
В зависимости от преимущественной направленности на развитие и формирование различных качеств и навыков: упражнения для развития физических качеств (физические упражнения, требующие преимущественного проявления силы, быстроты, выносливости, координационных способностей, гибкости, комплексного проявления физических качеств), упражнения для совершенствования специальных качеств (устойчивости к перегрузкам, укачиванию, кислородному голоданию, пространственной ориентировки и т.д.), упражнения для совершенствования морфологических качеств (крепости костномышечного аппарата, нормализации веса тела, роста мышечной массы, пропорциональности частей тела и т.д.). Упражнения для формирования двигательных навыков.
-
В зависимости от воздействия на различные группы мышц (по признаку их анатомического воздействия): физические упражнения для различных частей тела (рук, ног, туловища и т.д.).
-
В зависимости от характера мышечной работы: динамические упражнения, статические упражнения.
-
В зависимости от решаемых задач: общие и специальные.
-
В зависимости от структурных признаков: циклические, ациклические, смешанные.
-
В зависимости от величины энергетической стоимости: упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.
Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:
• как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;
•при организации специально дозированных процедур (сеансы закаливания, солнечные и воздушные ванны).
Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.
Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.
- Физическая культура Курс лекций
- Содержание
- Введение
- 1. Физическая культура в структуре профессионального образования
- 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования.
- 2. Организационно-методические основы физического воспитания в вузе
- Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.
- Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.
- 3. Формы организации физического воспитания и обязанности студентов
- Обязанности студентов:
- 4. Структура и основное содержание учебной программы
- Содержание учебной дисциплины (специалисты)
- Содержание учебной дисциплины (бакалавры)
- 4.1.Теоретический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.2. Методико-практический раздел
- Требования к знаниям и умениям
- 4.3. Учебно-тренировочный раздел
- Требования к знаниям и умениям
- Легкая атлетика
- Атлетическая гимнастика и гиревой спорт
- Спортивные игры
- Профессионально-прикладная физическая подготовка (самбо) Самооборона без оружия (боевые приемы борьбы)
- 4. Контрольно-оценочный раздел
- Оценка освоения учебного материала
- Оценка физической подготовленности студентов
- Оценка физической подготовленности учебной группы (курса, факультета, учебного заведения)
- Проверка и оценка теоретической и методико-практической подготовленности
- Обязательная итоговая аттестация по физической культуре
- Контрольные вопросы
- 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
- 2. Сущность спорта как вида культуры физической
- 3. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
- 4. Сущность и содержание физической культуры личности
- 5. Формирование физической культуры личности, основные показатели ее развития
- 6. Средства и основные составляющие физической культуры
- 6.1. Средства физической культуры
- 6.2. Основные составляющие (компоненты) физической культуры2
- 6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая часть физической культуры.
- Контрольные вопросы
- 1. Биологические основы физической культуры
- 1.1. Становление и развитие организма человека в филогенезе и онтогенезе4
- 1.2. Анатомо-морфологическое строение организма5. Функциональная реакция отдельных его составляющих на повышенную двигательную активность
- Системы органов
- Система опоры и движения
- Кровеносная (сердечно-сосудистая) система
- Сравнительные показатели состояния сердца нетренированного и тренированного человека
- Дыхательная система
- Нервная система
- Рецепторы и анализаторы как самостоятельная система организма
- Другие внутренние органы и системы организма человека
- 1.3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.4. Естественное возрастное физическое развитие человека – базовая основа для его совершенствования
- Возрастные изменения длины тела (рост)
- Соотношение длины и массы тела
- Естественное становление основных физических качеств
- Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m (по материалам в. К. Бальсевича, в.А. Запорожанова)
- 1.5. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие жизнедеятельность человека
- 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Влияние природно-климатических факторов
- Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по ф.П. Суслову, е.Б. Гиппенрейтеру)
- 2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека
- 2.3. Влияние сугубо социальных факторов
- Контрольные вопросы
- 1. Психофизиологические основы учебного труда студентов
- 1.1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студента
- 1.2. Влияние некоторых условий и характерных особенностей учебного труда студента на состояние его организма и работоспособность
- Характеристики степени утомления при умственном труде
- 1.3. Динамика работоспособности студентов в процессе обучения
- 1.4. Особое состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
- Изменение градиента умственной работоспособности, %
- Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов
- 1.5. Влияние на работоспособность студентов индивидуальной периодичности ритмических процессов в организме
- 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
- Характеристика интеллектуальной деятельности студентов с разным уровнем да
- Сравнительные данные о частоте встречаемости психолого-эмоциональных признаков и вегетативных жалоб у студентов (по данным игу)9
- 3. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
- 3.1. Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему
- 3.2. Влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную систему
- 3.3. Влияние занятий физическими упражнениями на опорно-двигательный аппарат
- 3.4. Влияние занятий физическими упражнениями на органы пищеварения, выделения, обмен веществ, эндокринную систему
- Контрольные вопросы
- 1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье
- 2. Модели развития болезней
- 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 3.1. Оптимальный режим труда и отдыха
- 3.2. Рациональный режим питания
- 3.3. Организация сна
- 3.4. Оптимальная двигательная активность
- 3.5. Отказ от вредных привычек
- 3.6. Личная гигиена и закаливание
- 3.7. Культура межличностного общения
- 4. Система управления здоровьем
- Контрольные вопросы
- Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.
- 1. Принципы физического образования и воспитания
- 1.1 Социальные принципы
- 1.2 Дидактические принципы
- 2. Средства физического образования и воспитания
- 3. Методы физического образования
- 4. Физиологические основы формирования двигательных умений и навыков
- Физиологические фазы процесса формирования двигательного навыка.
- 5. Психолого- педагогические основы обучения двигательным действиям
- 6. Критерии оценки техники выполнения двигательного действия
- Контрольные вопросы:
- 1. Развитие силовых способностей
- Основные параметры методов развития силовых способностей (высококвалифицированные спортсмены)
- 2. Развитие скоростных способностей
- Контроль за уровнем развития специальных качеств бегуна на 100 м
- 3. Развитие выносливости
- 4. Развитие двигательно-координационных способностей
- 5. Развитие гибкости
- Дозирование упражнений в одном занятии и время, необходимое для достижения 90 % подвижности
- Контрольные вопросы:
- 1. Сущность, цель, задачи и содержание контроля
- 1.1. Врачебный контроль
- 1.2. Педагогический контроль
- 1.3. Врачебно-педагогический контроль
- 1.4. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- Примерная форма дневника самоконтроля
- 2. Методы исследования и оценки физического состояния
- 2.1. Методы исследования и оценки физического развития
- Оценка антропометрических показателей
- 2.2. Методы исследования и оценки функционального состояния сердечнососудистой системы
- Уровень тренированности сердечно-сосудистой системы [по: Апанасенко]
- Показатели тренированности сердца
- 2.3. Методы исследования и оценки функционального состояния системы внешнего дыхания
- Оценка физиометрических показателей
- 2.4. Исследование и оценка работоспособности
- Высота ступеньки и время восхождения при проведении Гарвардского степ-теста
- Физическая работоспособность по показателю ист
- Градации физического состояния по результатам 12-минутного теста *
- Определение результатов модифицированного теста Купера
- 2.5. Контроль и оценка физической подготовленности
- 2.5.1. Контроль и оценка скоростных способностей
- Оценка показателей скоростных способностей
- 2.5.2. Контроль и оценка силовых способностей
- Оценка показателей силовых способностей
- 2.5.3. Контроль и оценка скоростно-силовых способностей
- Оценка показателей скоростно-силовых способностей
- 2.5.4. Контроль и оценка координационных способностей
- Оценка вестибулярной устойчивости
- 2.5.5. Контроль и оценка общей и скоростной выносливости
- Оценка показателей общей выносливости
- 2.5.6. Контроль и оценка гибкости
- Оценка показателей гибкости
- 2.5.7. Интегральная оценка физической подготовленности
- Критерии оценки физической подготовленности по результатам выполнения спортивного разряда по полиатлону
- 3. Определение величины тренировочной нагрузки
- Внешние признаки утомления при занятиях
- Контрольные вопросы
- 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных знаний
- 2. Формы, средства и основное содержание самостоятельных занятий
- 2.1 Формы самостоятельных занятий. Типовая структура и содержание урока физической культуры.
- 2.2. Средства и содержание самостоятельных занятий
- 3. Планирование и организация самостоятельных занятий, управление ими
- 4. Основные методические положения самостоятельных занятий
- 4.1. Общие методические положения
- 4.2. Специфические принципы спортивной тренировки
- 5 Особенности самостоятельных занятий различной направленности
- 5.1 Занятия с целью оздоровления и активного отдыха
- Примерная величина дистанции и времени, затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок
- Программа поддержания хорошего уровня физической
- 5.2 Коррекция физического развития и телосложения
- 5.3 Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. Самостоятельные дополнительные занятия, направленные на выполнение обязательных учебных нормативов
- 6 Гигиена самостоятельных занятий и профилактика травматизма Гигиена мест занятий, одежды и обуви
- Гигиена тела, питания и питьевой режим
- Профилактика травматизма и заболеваний
- Основные особенности самостоятельных занятий для женщин
- Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий
- Контрольные вопросы
- Вопросы к семестровым зачетам и итоговой аттестации (экзамену) по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов общеправового факультета
- I. Теоретический раздел (Вопросы 1-48)
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема 9. Общая и специальная физическая подготовка.
- Тема 10. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Тема 11. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
- Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
- Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- II. Методико-практический раздел (рассказ, показ). (Вопросы 1-27) Вопросы к семестровым зачетам
- 6 Семестр
- 7 Семестр
- Вопросы к итоговому экзамену по физической культуре