8.4. Менеджмент международного спортивного соревнования
Технология проведения международного спортивного соревнования, хотя и имеет много общего, несколько отличается от организации соревнования внутри страны (Ушакова Н.А., 2003). Условно основные управленческие действия можно представить в виде отдельных этапов.
1-й этап. Принятие решения о проведении международного соревнования. Инициатива в этом вопросе поступает от города - организатора будущего соревнования, согласуется с национальной федерацией, государственными спортивными организациями, НОК.
Для проведения соревнования необходимо получить от организаторов в письменном виде согласие с тем, что будут соблюдаться правила и регламенты международной федерации. В заявке должны также содержаться сведения о согласии правительства страны на организацию данного соревнования, гарантии по приему иностранных участников, в том числе по их въезду и выезду из страны.
2-й этап. Участие в конкурсе городов. Для получения разрешения на проведение Олимпийских игр, чемпионатов мира или Европы по виду спорта необходимо согласие МОК или международной федерации по виду спорта. Как правило, на право проведения Олимпийских игр претендуют около 10 городов, на проведение чемпионатов мира по виду спорта - до 7 городов.
Для определения достойной кандидатуры организуется конкурс городов, для участия в котором создается городской временный оргкомитет, который осуществляет маркетинг, включающий подготовку информационных материалов (о стране, городе, местах проведения соревнований), установление тесных контактов с международными спортивными организациями, привлечение спонсоров и др.
3-й этап. Создание оргкомитета будущего соревнования. В состав оргкомитета включают представителей властей города и страны, служб транспорта, безопасности, внутренних дел, здравоохранения, спортивных организаций и др. При оргкомитете по основным направлениям работы создаются различные комиссии и комитеты. Например, Оргкомитетом Международных юношеских игр в Москве (1998) были образованы следующие структурные подразделения:
-
управление спортивных программ;
-
директораты по всем видам спорта;
-
служба главного секретариата;
-
управление обслуживания;
-
управление материально-технического обслуживания;
-
управление подготовки спортивных сооружений;
-
финансово-экономическое управление;
-
медицинская служба;
-
отдел по связям с МОК, НОКами и МСФ;
-
управление культурной программы;
-
служба обеспечения безопасности;
-
отдел по привлечению зрителей на соревнования;
-
протокольная служба;
-
управление аккредитации;
-
управление информационного обеспечения и работы со СМИ;
-
управление олимпийского образования;
-
отдел по работе с волонтерами и переводчиками;
-
управление организации открытия, закрытия и эстафеты олимпийского огня;
-
отдел торжественных церемониалов.
4-й этап. Разработка бюджета соревнования. Бюджет соревнования включает две части - поступления и расходы. Поступления: субсидии; продажа билетов; доходы от гостиниц; реализация маркетинговых программ (например, монетная, сувенирная программы); спонсоры; лотереи. Расходы: реконструкция спортивных сооружений; транспортные расходы; техническое оборудование; реклама; размещение гостей за счет организаторов соревнования; медицинское обслуживание; безопасность; прием официальных лиц; церемонии открытия и закрытия.
5-й этап. Непосредственная подготовка к соревнованию. На этом этапе проводится строительство и реконструкция мест соревнований и проживания участников, приобретение инвентаря и оборудования, разработка схем работы системы безопасности, транспорта, медицинской помощи, судейства, привлечения волонтеров и др. В соответствии с Регламентом проводится рассылка материалов о соревновании всем участвующим организациям.
Более детально перечисленные управленческие действия отражены в плане мероприятий по подготовке чемпионата Европы по американскому футболу среди юниоров, который ее состоялся летом 2004 г. в Москве.
Финансовые мероприятия:
- оформление документов;
- составление сметы чемпионата.
Подготовка стадиона:
-
заключение договора;
-
подготовка мест проведения чемпионата.
Работа с командами:
-
размещение спортсменов, судей, официальных лиц;
-
оформление виз;
-
организация питания участников;
-
организация культурной программы;
-
составление расписания тренировок и игр.
Материально-техническое обеспечение чемпионата:
-
закупка инвентаря;
-
экипировка российской команды.
Транспортное обслуживание:
-
заключение договоров с транспортными организациями;
-
составление расписания работы транспорта с командами;
-
составление расписания работы транспорта с судьями.
Работа со зрителями:
-
изготовление билетов;
-
изготовление пригласительных билетов;
-
составление списка гостей чемпионата.
Награждение:
-
изготовление медалей;
-
изготовление призов.
Работа со спонсорами:
- подготовка пакета спонсорских предложений и их распространение;
-
обработка запросов спонсоров.
Реклама:
-
разработка программы печатной рекламы;
-
изготовление печатной рекламы;
-
разработка программы видеорекламы.
Информационное сопровождение:
-
подготовка пресс-релизов;
-
формирование пресс-центра;
-
подготовка места и оборудования для пресс-центра;
-
создание сайта чемпионата;
-
аккредитация СМИ;
-
работа с телевидением.
Работа с волонтерами:
-
формирование состава волонтеров;
- формулировка функциональных обязанностей волонтеров;
-
проведение совещаний.
Обеспечение безопасности:
-
заключение договоров с правоохранительными органами;
-
составление графика работы служб безопасности.
Медицинское обслуживание:
-
заключение договоров на медицинское обслуживание;
-
составление графика работы медицинского персонала;
-
организация антидопинговых тестов.
6-й этап. Проведение соревнования. Для этого создается штаб, который решает следующие вопросы: а) работа с участниками соревнования: встреча делегаций в аэропорту, размещение в гостиницах, организация тренировок и др.; б) работа с ответственными лицами международных организаций; в) работа с судьями: семинары, распределение судей по бригадам, экипировка судей; г) работа с волонтерами: распределение по местам работы; д) окончательная проверка и приемка стадиона, инвентаря, оборудования, рабочих помещений. Оргкомитет также должен организовать работу пресс-центра, выпуск текущей информации, обеспечить безопасность соревнования и т.п.
7-й этап. Подведение итогов соревнования. Подготовка отчетов для международной федерации и городских властей, оценка финансовых затрат и доходов и т.п.
Схематично алгоритм проведения международного спортивного соревнования представлен на рис. 5.
Принятие решения Участие в конкурсе Создание оргкомитета Составление бюджета соревнования
Подготовка к соревнованию
Проведение соревнования
Подведение итогов
Рис. 5. Алгоритм проведения международного соревнования
- Введение
- Глава I. Введение в менеджмент
- 1.1. Определение менеджмента
- 1.2. Специфика управленческого труда
- 1.3. Развитие управления, школы и подходы менеджмента
- 1.3.1. Школы управления
- 1.3.2. Вклад различных школ в науку управления
- 1.3.3. Современные концепции и подходы управления
- 1.4. Научный подход в управлении
- 1.5. Становление и современное состояние системы подготовки спортивных менеджеров в России
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- 2.1. Понятие «организация»
- 2.2. Менеджер в спортивной организации
- 2.3. Взаимодействие человека и организации
- 2.4. Классификация организаций системы физической культуры и спорта
- Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта
- 2.5. Управленческие отношения в сфере физической Культуры и спорта
- Глава III. Методы управления
- 3.1. Определение и классификация методов управления
- 3.2. Социально-психологические методы
- 3.2.1. Конфликт как поле деятельности спортивного менеджера
- 3.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 3.4. Правовые методы управления
- 3.5. Экономические методы управления
- Финансовый анализ деятельности спортивной организации
- 3.6. Основные методы изучения конкурентоспособности спортивной организации
- 3.6.1. Swот-анализ сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз для спортивной фирмы
- 3.6.2. Изучение конкурентов в спортивном бизнесе при помощи концепции «4р»
- 3.7. Методология выбора методов управления
- Глава IV функции спортивного менеджмента
- 4.1. Планирование как функция менеджмента
- 4.1.1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
- 4.1.2. Программно-целевое планирование в сфере физической культуры и спорта
- 4.1.3. Стратегическое планирование деятельности спортивной организации
- 4.1.4. Бизнес-планирование в спортивном менеджменте
- 4.1.5. Методика составления плана спортивной работы (календаря)
- 4.1.6. Планирование и учет работы в дюсш
- 4.1.7. Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России для участия в международных соревнованиях и Олимпийских играх
- 4.2. Организация как функция управления
- 4.2.1. Варианты организационных структур
- 1. Бюрократическая структура
- 2. Функциональная структура
- 3. Дивизионная структура
- 4. Проектные организации
- 5. Линейно-функциональная структура
- 4.2.2. Взаимоотношение управленческих полномочий
- 4.2.3. Штабные полномочия
- 4.2.4. Организация работы с персоналом в спортивных организациях
- 4.2.5. Организация деятельности детско-юношеских спортивных школ (дюсш)
- 4.2.6. Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава дюсш
- 4.2.7. Организация предпринимательской деятельности образовательных учреждений в сфере физической культуры
- 4.3. Мотивация как функция управления
- 4.3.1. Содержательные теории мотивации
- 4.3.2. Процессуальные теории мотивации
- 4.3.3. Современная практика повышения мотивации персонала
- 4.3.4. Мотивация профессиональных спортсменов
- 4.4. Контроль как функция менеджмента
- 4.4.1. Общая характеристика процесса контроля
- 4.4.2. Виды контроля
- 4.4.3. Требования к контролю
- 4.4.4. Критерии качества спортивных товаров и услуг
- 4.4.5. Система контроля в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне
- Глава V технология спортивного менеджмента
- 5.1. Управленческое решение - центральное звено менеджмента
- 5.1.1. Классификация управленческих решений
- 5.1.2. Технология принятия рационального решения
- 5.1.3. Особенности реализации управленческого решения
- 5.1.4. Моделирование как подход науки управления к принятию решений
- 5.1.5. Модельные характеристики спортсменов как ориентиры работы тренера
- 5.2. Коммуникации в спортивных организациях
- 5.2.1. Интернет как современное средство коммуникаций в сфере спортивного менеджмента
- 5.3. Реклама в спорте
- 5.3.1. Реклама спортивных соревнований
- 5.4. Технологии паблик рилейшнз в пропаганде физической культуры и спорта
- 5.4.1. Основные направления паблик рилейшнз в олимпийском спорте
- 5.4.2. Основные направления паблик рилейшнз в профессиональном спорте
- 5.5. Содержание делопроизводства в деятельности спортивной организации11
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- 6.1. Становление системы управления физической культурой и спортом после распада ссср
- 6.2. Система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на современном этапе
- Общественная палата Российской Федерации
- Правительство Российской Федерации
- Министерство спорта, туризма и молодежной политики
- Федеральные центры спортивной подготовки
- Спортивные школы
- Образовательные и научные учреждения и организации
- Спортивные клубы
- Коллективы физической культуры
- Спортивные сооружения
- Предприятия спортивной промышленности
- 6.2.1. Характеристика отдельных подсистем отрасли
- 6.3. Менеджмент в системе государственных спортивных организаций
- 6.3.1. Эволюция центральных органов управления физической культурой и спортом в стране
- 6.3.2. Менеджмент в государственных спортивных организациях на федеральном уровне
- 6.3.3. Функции Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)
- 6.4. Менеджмент в государственных спортивных организациях на региональном уровне
- 6.4.1. Управленческие подходы к развитию фКиС в зарубежных странах на региональном уровне
- 6.4.2. Менеджмент физической культуры и спорта па региональном уровне в России
- 6.4.3. Полномочия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации
- 6.5. Менеджмент физической культуры и спорта на муниципальном уровне
- 6.6. Менеджмент в общественных спортивных организациях
- 6.6.1. Особенности менеджмента Олимпийского комитета России (окр)
- 6.6.2. Особенности менеджмента в национальных федерациях по видам спорта
- 6.7. Менеджмент коммерческих спортивных организаций
- 6.7.1. Основные направления деятельности коммерческих спортивных организаций
- 6.7.2. Особенности менеджмента фитнес-клубов в условиях мирового финансового кризиса
- 6.8. Менеджмент профессионального спорта
- 6.8.1. Участие легионеров в российском профессиональном спорте
- 6.8.2. Особенности корпоративного управления в российском профессиональном спорте
- Глава VII менеджмент спортивного мероприятия
- 7.1. Классификация спортивных соревнований
- 7.2. Организация спортивного мероприятия. Характеристика и последовательность основных управленческих действий
- Алгоритм управленческих действий при организации спортивного соревнования
- Проведение соревнования (открытие, приветствие, показательные выступления, соревнование, закрытие, награждение победителей)
- 7.3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий как основа менеджмента спортивных соревнований
- 7.4. Инновационные технологии организации спортивных соревнований
- 7.5. Методика составления положения о соревнованиях по виду спорта
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений
- 8.1. Организация международного спортивного движения
- 8.1.1. Организация адаптивного спорта как части международного спортивного движения
- 8.1.2. Паралимпийские игры как ядро инвалидного спорта
- 8.2. Классификация международных спортивных объединений
- 8.3. Особенности менеджмента в международных спортивных федерациях по видам спорта
- 8.4. Менеджмент международного спортивного соревнования
- 8.5. Основные этапы и процедуры подготовки, организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр
- 8.5.1. Организация XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи
- 8.6. Участие представителей России в менеджменте международного спортивного движения
- 8.7. Перспективы развития менеджмента мирового спорта, обусловленные коммерциализацией
- Тематика рефератов для студентов дневного и контрольных работ для студентов заочного факультетов
- Объемные требования к экзамену
- Глава I. Введение в менеджмент
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- Глава III. Методы управления
- Глава IV. Функции спортивного менеджмента
- Глава V. Технология спортивного менеджмента
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- Глава VII. Менеджмент спортивного мероприятия
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений