logo search
Орг

7.3. Организация сотрудничества со спонсорами

Специалистами сформулированы рекомендации, которыми следует руководствоваться спортивным организациям при работе со спонсорами:

– руководящие спортивные органы не должны слишком полагаться на доходы, получаемые от спонсоров;

– спонсорские соглашения должны быть составлены таким образом, чтобы свести к минимуму риск и потери в случае отказа спонсоров от дальнейшего сотрудничества;

– стоит задуматься, не наносят ли материального ущерба федерациям по видам спорта индивидуальные контракты со спортсменами?

– стоит задуматься, не наносят ли морального ущерба спорту компании, производящие табачные изделия, алкоголь и др.?

Спонсорство – процесс довольно спонтанный и непредсказуемый, в результате чего отдельные виды спорта процветают, а другие ведут упорную борьбу за спонсорскую поддержку. Часто большое влияние на выбор спонсором вида спорта оказывают средства массовой информации, так как фирмы только тогда готовы выступать спонсорами, когда есть гарантия показа спортивного мероприятия или соревнования по телевидению.

Фирмы-спонсоры стремятся поддерживать тех спортсменов, которые уже доказали, что они победили. Спонсорские деньги чаще всего оседают в карманах спортивной элиты и не влияют на перераспределение ресурсов: эта та часть дохода, которую экономисты называют экономической рентой.

Спонсорство того или иного мероприятия обычно требует значительных затрат времени, усилий, средств и т.д. Поскольку компании ожидают обещанного им эффекта от их спонсорства, они хотят удостовериться в том, что они его получат. Обычно организаторы соревнования очень заняты, и могут забыть о своих спонсорах в ходе соревнования. Надо помнить, что убедить уже существующего спонсора в спонсировании следующего соревнования значительно легче, чем искать ему замену, если он будет разочарован. Поэтому очень важно изначально предусмотреть средства для обслуживания спонсора на соревнованиях. Необходимо убедить его в том, что он получит обещанные выгоды и максимальный эффект от своего участия.

Готовясь к сотрудничеству со спонсором, стоит проделать следующую работу.

До соревнования:

а) проверить, чтобы арена, на которой будут проводиться соревнование, была свободна от любой рекламы;

б) добиться того, чтобы организаторы соревнования имели доступ на место соревнований, по возможности, минимум за неделю до их открытия;

в) сообщить спонсору, чего конкретно он может ожидать в дни соревнований;

г) позаботиться, чтобы спонсоры имели доступ к электричеству, воде, предполагаемому месту для комнат гостеприимства.

Во время соревнования:

Всегда иметь хотя бы одного специально выделенного сотрудника, а лучше – несколько человек, для обслуживания спонсора на соревновании. Эти люди должны быть освобождены от всех других обязанностей. Они должны иметь возможность поддерживать связь с организаторами соревнований.

После соревнований:

а) сразу же после соревнований напомнить спонсору, насколько хорошо прошло его спонсорство:

б) дать спонсору подробный отчет обо всем, что было сделано для него, включая фотографии, вырезки из прессы и образцы продукции, которые использовались для рекламы спонсора (официальные программы, сувениры);

в) на фоне имевшего место успеха попросить спонсора подписать контракт на следующие мероприятия.

Спорт является средством развлечения покупателей на соревнованиях и престижным мероприятием для спонсоров. Следует предоставить им доступ к лучшим ложам, использованию служебных помещений спортивного сооружения, организовать встречи с выдающимися спортсменами и тренерами, ввести их в сферу спортивной жизни. Все это поможет установлению должных контактов между организаторами соревнований и спонсорами, сделает их единомышленниками.

Спонсорство – это деловые взаимоотношения между тем, кто предоставляет средства, и тем, кто взамен предлагает какие-либо права (привилегии), которые спонсор может использовать в своих коммерческих целях. Такого рода отношения особо развиты в странах с рыночной экономикой. Спонсорство связано со спортом высших достижений. Тех, кто им занимается, мало волнуют учебно-тренировочный процесс, научные исследования, спортивное строительство.

Обычно выделяется 3 критерия, определяющих масштаб спонсорской деятельности. Первый критерий связан с видом спорта, на котором специализируется фирма-спонсор. Второй критерий определяется уровнем мастерства. Спонсоров в этом плане, прежде всего, интересует спорт высших достижений, поскольку он «напрямую» связан со средствами информации. Третьим критерием является ранг спортивной организации, с которой фирма-спонсор заключает договор. Именно он служит мерилом географических рамок, в которых работает данная фирма. Это может быть спортивный клуб, федерация по спорту, международный или национальный олимпийский комитет.

Спонсорство можно рассматривать как цель организации или фирмы, направленную на увеличение прибыли, а также на рост собственной популярности, увеличение сбыта продукции, укрепление связей с общественностью и улучшение своего имиджа. Спонсорство является важной составной частью маркетинговой деятельности.

Таким образом, спонсорство в спорте, по мнению большинства специалистов, вызывает смешанное чувство радости и огорчения, поскольку при этом выгоды спорта не всегда соизмеримы с сопутствующими потерями.