logo
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

3.2.1. Конфликт как поле деятельности спортивного менеджера

Изучение конфликтов и конфликтных ситуаций в спортив­ных коллективах и их разрешение является важным разделом в работе менеджера. Существует мнение, что конфликт – всегда явление негативное, признак неэффективного управления. Однако конфликт - это неизбежность, с которой приходится сталкиваться менеджеру, и его нужно уметь использовать во благо организации. В процессе управления спортивной организацией возникает множество конфликтов. Потенциальные причины их различны - это совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, в восприятии и ценностях, плохие коммуникации, а также различия в стиле управления и поведения людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными. Спортивный менеджер, прежде чем выносить решения, должен иметь сведения о сути вопроса, о потребностях, интересах людей, характере их взаимоотноше­нии, психологическом климате коллектива, его неформальных лидерах и т.п.

Существуют различные определения конфликта, но не все они подчеркивают противоречия, которые принимают форму разногласий при взаимодействии людей. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получат возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Конфликты вызываются в основном группами причин, обусловленными:

а) трудовым процессом;

б) психологическими особенностями и личностным свое­образием людей.

Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, и разрешение которых выводит организацию на более высокий и эффективный уровень развития.

Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастаю в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.

Существует пять основных стилей поведения людей при конфликте:

Психологическая наука выделяет следующие стадии протекания конфликта:

В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Элементом конфликта могут выступать цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. В любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

То значение, которое имеет общение участников конфликтной ситуации для его исхода, делает понятным, почему многие специалисты считают центральным моментом конфликта переговоры, в процессе которых уточняется предмет конфликта, выясняются позиции участников, закладываются основы решения конфликтной ситуации. Успешное проведение переговоров может способствовать быстрому и оптимальному решению конфликта, напротив, неудачи в их проведении осложняют ситуацию, нагнетают напряженность в отноше­ниях сторон.

Спортивный менеджер должен уметь владеть всеми стиля­ми выхода из конфликтной ситуации. Вместе с тем, как показывают научные исследования наших учеников, для менедже­ра работающего в коммерческой спортивной структуре, более приемлемым стилем поведения является соперничество, а для руководителя государственной спортивной организации - стиль, направленный на избегание конфликта.