6.4.1. Управленческие подходы к развитию фКиС в зарубежных странах на региональном уровне
До 1960-х гг. практически везде за рубежом сфера физической культуры и спорта существовала отдельно от государства, которое формально не включалось в управление ни массовым спортом, ни спортом высших достижений. Однако развитие физической культуры и спорта, с одной стороны, и противостояние ведущих спортивных держав на крупных международных соревнованиях, с другой - потребовало решительных действий со стороны правительств большинства зарубежных стран.
В настоящее время во многих европейских странах физическая культура и спорт вовлечены в сферу государственного регулирования. Этот касается и спорта высших достижений, и массового спорта. Министерства (комитеты) по спорту в сочетании с другими сферами деятельности (образованием, молодежной политикой, туризмом и т.д.) имеются в Австрии, Азербайджане, Албании, Бельгии, Великобритании, Грузии, Италии, Литве, Люксембурге, Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Турции, Украине, Франции, Чехии и др. В Греции, Норвегии и Эстонии физическую культуру и спорт курирует министерство культуры, в Финляндии - министерство образования, в Швеции - министерство финансов.
Начиная с 1990-х гг. большое влияние на организацию и управление спортом во многих европейских странах стал оказывать Европейский совет (ЕС), его спортивная конференция и Комитет по развитию спорта. Рекомендации по усилению внимания государственных органов к физической культуре и спорту содержатся в различных международных документах:
-
Международная хартия физического воспитания и спорта, принятая в 1978 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, включает статью о том, что государственные органы на всех уровнях должны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту, в том числе с помощью проведения в жизнь законов и постановлений (ст. 9, п. 1);
-
Спортивная хартия Европы, принятая в 1992 г. министрами по спорту европейских государств, устанавливает, что правительства должны предпринять для реализации положений Хартии необходимые шаги (ст. 1), в качестве одного из которых предполагается принятие различных нормативных актов;
-
Европейский манифест «Молодые люди и спорт» (1995) включает положение о том, что власти на всех уровнях отвечают за руководство спортивной политикой в интересах молодых людей, за создание разнообразных возможностей для реализации этой политики, в том числе и на законодательном уровне (ст. 1, п. 2.2);
-
Европейская хартия по спорту для всех. Решение ЕС способствовало свободе передвижения спортсменов и созданию единого рынка в европейском спорте; выработке политики спортивного радио и телевидения; связи спорта с экономикой и с такими областями, как образование, здравоохранение и др.; активизации роли и участия региональных, муниципальных и местных органов власти в развитии спорта.
Большую роль в развитии физического воспитания и спорта в ведущих спортивных державах мира играют региональные и местные органы власти. В подавляющем большинстве стран развитием спорта занимаются муниципальные органы, а на местах - коммуны и общины, которые вырабатывают и осуществляют совместно с другими спортивными организациями муниципальную спортивную политику во всех сферах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, начиная с физического воспитания в школах, спорта для всех и спорта высших достижений и кончая профессиональным спортом.
В Великобритании масштаб деятельности местных органов власти в вопросах активного отдыха и досуга очень широк. Компоненты досуга включают спорт и активный отдых, отдых на природе, детские игры, культурные мероприятия, развлечения, посещения музеев и заповедников, туризм, организацию отдыха молодежи и всего населения, систему образования для взрослых, библиотеки и другие виды услуг. Местные клубы пополняют свой бюджет за счет членских взносов, а от местных властей получают деньги для конкретных программ национальных советов по спорту.
Большую роль играют правительственные органы, такие как городские корпорации, руководство региональных водных хозяйств и национальных парков. Все эти организации имеют достаточно полномочий для того, чтобы стать инициаторами любого мероприятия в деле активного отдыха. В Великобритании действует налог со всех дотаций и субсидий, предоставляемых спортивным организациям. Но в Англии и Уэльсе местные органы власти имеют право предоставлять налоговые скидки спортивным организациям. Население страны имеет свободный доступ к большому количеству залов, бассейнов, парков, игровых площадок, пляжей и т.д. Этот доступ является лишь отчасти платным, поскольку большую часть расходов берет на себя государство.
Местные власти предоставляют и большой набор платных услуг: бассейны, игровые площадки, площадки для игры в гольф, лодочные станции, спорткомплексы и т.д. Большая часть стоимости этих услуг покрывается за счет субсидий. Бюджеты, выделяемые на спорт органами местного самоуправления в зарубежных странах, за последние годы значительно возросли. Например, во Франции из всех спортсооружений, построенных с 1995 по 2000 г., две трети построены на средства местного бюджета.
В Великобритании местные власти стремятся к тому, чтобы коммерческий сектор и добровольные организации занимались проблемами досуга, и сами предпринимают шаги в этом направлении. Такая работа ведется через сеть сельских и районных центров досуга, а также через сеть городских парков. В кадровом обеспечении массовой физкультурно-спортивной работы большую роль играют общественные кадры. В стране готовят четыре категории специалистов-добровольцев: для спорта и отдыха, для работы на спортсооружениях, для проведения занятий и тренировок со взрослыми, детьми и инвалидами, для менеджмента и развития спортивных сооружений. Спортивный совет Великобритании совместно с Центральным советом по физическому воспитанию и руководителями местных спортивных организаций проводит курсы для начинающих добровольцев по двухуровневой системе (однодневный курс по основам спорта и безопасности на спортивных сооружениях и курс из расчета от 12 до 20 часов по некоторым чисто специфическим и техническим аспектам вида спорта). Национальный фонд тренеров проводит более углубленную подготовку добровольцев-тренеров на местах.
В законе Германии «О содействии спорту» дается четкое разграничение полномочий между содействием спорту со стороны федерального правительства и земельного совета (Гостев Г.Р., 1999). Структура федеративного устройства Германии отражена в структуре организации спорта, а современная Германия - это 16 земель, 570 районов и провинций, 16 тыс. общин. В соответствии со структурой Германии, вопросы спорта находятся в ведении земель. В Законе определяются конкретные органы, которые на местном уровне занимаются развитием спорта: земля и община, спортивный союз земли со своими подразделениями, федерациями и спортивными клубами. Спортивные клубы являются фундаментом немецкого спорта. Их насчитывается 85 тыс., в них занимается 26 млн чел., т.е. 30% населения. Клубы располагают базой для развития элитного спорта и проводят в жизнь концепцию «Спорт для всех».
Местные власти основной акцент делают на развитие массового спорта, уделяя при этом внимание и спорту высших достижений, хотя в основном это направление - прерогатива федерального правительства и федеральных органов управления спортом.
В Законе приводится перечень спортсооружений, подпадающих под его действие. Оговаривается, что пользование муниципальными и другими общественными спортсооружениями осуществляется, как правило, бесплатно. А за использование спортсооружений, при строительстве которых расходовались государственные и общественные средства, плата взимается для покрытия этих расходов. В разделе «Финансирование и содействие» перечисляются конкретные цели, на которые выделяются средства из бюджетов земли и города:
-
обучение и повышение квалификации спортивных работников, а также оплата штатных и внештатных инструкторов, тренеров согласно штатному расписанию, утвержденному Советом земли;
-
отбор и поощрение спортивных талантов;
-
участие в чемпионатах на региональном уровне;
-
проведение показательных спортивных мероприятий, праздников;
-
развитие спорта для всех;
-
проведение мероприятий, направленных на социальную интеграцию;
-
приобретение спортивного оборудования и снаряжения.
При сенаторе по вопросам социального развития, молодежи и спорта создан Совет земли по спорту. Следует также отметить, что все категории спортивных работников регистрируются по лицензиям. В 1990 г. в Германии вступил в силу закон об оказание помощи спортивным клубам. Эта помощь выражается в установлении специальной системы налогообложения хозяйственной и коммерческой деятельности спортивных клубов. Так, торговля спортивными тренажерами, инвентарем и другими спортивными товарами, осуществляемая спортклубами, приносит им определенную прибыль. И если размер этой прибыли не превышает 4000 евро, то такая коммерческая деятельность налогом не облагается.
Законом устанавливается льготное налогообложение и с оборота капитала. Следует подчеркнуть, что деятельность многих немецких спортклубов основывается на работе добровольных помощников. В качестве поощрения они при уплате налогов получают налоговую скидку в размере 1200 евро в год. Развитие Физической культуры и спорта в Германии было бы невозможно без участия 2,5 млн волонтеров, которые работают в спортивных клубах и ассоциациях. Во многих землях решением сената спортивные организации и спортклубы могут освобождаться от налогообложения, если они проводят общественно полезную деятельность. Спортивные клубы, деятельность которых носит чисто коммерческую направленность, от уплаты налогов не освобождаются.
В Испании рост ответственности муниципалитетов по отношению к спорту привел к значительному увеличению ассигнований. В средних и больших городах пошли по пути создания попечительских советов или муниципальных фондов с целью добиться более высокой степени оперативности и эффективности руководства спортом. Включение представителей спортивных организаций в состав руководящих органов попечительских советов, создание муниципальных советов по спорту рассматриваются в Испании как положительные факторы. Вышеупомянутые организации дают импульс различным инициативам в области спорта, являются посредниками между местными советами и спортивными организациями и, будучи консультативными, в основном, органами, они становятся центрами проведения конкретных кампаний.
Что касается управления спортом на местном уровне, то с начала 1990-х гг. прослеживается тенденция к децентрализации, выражающаяся в создании районных советов, осуществляющих управление и контроль за спортсооружениями. Местные органы власти прилагают значительные усилия в деле пропаганды и распространения среди граждан Испании практики занятий массовым спортом. Сначала поддержку получил молодежный спорт, а затем - так называемый спорт для всех. При этом акцент делается на развитие физической культуры среди школьников, пожилых, женщин, инвалидов. Эти виды физкультурно-спортивной деятельности являются приоритетными для муниципальной спортивной политики в Испании.
- Введение
- Глава I. Введение в менеджмент
- 1.1. Определение менеджмента
- 1.2. Специфика управленческого труда
- 1.3. Развитие управления, школы и подходы менеджмента
- 1.3.1. Школы управления
- 1.3.2. Вклад различных школ в науку управления
- 1.3.3. Современные концепции и подходы управления
- 1.4. Научный подход в управлении
- 1.5. Становление и современное состояние системы подготовки спортивных менеджеров в России
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- 2.1. Понятие «организация»
- 2.2. Менеджер в спортивной организации
- 2.3. Взаимодействие человека и организации
- 2.4. Классификация организаций системы физической культуры и спорта
- Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта
- 2.5. Управленческие отношения в сфере физической Культуры и спорта
- Глава III. Методы управления
- 3.1. Определение и классификация методов управления
- 3.2. Социально-психологические методы
- 3.2.1. Конфликт как поле деятельности спортивного менеджера
- 3.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 3.4. Правовые методы управления
- 3.5. Экономические методы управления
- Финансовый анализ деятельности спортивной организации
- 3.6. Основные методы изучения конкурентоспособности спортивной организации
- 3.6.1. Swот-анализ сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз для спортивной фирмы
- 3.6.2. Изучение конкурентов в спортивном бизнесе при помощи концепции «4р»
- 3.7. Методология выбора методов управления
- Глава IV функции спортивного менеджмента
- 4.1. Планирование как функция менеджмента
- 4.1.1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
- 4.1.2. Программно-целевое планирование в сфере физической культуры и спорта
- 4.1.3. Стратегическое планирование деятельности спортивной организации
- 4.1.4. Бизнес-планирование в спортивном менеджменте
- 4.1.5. Методика составления плана спортивной работы (календаря)
- 4.1.6. Планирование и учет работы в дюсш
- 4.1.7. Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России для участия в международных соревнованиях и Олимпийских играх
- 4.2. Организация как функция управления
- 4.2.1. Варианты организационных структур
- 1. Бюрократическая структура
- 2. Функциональная структура
- 3. Дивизионная структура
- 4. Проектные организации
- 5. Линейно-функциональная структура
- 4.2.2. Взаимоотношение управленческих полномочий
- 4.2.3. Штабные полномочия
- 4.2.4. Организация работы с персоналом в спортивных организациях
- 4.2.5. Организация деятельности детско-юношеских спортивных школ (дюсш)
- 4.2.6. Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава дюсш
- 4.2.7. Организация предпринимательской деятельности образовательных учреждений в сфере физической культуры
- 4.3. Мотивация как функция управления
- 4.3.1. Содержательные теории мотивации
- 4.3.2. Процессуальные теории мотивации
- 4.3.3. Современная практика повышения мотивации персонала
- 4.3.4. Мотивация профессиональных спортсменов
- 4.4. Контроль как функция менеджмента
- 4.4.1. Общая характеристика процесса контроля
- 4.4.2. Виды контроля
- 4.4.3. Требования к контролю
- 4.4.4. Критерии качества спортивных товаров и услуг
- 4.4.5. Система контроля в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне
- Глава V технология спортивного менеджмента
- 5.1. Управленческое решение - центральное звено менеджмента
- 5.1.1. Классификация управленческих решений
- 5.1.2. Технология принятия рационального решения
- 5.1.3. Особенности реализации управленческого решения
- 5.1.4. Моделирование как подход науки управления к принятию решений
- 5.1.5. Модельные характеристики спортсменов как ориентиры работы тренера
- 5.2. Коммуникации в спортивных организациях
- 5.2.1. Интернет как современное средство коммуникаций в сфере спортивного менеджмента
- 5.3. Реклама в спорте
- 5.3.1. Реклама спортивных соревнований
- 5.4. Технологии паблик рилейшнз в пропаганде физической культуры и спорта
- 5.4.1. Основные направления паблик рилейшнз в олимпийском спорте
- 5.4.2. Основные направления паблик рилейшнз в профессиональном спорте
- 5.5. Содержание делопроизводства в деятельности спортивной организации11
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- 6.1. Становление системы управления физической культурой и спортом после распада ссср
- 6.2. Система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на современном этапе
- Общественная палата Российской Федерации
- Правительство Российской Федерации
- Министерство спорта, туризма и молодежной политики
- Федеральные центры спортивной подготовки
- Спортивные школы
- Образовательные и научные учреждения и организации
- Спортивные клубы
- Коллективы физической культуры
- Спортивные сооружения
- Предприятия спортивной промышленности
- 6.2.1. Характеристика отдельных подсистем отрасли
- 6.3. Менеджмент в системе государственных спортивных организаций
- 6.3.1. Эволюция центральных органов управления физической культурой и спортом в стране
- 6.3.2. Менеджмент в государственных спортивных организациях на федеральном уровне
- 6.3.3. Функции Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)
- 6.4. Менеджмент в государственных спортивных организациях на региональном уровне
- 6.4.1. Управленческие подходы к развитию фКиС в зарубежных странах на региональном уровне
- 6.4.2. Менеджмент физической культуры и спорта па региональном уровне в России
- 6.4.3. Полномочия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации
- 6.5. Менеджмент физической культуры и спорта на муниципальном уровне
- 6.6. Менеджмент в общественных спортивных организациях
- 6.6.1. Особенности менеджмента Олимпийского комитета России (окр)
- 6.6.2. Особенности менеджмента в национальных федерациях по видам спорта
- 6.7. Менеджмент коммерческих спортивных организаций
- 6.7.1. Основные направления деятельности коммерческих спортивных организаций
- 6.7.2. Особенности менеджмента фитнес-клубов в условиях мирового финансового кризиса
- 6.8. Менеджмент профессионального спорта
- 6.8.1. Участие легионеров в российском профессиональном спорте
- 6.8.2. Особенности корпоративного управления в российском профессиональном спорте
- Глава VII менеджмент спортивного мероприятия
- 7.1. Классификация спортивных соревнований
- 7.2. Организация спортивного мероприятия. Характеристика и последовательность основных управленческих действий
- Алгоритм управленческих действий при организации спортивного соревнования
- Проведение соревнования (открытие, приветствие, показательные выступления, соревнование, закрытие, награждение победителей)
- 7.3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий как основа менеджмента спортивных соревнований
- 7.4. Инновационные технологии организации спортивных соревнований
- 7.5. Методика составления положения о соревнованиях по виду спорта
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений
- 8.1. Организация международного спортивного движения
- 8.1.1. Организация адаптивного спорта как части международного спортивного движения
- 8.1.2. Паралимпийские игры как ядро инвалидного спорта
- 8.2. Классификация международных спортивных объединений
- 8.3. Особенности менеджмента в международных спортивных федерациях по видам спорта
- 8.4. Менеджмент международного спортивного соревнования
- 8.5. Основные этапы и процедуры подготовки, организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр
- 8.5.1. Организация XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи
- 8.6. Участие представителей России в менеджменте международного спортивного движения
- 8.7. Перспективы развития менеджмента мирового спорта, обусловленные коммерциализацией
- Тематика рефератов для студентов дневного и контрольных работ для студентов заочного факультетов
- Объемные требования к экзамену
- Глава I. Введение в менеджмент
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- Глава III. Методы управления
- Глава IV. Функции спортивного менеджмента
- Глава V. Технология спортивного менеджмента
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- Глава VII. Менеджмент спортивного мероприятия
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений