logo
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

8.3. Особенности менеджмента в международных спортивных федерациях по видам спорта

Национальные спортивные федерации (НСФ) по видам спорта являются членами международных спортивных феде­раций (МСФ) и региональных ассоциаций. МСФ во многом определяют менеджмент НСФ. Существует ряд моделей струк­тур национальных федераций в зависимости от вида спорта, традиций, масштабов страны, истории создания и других фак­торов, но в целом они имеют тенденцию следовать основной модели международных федераций, для которых конгресс, со­брание, сессия (конференция) являются высшим органом управ­ления. В соответствии с уставом МСФ проводят эти меропри­ятия, на которых принимают решения по конституционным (уставным) или наиболее важным техническим вопросам, из­бирают руководство, включая президента.

Текущими делами руководит совет (исполком) во главе с президентом. Каждодневная работа осуществляется секре­тариатом под руководством вице-президентов и генерального секретаря. В структуре МСФ по основным направлениям дея­тельности (организация соревнований, финансовая политика, маркетинг, правила соревнований, судейство, допуск к сорев­нованиям, медицинское обеспечение, юридические вопросы и т.п.) создаются комитеты (комиссии). В период между собра­ниями совет отвечает за принятие решений, а секретариат или штаб-квартира - за воплощение этих решений в жизнь.

МСФ играют ключевую роль в мировом спорте и олимпий­ском движении, несут ответственность за техническую орга­низацию своих видов спорта в программе Олимпийских игр. Основная деятельность МСФ включает:

Устойчивое экономическое положение большинства МСФ стало возможным благодаря постоянному поиску новых ис­точников финансирования. Эта работа - одно из основных на­правлений менеджмента МСФ. В последние два десятилетия усилия были направлены на увеличение маркетинговых ис­следований и усиление коммерческой деятельности. Пример - маркетинг ФИБА (федерации баскетбола), которая при созда­нии Евролиги (конец 1990-х гг.) сосредоточила в своих руках права на трансляции матчей. С 2000 г. федерация ввела моно­полию на маркетинговые права всех клубов Евролиги. Ее ин­тересы стала представлять компания «ФИБА-Европа-Офис», получившая права монопольного владения доходами от теле­видения, рекламы и лицензирования клубов.

Смена ориентиров в менеджменте особенно заметна в дея­тельности ведущих МСФ. В 90-е годы прошлого столетия менеджмент Международной федерации легкоатлетических ассоциаций (ИААФ) в основном был направлен в сторону коммерческой деятельности. Комиссией по маркетингу (соз­дание комиссии с таким названием уже говорит само за себя) были разработаны основные принципы проведения рекламно-коммерческой деятельности. Они в первую очередь касались использования спортивной одежды и персональной экипи­ровки легкоатлетов в рекламных целях. Были установлены новые правила ношения спортивной формы. Текст рекламных плакатов, лозунгов и транспарантов НСФ теперь обязаны со­гласовывать с ИААФ. Кроме того, федерация потребовала от МОК включения МСФ как равноправных партнеров в ком­мерческую программу «ТОП», а также размещения рекламы на олимпийских аренах и стартовых номерах спортсменов.

МСФ в зависимости от вида спорта имеют разные коммер­ческие возможности, но усиление маркетинговой деятельности является характерным явлением для современного спортивно­го менеджмента.