2.2. Менеджер в спортивной организации
Менеджеры - это люди, которые обеспечивают выполнение работы за счет других людей. О работе менеджера принято судить не по тому, как работает он сам, а по тому, как работает вся команда, коллектив. Менеджер - член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы и принимающий решения в цепочке действий «люди - цель». Такая деятельность не обладает однородностью, ей присущи разнообразность, кратковременность, фрагментарность. Менеджер должен уметь выступать перед людьми, принимать решения, отдавать устные и письменные распоряжения, вести деловые переговоры, внимательно выслушивать собеседника и т.п. В связи с этим принято различать 10 ролей менеджера, которые объединены в три большие группы: межличностные роли, информационные и разрешающие. Под ролью понимают набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или должности.
Межличностные роли включают в себя роли: лидера, номинального начальника, руководителя и взаимосвязующего. Роль лидера присуща руководителям негосударственных организаций. Она определяется особым типом отношений с подчиненными и стилем руководства. Роль номинального начальника для менеджеров крупных организаций (например, президента спортивного клуба или спортивного объединения) заключается в представительстве организации на официальных приемах, церемониалах и т.д. В роли руководителя менеджер фактически выполняет все управленческие действия с участием подчиненных, мотивирует их деятельность. Роль взаимосвязующего представляет собой деятельность менеджера по установлению и поддержанию внешних рабочих контактов (в спорте – менеджер по зарубежным связям, главный менеджер спортивного клуба, команды и т.д.).
Информационные роли объединяют роли потребителя информации и ее распространителя. Выполняя эту роль, менеджер собирает информацию специализированного характера, которая исходит как из внешней среды, так и от работников организации (подразделений). В качестве распространителя информации менеджер передает информацию, полученную из внешних источников или от подчиненных, членам организации. Роль представителя заключается в участии менеджера в заседаниях, в даче устных и письменных обращений через различные средства информации как в своей организации, так и во внешних.
Разрешающие роли связаны с принятием решений. Выделяют четыре таких роли - предпринимателя, управляющего нарушениями, распределителя ресурсов и ведущего переговоры (посредника). Как предприниматель менеджер изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами устанавливает взаимосвязь между инновациями и эффективностью деятельности организации, внедряет «проекты по совершенствованию», контролирует их разработку. В качестве управляющего нарушениями менеджер может противодействовать изменениям, происходящим вне рамок сферы его деятельности; отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных решений. В роли распределителя ресурсов он отвечает за распределение ресурсов организации и ее средств. Как ведущий переговоры или посредник менеджер несет ответственность за представительство организации на переговорах, за разрешение различных споров. В последние годы четко обозначилась еще одна своеобразная роль менеджера - роль спортсмена. Среди других групп населения наибольшей спортивной активностью отличаются руководители крупных предприятий, менеджеры высшего и среднего звена. Естественно, повышенный спрос в плане физической подготовки предъявляется к менеджеру, работающему в сфере физической культуры.
Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Так, межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми, что делает его в определенной степени «центром получения и обработки информации» и в связи с этим заставляет его играть информационные роли.
Выполняя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск новых возможностей для организации, ведение переговоров. Все эти роли, взятые вместе, и определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от организации.
Сегодня можно найти образцы успешного менеджмента профессиональных клубов. Одним из наиболее ярких примеров является деятельность СВ. Кущенко - одного из лучших спортивных менеджеров страны. В начале 1990-х годов он создал в Перми баскетбольный клуб «Урал-Грейт», сделал его чемпионом России и одной из 16 сильнейших команд Европы. После того, как пермский клуб приостановил гегемонию ЦСКА, С. Кущенко пригласили в Москву возрождать поверженного противника. С его приходом в 2002 г. в ЦСКА был изменен клубный менеджмент. Перед акционерами клуба были поставлены стратегические цели и сформулированы задачи, которые касались и спортивной деятельности клуба (победы в национальных и европейских турнирах, проведение «финала четырех» Евролиги в Москве, возвращение ЦСКА имиджа лучшего клуба России), и решения организационных вопросов. Главная организационная задача была следующая - создание акционерного общества. Конечная цель - построение баскетбольного холдинга: собственно клуба, детских школ, арены, структур, занимающихся рекламой и продажей билетов. Концепция была разработана на 3 года. Компонентом стратегии ЦСКА стало формирование собственной школы баскетбола, а основой успешного менеджмента - постоянная борьба за зрителя и, стало быть, доходы клуба. При этом ставилась задача создание партнерских конкурентных отношений в баскетбольной Суперлиге. За короткое время команда менеджеров во главе с С.В. Кущенко смогла решить поставленные задачи.
В июне 2009 г. С.В. Кущенко был назначен исполнительным директором Союза биатлонистов России. Его кандидатура предложена на пост первого вице-президента Международного союза биатлонистов (IBU).
Профессиональная компетентность менеджера, его знания, способности постоянно проявляются в двух основных направлениях: технологическом и социально-психологическом.
Технологическое направление связано с подготовкой и принятием управленческих решений при реализации функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). В своей работе менеджер взаимодействует с широким кругом людей. Он должен обладать личными качествами, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем он вступает в контакт. Важно при этом выработать способность сохранять спокойствие, ясность мышления, быстро восстанавливать свои физические и духовные силы, уметь критически оценивать деятельность, не искать виновных и работать над исправлением положения. Учитывая специфику работы менеджера с самым ценным «ресурсом» организации - людьми, необходимо знать аспекты взаимодействия человека в организации.
Социально-психологическое направление профессиональной деятельности менеджера связано с его способностью работай с людьми, управлять ими при выполнении и реализации управленческих решений.
- Введение
- Глава I. Введение в менеджмент
- 1.1. Определение менеджмента
- 1.2. Специфика управленческого труда
- 1.3. Развитие управления, школы и подходы менеджмента
- 1.3.1. Школы управления
- 1.3.2. Вклад различных школ в науку управления
- 1.3.3. Современные концепции и подходы управления
- 1.4. Научный подход в управлении
- 1.5. Становление и современное состояние системы подготовки спортивных менеджеров в России
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- 2.1. Понятие «организация»
- 2.2. Менеджер в спортивной организации
- 2.3. Взаимодействие человека и организации
- 2.4. Классификация организаций системы физической культуры и спорта
- Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта
- 2.5. Управленческие отношения в сфере физической Культуры и спорта
- Глава III. Методы управления
- 3.1. Определение и классификация методов управления
- 3.2. Социально-психологические методы
- 3.2.1. Конфликт как поле деятельности спортивного менеджера
- 3.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 3.4. Правовые методы управления
- 3.5. Экономические методы управления
- Финансовый анализ деятельности спортивной организации
- 3.6. Основные методы изучения конкурентоспособности спортивной организации
- 3.6.1. Swот-анализ сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз для спортивной фирмы
- 3.6.2. Изучение конкурентов в спортивном бизнесе при помощи концепции «4р»
- 3.7. Методология выбора методов управления
- Глава IV функции спортивного менеджмента
- 4.1. Планирование как функция менеджмента
- 4.1.1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
- 4.1.2. Программно-целевое планирование в сфере физической культуры и спорта
- 4.1.3. Стратегическое планирование деятельности спортивной организации
- 4.1.4. Бизнес-планирование в спортивном менеджменте
- 4.1.5. Методика составления плана спортивной работы (календаря)
- 4.1.6. Планирование и учет работы в дюсш
- 4.1.7. Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России для участия в международных соревнованиях и Олимпийских играх
- 4.2. Организация как функция управления
- 4.2.1. Варианты организационных структур
- 1. Бюрократическая структура
- 2. Функциональная структура
- 3. Дивизионная структура
- 4. Проектные организации
- 5. Линейно-функциональная структура
- 4.2.2. Взаимоотношение управленческих полномочий
- 4.2.3. Штабные полномочия
- 4.2.4. Организация работы с персоналом в спортивных организациях
- 4.2.5. Организация деятельности детско-юношеских спортивных школ (дюсш)
- 4.2.6. Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава дюсш
- 4.2.7. Организация предпринимательской деятельности образовательных учреждений в сфере физической культуры
- 4.3. Мотивация как функция управления
- 4.3.1. Содержательные теории мотивации
- 4.3.2. Процессуальные теории мотивации
- 4.3.3. Современная практика повышения мотивации персонала
- 4.3.4. Мотивация профессиональных спортсменов
- 4.4. Контроль как функция менеджмента
- 4.4.1. Общая характеристика процесса контроля
- 4.4.2. Виды контроля
- 4.4.3. Требования к контролю
- 4.4.4. Критерии качества спортивных товаров и услуг
- 4.4.5. Система контроля в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне
- Глава V технология спортивного менеджмента
- 5.1. Управленческое решение - центральное звено менеджмента
- 5.1.1. Классификация управленческих решений
- 5.1.2. Технология принятия рационального решения
- 5.1.3. Особенности реализации управленческого решения
- 5.1.4. Моделирование как подход науки управления к принятию решений
- 5.1.5. Модельные характеристики спортсменов как ориентиры работы тренера
- 5.2. Коммуникации в спортивных организациях
- 5.2.1. Интернет как современное средство коммуникаций в сфере спортивного менеджмента
- 5.3. Реклама в спорте
- 5.3.1. Реклама спортивных соревнований
- 5.4. Технологии паблик рилейшнз в пропаганде физической культуры и спорта
- 5.4.1. Основные направления паблик рилейшнз в олимпийском спорте
- 5.4.2. Основные направления паблик рилейшнз в профессиональном спорте
- 5.5. Содержание делопроизводства в деятельности спортивной организации11
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- 6.1. Становление системы управления физической культурой и спортом после распада ссср
- 6.2. Система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на современном этапе
- Общественная палата Российской Федерации
- Правительство Российской Федерации
- Министерство спорта, туризма и молодежной политики
- Федеральные центры спортивной подготовки
- Спортивные школы
- Образовательные и научные учреждения и организации
- Спортивные клубы
- Коллективы физической культуры
- Спортивные сооружения
- Предприятия спортивной промышленности
- 6.2.1. Характеристика отдельных подсистем отрасли
- 6.3. Менеджмент в системе государственных спортивных организаций
- 6.3.1. Эволюция центральных органов управления физической культурой и спортом в стране
- 6.3.2. Менеджмент в государственных спортивных организациях на федеральном уровне
- 6.3.3. Функции Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)
- 6.4. Менеджмент в государственных спортивных организациях на региональном уровне
- 6.4.1. Управленческие подходы к развитию фКиС в зарубежных странах на региональном уровне
- 6.4.2. Менеджмент физической культуры и спорта па региональном уровне в России
- 6.4.3. Полномочия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации
- 6.5. Менеджмент физической культуры и спорта на муниципальном уровне
- 6.6. Менеджмент в общественных спортивных организациях
- 6.6.1. Особенности менеджмента Олимпийского комитета России (окр)
- 6.6.2. Особенности менеджмента в национальных федерациях по видам спорта
- 6.7. Менеджмент коммерческих спортивных организаций
- 6.7.1. Основные направления деятельности коммерческих спортивных организаций
- 6.7.2. Особенности менеджмента фитнес-клубов в условиях мирового финансового кризиса
- 6.8. Менеджмент профессионального спорта
- 6.8.1. Участие легионеров в российском профессиональном спорте
- 6.8.2. Особенности корпоративного управления в российском профессиональном спорте
- Глава VII менеджмент спортивного мероприятия
- 7.1. Классификация спортивных соревнований
- 7.2. Организация спортивного мероприятия. Характеристика и последовательность основных управленческих действий
- Алгоритм управленческих действий при организации спортивного соревнования
- Проведение соревнования (открытие, приветствие, показательные выступления, соревнование, закрытие, награждение победителей)
- 7.3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий как основа менеджмента спортивных соревнований
- 7.4. Инновационные технологии организации спортивных соревнований
- 7.5. Методика составления положения о соревнованиях по виду спорта
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений
- 8.1. Организация международного спортивного движения
- 8.1.1. Организация адаптивного спорта как части международного спортивного движения
- 8.1.2. Паралимпийские игры как ядро инвалидного спорта
- 8.2. Классификация международных спортивных объединений
- 8.3. Особенности менеджмента в международных спортивных федерациях по видам спорта
- 8.4. Менеджмент международного спортивного соревнования
- 8.5. Основные этапы и процедуры подготовки, организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр
- 8.5.1. Организация XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи
- 8.6. Участие представителей России в менеджменте международного спортивного движения
- 8.7. Перспективы развития менеджмента мирового спорта, обусловленные коммерциализацией
- Тематика рефератов для студентов дневного и контрольных работ для студентов заочного факультетов
- Объемные требования к экзамену
- Глава I. Введение в менеджмент
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- Глава III. Методы управления
- Глава IV. Функции спортивного менеджмента
- Глава V. Технология спортивного менеджмента
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- Глава VII. Менеджмент спортивного мероприятия
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений