5.1.2. Технология принятия рационального решения
Рациональные решения, как правило, не зависят от прошлого опыта, а основываются на объективном анализе ситуации, который протекает в пять этапов:
-
Диагноз проблемы.
-
Формулировка ограничений и критериев.
-
Определение альтернатив.
-
Оценка возможных альтернатив.
-
Окончательный выбор приемлемой альтернативы.
Диагностика проблемы является очень важным этапом в принятии рационального решения, так как точное определение проблемы - это, по сути дела, наполовину ее правильное решение. В отдельных случаях поиск дефекта неисправного механизма занимает значительно больше времени, чем непосредственно ремонт. Более того, в отдельных случаях работа по выявлению неполадок может обойтись намного дороже (по времени, по качеству затраченного труда, по деньгам), чем непосредственное устранение вышедшей из строя детали.
Диагностирование проблемы имеет несколько подэтапов. Первый из них - установление симптомов затруднений (низкая прибыль, высокие издержки, плохое качество товара, конфликты, текучесть кадров и т.п.). Один и тот же симптом «болезни» может быть обусловлен многими факторами. Неудачное выступление команды может объясняться и конфликтом между руководством и игроками, и недостаточной мотивацией спортсменов, и неверной методикой подготовки, и некомпетентностью тренера, и плохими условиями для тренировок и т.п. Поэтому опытный руководитель в столь сложной управленческой ситуации не спешит с принятием решения, а занимается поиском информации, позволяющей как можно объективнее определить суть проблемы. Аналогично поступает и врач, который до начала лечения уделяет должное внимание получению результатов всех возможных анализов пациента.
Вторым подэтапом диагностики является сбор внешней и внутренней информации. Для этого могут быть использованы самые разнообразные методы: анализ рынка, изучение финансовых отчетов, приглашение специалистов-консультантов (кстати, во многих командах обращаются к помощи психологов с целью диагностирования социальных проблем), личные наблюдения, беседы, социологические опросы и т.п.
Третьим подэтапом диагностирования проблемы является отбор необходимой информации по данной проблеме. При этом надо учитывать, что собранная информация может быть неполной, а в отдельных случаях и просто ложной, подчиненные в силу определенных причин стремятся сообщить информацию, которую ожидает руководитель. Поэтому собранную информацию необходимо тщательно проанализировать.
На втором этапе (формулировка ограничений и критериев) определяются ограничения, которые сужают возможности принятия решения. Ограничениями в решении тренера футбольной команды занять высокое место в предстоящем турнире могут выступать: недостаточное количество опытных и высококвалифицированных игроков, неадекватность финансовых ресурсов, острая конкуренция со стороны соперников, полномочия самого тренера и т.п. Безусловно, что все эти моменты тренер должен учитывать в принятии решения. Руководитель также должен четко определить критерии будущего решения. Критерии - это стандарты, по которым можно оценить различные варианты решения. Пример: при аренде спортивного зала заранее задаются определенные критерии, которые могут устроить заказчика, а именно: высота потолка не ниже .. м, площадь зала не меньше ... кв. м, наличие не менее ... раздевалок, душевых. И главное - определяется примерная цена аренды и возможные отклонения в сторону ее повышения. Аналогичные критерии приводятся в многочисленных объявлениях о знакомствах, обменах, приемах на работу, учебу и т.п.
На третьем этапе (определение альтернатив) определяется набор возможных вариантов решения проблемы. Если продолжить пример с арендой спортивного зала, то на этом этапе, после того как отобраны несколько предлагаемых для аренды залов, начинается их оценка с позиций намеченных критериев.
Задача четвертого этапа - оценка альтернатив и возможных последствий принятия решения. В коммерческих организациях в качестве одного из главных критериев решения используют прибыль, и чаще всего именно с этих позиций оценивается возможный вариант решения. В некоммерческих спортивных организациях таким критерием может быть предоставление лучших услуг при меньших затратах.
Выбор альтернативы - это суть последнего этапа. Качество решения будет зависеть от того, насколько определена и взвешена каждая альтернатива. Вместе с тем на этом этапе на первое место часто выдвигается опыт руководителя, который в отдельных случаях удовлетворяется не самым лучшим, а приемлемым решением, которое позволяет устранить проблему.
- Введение
- Глава I. Введение в менеджмент
- 1.1. Определение менеджмента
- 1.2. Специфика управленческого труда
- 1.3. Развитие управления, школы и подходы менеджмента
- 1.3.1. Школы управления
- 1.3.2. Вклад различных школ в науку управления
- 1.3.3. Современные концепции и подходы управления
- 1.4. Научный подход в управлении
- 1.5. Становление и современное состояние системы подготовки спортивных менеджеров в России
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- 2.1. Понятие «организация»
- 2.2. Менеджер в спортивной организации
- 2.3. Взаимодействие человека и организации
- 2.4. Классификация организаций системы физической культуры и спорта
- Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта
- 2.5. Управленческие отношения в сфере физической Культуры и спорта
- Глава III. Методы управления
- 3.1. Определение и классификация методов управления
- 3.2. Социально-психологические методы
- 3.2.1. Конфликт как поле деятельности спортивного менеджера
- 3.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 3.4. Правовые методы управления
- 3.5. Экономические методы управления
- Финансовый анализ деятельности спортивной организации
- 3.6. Основные методы изучения конкурентоспособности спортивной организации
- 3.6.1. Swот-анализ сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз для спортивной фирмы
- 3.6.2. Изучение конкурентов в спортивном бизнесе при помощи концепции «4р»
- 3.7. Методология выбора методов управления
- Глава IV функции спортивного менеджмента
- 4.1. Планирование как функция менеджмента
- 4.1.1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
- 4.1.2. Программно-целевое планирование в сфере физической культуры и спорта
- 4.1.3. Стратегическое планирование деятельности спортивной организации
- 4.1.4. Бизнес-планирование в спортивном менеджменте
- 4.1.5. Методика составления плана спортивной работы (календаря)
- 4.1.6. Планирование и учет работы в дюсш
- 4.1.7. Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России для участия в международных соревнованиях и Олимпийских играх
- 4.2. Организация как функция управления
- 4.2.1. Варианты организационных структур
- 1. Бюрократическая структура
- 2. Функциональная структура
- 3. Дивизионная структура
- 4. Проектные организации
- 5. Линейно-функциональная структура
- 4.2.2. Взаимоотношение управленческих полномочий
- 4.2.3. Штабные полномочия
- 4.2.4. Организация работы с персоналом в спортивных организациях
- 4.2.5. Организация деятельности детско-юношеских спортивных школ (дюсш)
- 4.2.6. Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава дюсш
- 4.2.7. Организация предпринимательской деятельности образовательных учреждений в сфере физической культуры
- 4.3. Мотивация как функция управления
- 4.3.1. Содержательные теории мотивации
- 4.3.2. Процессуальные теории мотивации
- 4.3.3. Современная практика повышения мотивации персонала
- 4.3.4. Мотивация профессиональных спортсменов
- 4.4. Контроль как функция менеджмента
- 4.4.1. Общая характеристика процесса контроля
- 4.4.2. Виды контроля
- 4.4.3. Требования к контролю
- 4.4.4. Критерии качества спортивных товаров и услуг
- 4.4.5. Система контроля в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне
- Глава V технология спортивного менеджмента
- 5.1. Управленческое решение - центральное звено менеджмента
- 5.1.1. Классификация управленческих решений
- 5.1.2. Технология принятия рационального решения
- 5.1.3. Особенности реализации управленческого решения
- 5.1.4. Моделирование как подход науки управления к принятию решений
- 5.1.5. Модельные характеристики спортсменов как ориентиры работы тренера
- 5.2. Коммуникации в спортивных организациях
- 5.2.1. Интернет как современное средство коммуникаций в сфере спортивного менеджмента
- 5.3. Реклама в спорте
- 5.3.1. Реклама спортивных соревнований
- 5.4. Технологии паблик рилейшнз в пропаганде физической культуры и спорта
- 5.4.1. Основные направления паблик рилейшнз в олимпийском спорте
- 5.4.2. Основные направления паблик рилейшнз в профессиональном спорте
- 5.5. Содержание делопроизводства в деятельности спортивной организации11
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- 6.1. Становление системы управления физической культурой и спортом после распада ссср
- 6.2. Система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на современном этапе
- Общественная палата Российской Федерации
- Правительство Российской Федерации
- Министерство спорта, туризма и молодежной политики
- Федеральные центры спортивной подготовки
- Спортивные школы
- Образовательные и научные учреждения и организации
- Спортивные клубы
- Коллективы физической культуры
- Спортивные сооружения
- Предприятия спортивной промышленности
- 6.2.1. Характеристика отдельных подсистем отрасли
- 6.3. Менеджмент в системе государственных спортивных организаций
- 6.3.1. Эволюция центральных органов управления физической культурой и спортом в стране
- 6.3.2. Менеджмент в государственных спортивных организациях на федеральном уровне
- 6.3.3. Функции Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)
- 6.4. Менеджмент в государственных спортивных организациях на региональном уровне
- 6.4.1. Управленческие подходы к развитию фКиС в зарубежных странах на региональном уровне
- 6.4.2. Менеджмент физической культуры и спорта па региональном уровне в России
- 6.4.3. Полномочия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации
- 6.5. Менеджмент физической культуры и спорта на муниципальном уровне
- 6.6. Менеджмент в общественных спортивных организациях
- 6.6.1. Особенности менеджмента Олимпийского комитета России (окр)
- 6.6.2. Особенности менеджмента в национальных федерациях по видам спорта
- 6.7. Менеджмент коммерческих спортивных организаций
- 6.7.1. Основные направления деятельности коммерческих спортивных организаций
- 6.7.2. Особенности менеджмента фитнес-клубов в условиях мирового финансового кризиса
- 6.8. Менеджмент профессионального спорта
- 6.8.1. Участие легионеров в российском профессиональном спорте
- 6.8.2. Особенности корпоративного управления в российском профессиональном спорте
- Глава VII менеджмент спортивного мероприятия
- 7.1. Классификация спортивных соревнований
- 7.2. Организация спортивного мероприятия. Характеристика и последовательность основных управленческих действий
- Алгоритм управленческих действий при организации спортивного соревнования
- Проведение соревнования (открытие, приветствие, показательные выступления, соревнование, закрытие, награждение победителей)
- 7.3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий как основа менеджмента спортивных соревнований
- 7.4. Инновационные технологии организации спортивных соревнований
- 7.5. Методика составления положения о соревнованиях по виду спорта
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений
- 8.1. Организация международного спортивного движения
- 8.1.1. Организация адаптивного спорта как части международного спортивного движения
- 8.1.2. Паралимпийские игры как ядро инвалидного спорта
- 8.2. Классификация международных спортивных объединений
- 8.3. Особенности менеджмента в международных спортивных федерациях по видам спорта
- 8.4. Менеджмент международного спортивного соревнования
- 8.5. Основные этапы и процедуры подготовки, организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр
- 8.5.1. Организация XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи
- 8.6. Участие представителей России в менеджменте международного спортивного движения
- 8.7. Перспективы развития менеджмента мирового спорта, обусловленные коммерциализацией
- Тематика рефератов для студентов дневного и контрольных работ для студентов заочного факультетов
- Объемные требования к экзамену
- Глава I. Введение в менеджмент
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- Глава III. Методы управления
- Глава IV. Функции спортивного менеджмента
- Глава V. Технология спортивного менеджмента
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- Глава VII. Менеджмент спортивного мероприятия
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений