logo
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

4.1.1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года

Руководители нашего государства обращают большое внимание на сферу физической культуры и спорта4. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации (октябрь 2008 г.) Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ была разработана и утверждена распоряжением правительства страны от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре а также повышение конкурентоспособности российского спорта. Одной из основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, является развитие организационно управленческого обеспечения спортивной деятельности, которое предполагает совершенствование системы управления сферой физической культуры и спорта на всех уровнях. В рамках реализации Стратегии и Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» определены три основных направления развития физической культуры и спорта:

- создание необходимых условий для подготовки спортсменов высокого класса.

Для решения поставленных Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и правительством страны стратегических задач развития физической культуры и спорта необходимы профессиональные кадры, в том числе и спортивные менеджеры. Статистические данные показывают, что из 302,5 тыс. работников физической культуры и спорта, работающих в отрасли в 2009 г., только 62,8% имели высшее специальное образование.

Проблемная ситуация состоит в том, что сфера физической культуры и спорта и общество в целом испытывают потребность в квалифицированных физкультурных кадрах различного профиля для реализации программ, связанных с совершенствованием данной сферы, а также с оздоровлением и физическим развитием населения. Однако значительная часть выпускников физкультурных учебных заведений не ра­ботает по специальности. В последнее время эту проблему осложнил мировой финансовый кризис, который заметно отразился на трудоустройстве молодых специалистов.

По данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, около 40% выпускников учреждений среднего и, особенно, высшего профессионального образования, получив специализированную подготовку, в отрасли не работают.

Целевые показатели реализации стратегии приведены в табл. 2.

Таблица 2

Целевые показатели реализации «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»

Показатель

Значения показателя в 2008 г.

Целевое значение показателя в 2015 г.

Целевое значение показателя в 2020 г.

Доля граждан РФ, систематически снимающихся ФКиС, в общей ни ценности населения, %

15,9

30

40

Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности изучающихся и студентов, %

34,5

60

80

Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности данной категории населения, %

3,5

10

20

Доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6-15 лет, %

20,2

35

50

Количество занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта, тыс. чел.

360

380

430

Количество квалифицированных тренеров спортивных организаций, работающих по специальности, тыс. чел

295,6

320

360

Доля российских спортсменов – членов сборных команд страны, прошедших процедуру антидопингового контроля, %

80

100

100

Единовременная пропускная способность объектов спорта, %

22,7

30

48

Штатные работники физической культуры и спорта, тыс. чел.

295,6

320

360

Решение задач, сформулированных в Стратегии, требует модернизации системы физического воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях. Для этого необходима реализация комплекса мер:

• создание в образовательных учреждениях туристских клубов и совершенствование подготовки инструкторов спортивного туризма.