logo
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

3. Дивизионная структура

Создание организаций с дивизионной структурой относится к началу XX в. К этому времени появляются крупные организации, ведущие бизнес не в одной, а в нескольких отраслях, выпускающие продукцию, рассчитанную на различные группы покупателей. Для дивизионной структуры характерно деление организации по видам товара, услуг, группам потребителей, географическим районам. В соответствии с этими признаками дивизионная структура имеет подвиды: продуктовая, организационная и региональная.

Продуктовая - подразделения организации создаются в соответствии с основными видами ее продукции; при этом руководство производством и сбытом одного вида товара или услуги передается, как правило, одному руководителю. Такое положение дел позволяет крупной организации уделять конкретному продукту столько же внимания, сколько небольшая фирма, специализирующаяся на выпуске одного товара, оперативно реагировать на действия конкурентов, изменения технологии и спроса.

Организационная - ориентирована в первую очередь на потребителя. Подразделения организации группируются во­круг определенных групп потребителей. Такая структура, например, характерна для издательств, специализирующихся на литературе для взрослых, детей, учащихся (школьников и студентов). Аналогичную структуру используют крупные банки, ориентируясь на отдельные группы клиентов: частные лица организации, банки и т.п.

В основе построения региональной структуры лежит территориальный принцип. Такое построение организации облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями в той или иной местности, стране, регионе. В качестве примера можно привести структуру МОК, который через национальные олимпийские комитеты проводит свою политику в разных странах мира. Другой пример использования региональной структуры - МИД России, имеющее посольства во многих странах планеты.