8.1. Организация международного спортивного движения
Организационную структуру международного спортивного движения (МСД) составляют всемирные международные, региональные международные и национальные организации. Каждый вид спорта контролируется и управляется на международном уровне всемирным руководящим органом или международной федерацией, основу которой составляют национальные федерации. Основная деятельность международных федераций (МСФ) включает пропаганду спорта, выработку технических правил, обучение судей, составление списков рекордов, организацию крупных чемпионатов и других международных соревнований.
МСФ регулярно в соответствии с уставом проводят общие собрания, которые могут иметь разные названия: собрание, конгресс, сессия. На них принимаются решения по конституционным (уставным) или наиболее важным техническим вопросам. На этих собраниях избирается руководство федерации - совет или другие руководящие органы, включая президента. В период между собраниями совет отвечает за принятие решений, а секретариат или штаб-квартира отвечают за воплощение решений в жизнь.
На собрании также избираются комитеты, которые рассматривают программы деятельности федераций. МСФ играют ключевую роль в олимпийском движении, несут ответственность за техническую организацию своих видов спорта в программе Олимпийских игр. В качестве конкретного примера рассмотрим структуру старейшей международной спортивной федерации - федерации гимнастики (ФИЖ).
По своей структуре она состоит из исполнительного комитета и подчиненных ему технических комитетов - по спортивной гимнастике (женского и мужского), художественной гимнастике, спортивной аэробике, общей гимнастике, а также комиссий - по акробатике, прыжкам на батуте и медицинской, избираемых один раз в 4 года на генеральной ассамблее - верховном органе ФИЖ. Руководящий орган - ежегодный конгресс, а текущая работа осуществляется исполкомом. Сегодня помимо ФИЖ мировой гимнастикой руководят Европейский (УЕЖ), Азиатский (АЖУ), Африканский (УАЖ), Панамериканский (ПАЖУ) - региональные союзы гимнастики. Основными задачами деятельности МСФ являются:
-
разработка и обеспечение выполнения правил занятий соответствующими видами спорта, контроль над выполнением этих правил;
-
обеспечение развития вида спорта;
-
содействие реализации целей, изложенных в Олимпийской хартии;
-
установление правил допуска на Олимпийские игры;
-
руководство олимпийскими видами;
-
участие в деятельности комиссий МОК;
> сотрудничество в подготовке олимпийских конгрессов.
Основными документами международного спортивного объединения являются уставы и правила соревнований. В уставах определены цели и задачи объединения, структура и обязанности руководящих органов, порядок вынесения решений, финансовые вопросы, правила приема и исключения, порядок проведения заседаний руководящих органов и другие вопросы. Управление делами международных спортивных объединений в период между заседаниями высших органов осуществляют исполнительные органы - руководящие комитеты, советы, президиумы, исполкомы и др.
Наиболее влиятельная организация в международном спорте - Международный олимпийский комитет, основанный в 1894 г. Он является автономной организацией, в своей деятельности руководствуется Олимпийской хартией. Цель олимпийского движения - способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи через занятия спортом без какой-либо дискриминации. Основная задача деятельности МОК - проведение Игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр.
К настоящему времени сформировалось понятие «олимпийская семья», которое включает в себя МОК, НОКи, МСФ, Оргкомитеты Игр. Олимпийская семья объединяет 202 НОК, 28 МСФ, которые руководят отдельными видами спорта, включенными в программу летних и зимних Олимпийских игр. Критерием МОК для признания международной федерации является культивирование вида спорта на пяти континентах и не менее чем в 90 странах. Возглавляет МОК президент, который избирается на 8 лет, срок его полномочий может быть продлен еще на 4 года. Руководящий исполнительный орган МОК - Исполком, который состоит из президента, четырех вице-президентов, шести членов (11 чел.). Формально руководителем всех 22 комиссий МОК является президент МОК.
МОК имеет следующие комиссии: комиссия по допуску; комиссия атлетов; культурная комиссия; финансовая комиссия; юридическая комиссия; медицинская комиссия; комиссия по олимпийскому движению; комиссия новых ресурсов финансирования; пресс-комиссия; комиссия радио и телевидения; комиссия олимпийской солидарности; комиссия «Спорт и законодательство»; комиссия спорта для всех; комиссия по координации Олимпийских игр; совет олимпийского ордена; бюро по олимпийскому движению; комиссия по выборам Игр Олимпиады; комитет Пьера де Кубертена; комиссия «Спорт и окружающая среда»; рабочая группа «Женщина и спорт»; комиссия олимпийских коллекционеров; рабочая группа по технологии проведения Олимпийских игр.
МОК выдвигает ряд требований к НОК. В частности, НОК не может признать по одному виду спорта более одной федерации, которая, в свою очередь, должна иметь признание МСФ по виду спорта. Большинство членов НОК должны быть представителями федераций по видам спорта, включенным в программу Игр. Эти требования входят в противоречие со сложившимися структурами управления отдельными видами спорта.
Например, в России существует четыре федерации, занимающиеся развитием отдельных видов, входящих в программу по плаванию на Олимпийских играх. Это федерации плавания, синхронного плавания, водного поло и прыжков в воду. На международном уровне эти направления плавания входят в единую федерацию. Поэтому интересы всех четырех федераций России представляет на международном уровне федерация плавания. Аналогичная картина наблюдается в отношении лыжных видов спорта. На международном уровне интересы российских федераций горнолыжного спорта, лыжных гонок, двоеборья, прыжков на лыжах с трамплина, биатлона представляет федерация лыжного спорта. Эти противоречия, безусловно, сказываются на управлении спортом на национальном уровне. Помимо непосредственного развития олимпийского спорта и проведения Олимпийских игр МОК занимается вопросами олимпийского образования, привлечения людей к массовому спорту. В настоящее время членами МОК для России являются Ш.А. Тарпищев, В.Г. Смирнов, четырехкратный олимпийский чемпион А.В. Попов.
В решении задач МОК помогают национальные олимпийские комитеты, которые отвечают за подготовку команд и развитие олимпийских видов спорта в своих странах. Чтобы получить признание МОК, национальные олимпийские комитеты должны соответствовать принципам и правилам Олимпийской хартии, объединять не менее пяти национальных федераций, входящих в состав международных федераций. МОК, НОКи и МСФ составляют три основные колонны Олимпийского движения современности.
Принципы построения МСД сформулированы в Олимпийской хартии:
-
товарищеское взаимодействие спортивных объединений по усилению движения как фактора социального прогресса и упрочения мира;
-
обеспечение равенства прав людей на занятия спортом;
-
невмешательство МСО в дела национальных организаций;
-
интернационализация правил и их совершенствование;
-
уважительное отношение к национальному престижу стран.
Для представления своих интересов в олимпийском движении НОК сформировали Генеральную ассамблею национальных олимпийских комитетов (ГАНОК), а также пять континентальных ассоциаций: АНОК Африки (АНОКА); АЕНОК (объединение европейских НОК); Олимпийский совет Азии (ОКА); Панамериканская спортивная организация (ПАСО); ОНОК (национальные олимпийские комитеты Океании). МСФ по видам спорта, входящим в олимпийское движение, также объединились в Ассоциацию международных федераций по летним олимпийским видам спорта (АСОИФ) и Ассамблею международных федераций по зимним видам спорта (АИВФ).
В 1967 г. в Лозанне (Швейцария) была создана Генеральная ассамблея международных спортивных федераций (АГФИ), с 1977 г. - Генеральная ассоциация международных спортивных федераций (АГФИС). В число ее создателей вошли представители 27 видов спорта - академическая гребля, борьба дзюдо, баскетбол, борьба, велоспорт, плавание, стрелковый спорт, тяжелая атлетика, хоккей с шайбой и др. При исполкоме АГФИС созданы четыре комиссии по основным направлениям деятельности. Первая рассматривает вопросы программы Олимпийских игр; вторая курирует связи и отношения между АГФИС и МОК, другими международными спортивными организациями, а также решает вопросы спортивной политики; третья занимается подготовкой рекомендаций по распределению между федерациями отчислений от средств, получаемых от трансляций Олимпийских игр по радио и телевидению; четвертая комиссия рассматривает вопросы, имеющие отношение к региональным, континентальным соревнованиям.
Цели, задачи, структура МСО закреплены в Уставе, в который включены разделы о компетенции руководящих органов; порядок приема и исключения; финансовые вопросы и др. Решения внеочередной 110-й сессии МОК (декабрь 1999 г.) в определенной степени реформировали эту организацию и не могли не сказаться на всем МСД. Максимальное количество членов МОК составляет 115 чел., которые распределяются следующим образом: 15 действующих атлетов; 15 президентов МСФ; 15 президентов НОК или региональных ассоциаций; 70 членов МОК, избираемых на индивидуальной основе, но не более 1 чел. от одной страны. Они избираются на 8 лет с правом переизбрания каждые 8 лет, но не могут быть старше 70 лет. Число членов исполкома - 15 чел., включая президента и четырех вице-президентов.
- Введение
- Глава I. Введение в менеджмент
- 1.1. Определение менеджмента
- 1.2. Специфика управленческого труда
- 1.3. Развитие управления, школы и подходы менеджмента
- 1.3.1. Школы управления
- 1.3.2. Вклад различных школ в науку управления
- 1.3.3. Современные концепции и подходы управления
- 1.4. Научный подход в управлении
- 1.5. Становление и современное состояние системы подготовки спортивных менеджеров в России
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- 2.1. Понятие «организация»
- 2.2. Менеджер в спортивной организации
- 2.3. Взаимодействие человека и организации
- 2.4. Классификация организаций системы физической культуры и спорта
- Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта
- 2.5. Управленческие отношения в сфере физической Культуры и спорта
- Глава III. Методы управления
- 3.1. Определение и классификация методов управления
- 3.2. Социально-психологические методы
- 3.2.1. Конфликт как поле деятельности спортивного менеджера
- 3.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 3.4. Правовые методы управления
- 3.5. Экономические методы управления
- Финансовый анализ деятельности спортивной организации
- 3.6. Основные методы изучения конкурентоспособности спортивной организации
- 3.6.1. Swот-анализ сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз для спортивной фирмы
- 3.6.2. Изучение конкурентов в спортивном бизнесе при помощи концепции «4р»
- 3.7. Методология выбора методов управления
- Глава IV функции спортивного менеджмента
- 4.1. Планирование как функция менеджмента
- 4.1.1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
- 4.1.2. Программно-целевое планирование в сфере физической культуры и спорта
- 4.1.3. Стратегическое планирование деятельности спортивной организации
- 4.1.4. Бизнес-планирование в спортивном менеджменте
- 4.1.5. Методика составления плана спортивной работы (календаря)
- 4.1.6. Планирование и учет работы в дюсш
- 4.1.7. Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России для участия в международных соревнованиях и Олимпийских играх
- 4.2. Организация как функция управления
- 4.2.1. Варианты организационных структур
- 1. Бюрократическая структура
- 2. Функциональная структура
- 3. Дивизионная структура
- 4. Проектные организации
- 5. Линейно-функциональная структура
- 4.2.2. Взаимоотношение управленческих полномочий
- 4.2.3. Штабные полномочия
- 4.2.4. Организация работы с персоналом в спортивных организациях
- 4.2.5. Организация деятельности детско-юношеских спортивных школ (дюсш)
- 4.2.6. Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава дюсш
- 4.2.7. Организация предпринимательской деятельности образовательных учреждений в сфере физической культуры
- 4.3. Мотивация как функция управления
- 4.3.1. Содержательные теории мотивации
- 4.3.2. Процессуальные теории мотивации
- 4.3.3. Современная практика повышения мотивации персонала
- 4.3.4. Мотивация профессиональных спортсменов
- 4.4. Контроль как функция менеджмента
- 4.4.1. Общая характеристика процесса контроля
- 4.4.2. Виды контроля
- 4.4.3. Требования к контролю
- 4.4.4. Критерии качества спортивных товаров и услуг
- 4.4.5. Система контроля в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне
- Глава V технология спортивного менеджмента
- 5.1. Управленческое решение - центральное звено менеджмента
- 5.1.1. Классификация управленческих решений
- 5.1.2. Технология принятия рационального решения
- 5.1.3. Особенности реализации управленческого решения
- 5.1.4. Моделирование как подход науки управления к принятию решений
- 5.1.5. Модельные характеристики спортсменов как ориентиры работы тренера
- 5.2. Коммуникации в спортивных организациях
- 5.2.1. Интернет как современное средство коммуникаций в сфере спортивного менеджмента
- 5.3. Реклама в спорте
- 5.3.1. Реклама спортивных соревнований
- 5.4. Технологии паблик рилейшнз в пропаганде физической культуры и спорта
- 5.4.1. Основные направления паблик рилейшнз в олимпийском спорте
- 5.4.2. Основные направления паблик рилейшнз в профессиональном спорте
- 5.5. Содержание делопроизводства в деятельности спортивной организации11
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- 6.1. Становление системы управления физической культурой и спортом после распада ссср
- 6.2. Система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на современном этапе
- Общественная палата Российской Федерации
- Правительство Российской Федерации
- Министерство спорта, туризма и молодежной политики
- Федеральные центры спортивной подготовки
- Спортивные школы
- Образовательные и научные учреждения и организации
- Спортивные клубы
- Коллективы физической культуры
- Спортивные сооружения
- Предприятия спортивной промышленности
- 6.2.1. Характеристика отдельных подсистем отрасли
- 6.3. Менеджмент в системе государственных спортивных организаций
- 6.3.1. Эволюция центральных органов управления физической культурой и спортом в стране
- 6.3.2. Менеджмент в государственных спортивных организациях на федеральном уровне
- 6.3.3. Функции Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)
- 6.4. Менеджмент в государственных спортивных организациях на региональном уровне
- 6.4.1. Управленческие подходы к развитию фКиС в зарубежных странах на региональном уровне
- 6.4.2. Менеджмент физической культуры и спорта па региональном уровне в России
- 6.4.3. Полномочия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации
- 6.5. Менеджмент физической культуры и спорта на муниципальном уровне
- 6.6. Менеджмент в общественных спортивных организациях
- 6.6.1. Особенности менеджмента Олимпийского комитета России (окр)
- 6.6.2. Особенности менеджмента в национальных федерациях по видам спорта
- 6.7. Менеджмент коммерческих спортивных организаций
- 6.7.1. Основные направления деятельности коммерческих спортивных организаций
- 6.7.2. Особенности менеджмента фитнес-клубов в условиях мирового финансового кризиса
- 6.8. Менеджмент профессионального спорта
- 6.8.1. Участие легионеров в российском профессиональном спорте
- 6.8.2. Особенности корпоративного управления в российском профессиональном спорте
- Глава VII менеджмент спортивного мероприятия
- 7.1. Классификация спортивных соревнований
- 7.2. Организация спортивного мероприятия. Характеристика и последовательность основных управленческих действий
- Алгоритм управленческих действий при организации спортивного соревнования
- Проведение соревнования (открытие, приветствие, показательные выступления, соревнование, закрытие, награждение победителей)
- 7.3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий как основа менеджмента спортивных соревнований
- 7.4. Инновационные технологии организации спортивных соревнований
- 7.5. Методика составления положения о соревнованиях по виду спорта
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений
- 8.1. Организация международного спортивного движения
- 8.1.1. Организация адаптивного спорта как части международного спортивного движения
- 8.1.2. Паралимпийские игры как ядро инвалидного спорта
- 8.2. Классификация международных спортивных объединений
- 8.3. Особенности менеджмента в международных спортивных федерациях по видам спорта
- 8.4. Менеджмент международного спортивного соревнования
- 8.5. Основные этапы и процедуры подготовки, организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр
- 8.5.1. Организация XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи
- 8.6. Участие представителей России в менеджменте международного спортивного движения
- 8.7. Перспективы развития менеджмента мирового спорта, обусловленные коммерциализацией
- Тематика рефератов для студентов дневного и контрольных работ для студентов заочного факультетов
- Объемные требования к экзамену
- Глава I. Введение в менеджмент
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- Глава III. Методы управления
- Глава IV. Функции спортивного менеджмента
- Глава V. Технология спортивного менеджмента
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- Глава VII. Менеджмент спортивного мероприятия
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений