6.6.1. Особенности менеджмента Олимпийского комитета России (окр)
После распада СССР (1991) на 15 самостоятельных государств потребовалось создание Национальных олимпийских комитетов в каждой стране. Но процесс основания и воссоздания новых НОК (последнее положение касается стран Балтии) начался еще до 1991 г. Например, в РСФСР Всероссийский олимпийский комитет был образован 1 декабря 1989 г.
В феврале-марте 2009 г. Министерством юстиции РФ была проведена плановая проверка деятельности ОКР. Наряду со многими положительными моментами, проверка выявила несоответствие ряда положений Устава ОКР действующему законодательству страны. В соответствии с Законом о физической культуре и спорте 2007 г. Министерство юстиции потребовало пересмотреть некоторые положения Устава ОКР. В частности, в соответствии с Законом физические лица утратили право быть членами исполкома ОКР и иметь право голоса на Олимпийском собрании. Это стало прерогативой юридических лиц. Поэтому было принято решение создать в регионах РФ подразделения ОКР, которые получили право иметь своего представителя в исполкоме ОКР и право голоса на Олимпийском собрании. К осени 2009 г. 34 региона Российской Федерации создали региональные олимпийские подразделения.
В соответствии с требованиями законодательства РФ были внесены изменения в Реестр членов ОКР (табл. 10). Редакция Устава ОКР была принята Олимпийским собранием 7 сентября 2009 г. Установлены новые нормы представительства, изменен статус ОКР, который в настоящее время является общероссийским союзом общественных объединений.
На Олимпийском собрании, состоявшемся 20 мая 2010 г., новым президентом ОКР на 4 года избран А.Д. Жуков - заместитель Председателя Правительства РФ, председатель Наблюдательного совета АНО «Оргкомитет «Сочи-2014».
Таблица 10
Сведения о членах ОКР
(по состоянию на 30 октября 2009 г.)
Члены ОКР - физические лица | |
Члены МОК (В.Г. Смирнов, Ш.А. Тарпищев, А.В. Попов) | 3 |
Члены ОКР - юридические лица | |
Общероссийские общественные объединения (федерации, союзы, ассоциации) по видам спорта, входящим в программу Игр Олимпиады | 34 |
Общероссийские общественные объединения (федерации, союзы, ассоциации) по видам спорта, входящим в программу Олимпийских зимних игр | 12 |
Общероссийские общественные объединения - ассоциации зимних и летних видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр | 3 |
Общероссийские общественные объединения (федерации, союзы, ассоциации) - члены признанных МОК МСФ по видам спорта, не включенным в программу Олимпийских игр | 17 |
Олимпийские академии | 11 |
Общероссийские физкультурно-спортивные объединения ведомственного характера | 14 |
Общероссийские федерации (союзы, ассоциации) общеспортивного характера | 5 |
Региональные общественные объединения, созданные для развития и пропаганды олимпийского движения | 7 |
Олимпийское собрание, состоявшееся 5 августа 2010 г., внесло новые изменения в Устав, в соответствии с которыми руководящими органами ОКР являются:
Олимпийское собрание;
-
исполком;
-
президент;
-
исполнительный директор.
Исполнительный директор назначается исполкомом по представлению президента ОКР, является членом исполкома ОКР и наделен широкими полномочиями.
Согласно ст. 18 новой редакции Устава в ОКР может создаваться и действовать Совет содействия ОКР.
Ст. 17 новой редакции Устава предусматривает, что из числа лиц, находившихся в должности президента ОКР не менее двух сроков и внесших большой вклад в развитие олимпийского движения, могут пожизненно избираться почетные президенты ОКР.
Кроме того, введено звание «Почетный член ОКР».
Основными целями ОКР являются:
-
представление Российской Федерации в соответствии с Олимпийской хартией МОК на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, а также на всех региональных, континентальных и всемирных комплексных спортивных соревнованиях, проводимых или патронируемых МОК;
-
продвижение и пропаганда на территории страны фундаментальных принципов и ценностей олимпизма, в частности в области спорта и образования, участие в реализации олимпийских образовательных программ во всех школах, педагогических институтах и университетах, специализирующихся на спорте и физической культуре, оказание поддержки идеям создания институтов, посвященных олимпийскому образованию, таких как национальные олимпийские общественные академии, олимпийские музеи и другие программы, включая культурные, которые связаны с олимпийским движением;
-
обеспечение соблюдения Олимпийской хартии МОК в Российской Федерации;
-
содействие развитию массового спорта и спорта высших достижений в Российской Федерации;
-
участие в подготовке и переподготовке спортивных руководителей и иных специалистов в области управления спор том, организация научно-практических конференций, совещаний и семинаров, для чего ОКР прилагает все усилия к тому, чтобы такие мероприятия вносили максимальный вклад в пропаганду олимпийского движения на территории Российской Федерации;
> борьба за обеспечение чистоты спорта, в том числе путем неуклонного соблюдения и выполнения требований Всемирного антидопингового кодекса;
-
всемерное развитие, пропаганда и защита олимпийского движения в Российской Федерации в соответствии с Олимпийской хартией МОК;
-
содействие олимпийскому образованию, физическому и нравственному воспитанию граждан Российской Федерации средствами физической культуры и спорта;
-
укрепление позиций и повышение авторитета российского спорта на международной арене;
-
борьба против любых форм дискриминации и насилия в спорте.
Для достижения своих уставных целей ОКР:
-
представляет на основании признания МОК и в соответствии с Олимпийской хартией МОК страну на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, а также на всех региональных, континентальных и всемирных спортивных соревнованиях, проводимых или патронируемых МОК;
-
представляет олимпийское движение России, интересы членов ОКР и сотрудничающих с ним организаций в федеральных органах государственной власти, иных российских организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также в международных спортивных объединениях в установленном законном порядке;
-
прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить свою независимость, и сопротивляется давлению любого вида, включая политическое, правовое, религиозное или экономическое давление, которое может препятствовать выполнению положений Олимпийской хартии МОК;
-
участвует в подготовке, формировании, утверждении и обеспечении сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для их выступления на Олимпийских играх и других комплексных международных спортивных мероприятиях во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийскими спортивными федерациями, иными общероссийскими общественными объединениями, органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов РФ и региональными общественными объединениями, созданными для развития, пропаганды и популяризации олимпийского движения;
-
в обязательном порядке участвует в Играх Олимпиады;
-
направляет спортсменов, тренеров, официальных лиц и иных членов сборных команд по видам спорта (олимпийская делегация) на Олимпийские игры в соответствии с Олимпийской хартией МОК;
-
комплектует, организует и возглавляет делегацию на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, а также на всех региональных, континентальных и всемирных спортивных соревнованиях, проводимых или патронируемых МОК;
-
обладает исключительными полномочиями определять и устанавливать официальную форму и экипировку членов делегации, за исключением формы и экипировки, используемых во время соревнований;
-
обеспечивает экипировку, проезд и проживание членов делегации, оформляет на членов делегации надлежащие страховки, покрывающие риски смерти, нетрудоспособности, болезней, расходы на лечение и покупку лекарств, а также несет ответственность за поведение членов делегации;
-
внедряет и применяет Всемирный антидопинговый кодекс для обеспечения соответствия Всемирному антидопинговому кодексу антидопинговой политики и правил ОКР, в том числе в вопросах, касающихся членства, финансирования, решений по результатам тестирования, а также учитывает роли и ответственность НОК, предусмотренные Всемирным антидопинговым кодексом;
-
участвует в программах Олимпийской солидарности;
-
принимает участие в мероприятиях, проводимых или патронируемых МОК, включая региональные Игры, по запросу МОК участвует в работе его комиссий, сотрудничает в подготовке Олимпийских конгрессов;
-
в установленном порядке входит в состав ассоциаций НОК, признанных МОК;
-
определяет город Российской Федерации, который может подать заявку на организацию Олимпийских игр;
-
в случае проведения Олимпийских игр в РФ учреждает Организационный комитет Олимпийских игр, обеспечивает совместно с ним и с администрацией города, проводящего Олимпийские игры, строгое выполнение содержащихся в Олимпийской хартии МОК требований (в частности, Правила 37.1), касающихся организации и проведения Олимпийских игр;
-
вносит в установленном порядке свои предложения относительно кандидатов на организацию Олимпийских игр;
-
использует в установленном МОК порядке и с его предварительного согласия олимпийские символ, флаг, девиз и гимн, наименования «олимпийский» и «олимпиада» исключительно в целях развития олимпийского движения;
-
вносит в МОК предложения, относящиеся к Олимпийской хартии МОК и олимпийскому движению, включая организацию Олимпийских игр;
-
организует и проводит мероприятия в рамках программы «Олимпийская солидарность» для членов ОКР, организует ежегодное проведение Всероссийского олимпийского дня;
-
распространяет знания об олимпизме, олимпийском движении и Олимпийских играх в учреждениях образования, содействует созданию организаций, деятельность которых направлена на развитие олимпийского образования;
-
создает и поддерживает олимпийские общественные академии, олимпийские музеи, а также культурные программы, связанные с олимпийским движением;
-
содействует реализации культурно-воспитательного потенциала спорта и связанных с ним нравственных, эстетических и других гуманистических ценностей, пропагандирует идеалы и принципы честной борьбы и благородства в спорте, поддерживает и поощряет пропаганду спортивной этики, морально-нравственных и других гуманистических ценностей спорта;
-
участвует в разработке и проведении политики развития спорта, реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, направленных на достижение высших результатов;
-
участвует в разработке Единой всероссийской спортивной классификации, единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, Положения о присвоении спортивных званий и иных нормативных актов о физической культуре и спорте, программ научных исследований по проблемам физического воспитания граждан и развития спорта высших достижений;
-
координирует деятельность членов ОКР и иных организаций в области олимпийского движения и спорта высших достижений;
-
содействует сохранению и развитию национальных видов спорта, проведению народных игр;
-
оказывает содействие в организации занятий физкультурой и спортом среди инвалидов;
-
защищает интересы спортсменов, тренеров, спортивных арбитров и судей, ветеранов физической культуры и спорта;
-
участвует в создании и поддержке фондов и благотворительных организаций в целях содействия развитию массового спорта и спорта высших достижений в России;
-
в соответствии с требованиями Олимпийской хартии МОК осуществляет меры по защите принадлежащих МОК прав на использование олимпийских символа, девиза, флага и гимна, наименований «Олимпийские игры», «Игры Олимпиады» на территории Российской Федерации. ОКР обладает исключительными правами на олимпийскую эмблему ОКР, девиз, флаг и иную российскую олимпийскую символику;
-
использует, в том числе в рекламных и коммерческих целях, в установленном Олимпийской хартией МОК порядке эмблемы, флаг, девиз и иную символику ОКР, утвержденную МОК и правообладателем которой ОКР является;
-
всемерно поощряет и способствует участию женщин и молодежи в развитии олимпийского движения в России на всех уровнях, в том числе в работе руководящих органов ОКР и общероссийских и региональных физкультурно-спортивных организаций;
-
осуществляет в установленном законом порядке для достижения уставных целей предпринимательскую деятельность, создает хозяйственные общества, обладающие правами юридического лица, проводит лотереи, культурно-спортивные мероприятия, оказывает услуги, в том числе рекламного характера;
-
в установленном законом порядке осуществляет внешнеэкономическую деятельность, вступает в международные негосударственные объединения, поддерживает прямые международные контакты и связи, заключает соответствующие соглашения;
-
получает в установленном законом порядке благотворительную помощь, пожертвования, а также иную помощь от граждан и юридических лиц;
-
в установленном законом порядке оказывает благотворительную помощь, осуществляет пожертвования гражданам и юридическим лицам;
-
вправе взимать вступительные, членские и целевые взносы с членов ОКР;
-
осуществляет патронирование всероссийских, региональных соревнований и других мероприятий при условии их соответствия целям олимпийского движения;
-
свободно распространяет информацию о своей деятельности;
-
участвует в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законами Российской Федерации;
-
учреждает средства массовой информации и осуществляет издательскую деятельность;
-
выступает с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносит предложения в органы государственной власти;
-
создает свои филиалы и представительства на территории Российской Федерации или иностранных государств в соответствии с действующим законодательством;
-
участвует в создании школ высшего спортивного мастерства и центров олимпийской подготовки.
На практике подготовка сборных команд страны к участию в Олимпийских играх реализуется в процессе выполнения целого ряда управленческих действий. В частности, работники ОКР занимаются формированием команды, для чего необходимо получать лицензии на спортсменов, разработать правила и условия отбора спортсменов в команду, решать вопросы экипировки, размещения, питания спортсменов, транспорта, организации сборов, заказа и покупки спортивного инвентаря и оборудования. Взаимодействуя с федерациями, ОКР заключает договоры, по которым берет на себя определенные финансовые обязательства по подготовке и участию команд в Олимпийских играх и других спортивных мероприятиях, а федерации, со своей стороны, обязуются показывать определенные спортивные результаты.
- Введение
- Глава I. Введение в менеджмент
- 1.1. Определение менеджмента
- 1.2. Специфика управленческого труда
- 1.3. Развитие управления, школы и подходы менеджмента
- 1.3.1. Школы управления
- 1.3.2. Вклад различных школ в науку управления
- 1.3.3. Современные концепции и подходы управления
- 1.4. Научный подход в управлении
- 1.5. Становление и современное состояние системы подготовки спортивных менеджеров в России
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- 2.1. Понятие «организация»
- 2.2. Менеджер в спортивной организации
- 2.3. Взаимодействие человека и организации
- 2.4. Классификация организаций системы физической культуры и спорта
- Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта
- 2.5. Управленческие отношения в сфере физической Культуры и спорта
- Глава III. Методы управления
- 3.1. Определение и классификация методов управления
- 3.2. Социально-психологические методы
- 3.2.1. Конфликт как поле деятельности спортивного менеджера
- 3.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 3.4. Правовые методы управления
- 3.5. Экономические методы управления
- Финансовый анализ деятельности спортивной организации
- 3.6. Основные методы изучения конкурентоспособности спортивной организации
- 3.6.1. Swот-анализ сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз для спортивной фирмы
- 3.6.2. Изучение конкурентов в спортивном бизнесе при помощи концепции «4р»
- 3.7. Методология выбора методов управления
- Глава IV функции спортивного менеджмента
- 4.1. Планирование как функция менеджмента
- 4.1.1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
- 4.1.2. Программно-целевое планирование в сфере физической культуры и спорта
- 4.1.3. Стратегическое планирование деятельности спортивной организации
- 4.1.4. Бизнес-планирование в спортивном менеджменте
- 4.1.5. Методика составления плана спортивной работы (календаря)
- 4.1.6. Планирование и учет работы в дюсш
- 4.1.7. Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России для участия в международных соревнованиях и Олимпийских играх
- 4.2. Организация как функция управления
- 4.2.1. Варианты организационных структур
- 1. Бюрократическая структура
- 2. Функциональная структура
- 3. Дивизионная структура
- 4. Проектные организации
- 5. Линейно-функциональная структура
- 4.2.2. Взаимоотношение управленческих полномочий
- 4.2.3. Штабные полномочия
- 4.2.4. Организация работы с персоналом в спортивных организациях
- 4.2.5. Организация деятельности детско-юношеских спортивных школ (дюсш)
- 4.2.6. Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава дюсш
- 4.2.7. Организация предпринимательской деятельности образовательных учреждений в сфере физической культуры
- 4.3. Мотивация как функция управления
- 4.3.1. Содержательные теории мотивации
- 4.3.2. Процессуальные теории мотивации
- 4.3.3. Современная практика повышения мотивации персонала
- 4.3.4. Мотивация профессиональных спортсменов
- 4.4. Контроль как функция менеджмента
- 4.4.1. Общая характеристика процесса контроля
- 4.4.2. Виды контроля
- 4.4.3. Требования к контролю
- 4.4.4. Критерии качества спортивных товаров и услуг
- 4.4.5. Система контроля в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне
- Глава V технология спортивного менеджмента
- 5.1. Управленческое решение - центральное звено менеджмента
- 5.1.1. Классификация управленческих решений
- 5.1.2. Технология принятия рационального решения
- 5.1.3. Особенности реализации управленческого решения
- 5.1.4. Моделирование как подход науки управления к принятию решений
- 5.1.5. Модельные характеристики спортсменов как ориентиры работы тренера
- 5.2. Коммуникации в спортивных организациях
- 5.2.1. Интернет как современное средство коммуникаций в сфере спортивного менеджмента
- 5.3. Реклама в спорте
- 5.3.1. Реклама спортивных соревнований
- 5.4. Технологии паблик рилейшнз в пропаганде физической культуры и спорта
- 5.4.1. Основные направления паблик рилейшнз в олимпийском спорте
- 5.4.2. Основные направления паблик рилейшнз в профессиональном спорте
- 5.5. Содержание делопроизводства в деятельности спортивной организации11
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- 6.1. Становление системы управления физической культурой и спортом после распада ссср
- 6.2. Система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на современном этапе
- Общественная палата Российской Федерации
- Правительство Российской Федерации
- Министерство спорта, туризма и молодежной политики
- Федеральные центры спортивной подготовки
- Спортивные школы
- Образовательные и научные учреждения и организации
- Спортивные клубы
- Коллективы физической культуры
- Спортивные сооружения
- Предприятия спортивной промышленности
- 6.2.1. Характеристика отдельных подсистем отрасли
- 6.3. Менеджмент в системе государственных спортивных организаций
- 6.3.1. Эволюция центральных органов управления физической культурой и спортом в стране
- 6.3.2. Менеджмент в государственных спортивных организациях на федеральном уровне
- 6.3.3. Функции Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)
- 6.4. Менеджмент в государственных спортивных организациях на региональном уровне
- 6.4.1. Управленческие подходы к развитию фКиС в зарубежных странах на региональном уровне
- 6.4.2. Менеджмент физической культуры и спорта па региональном уровне в России
- 6.4.3. Полномочия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации
- 6.5. Менеджмент физической культуры и спорта на муниципальном уровне
- 6.6. Менеджмент в общественных спортивных организациях
- 6.6.1. Особенности менеджмента Олимпийского комитета России (окр)
- 6.6.2. Особенности менеджмента в национальных федерациях по видам спорта
- 6.7. Менеджмент коммерческих спортивных организаций
- 6.7.1. Основные направления деятельности коммерческих спортивных организаций
- 6.7.2. Особенности менеджмента фитнес-клубов в условиях мирового финансового кризиса
- 6.8. Менеджмент профессионального спорта
- 6.8.1. Участие легионеров в российском профессиональном спорте
- 6.8.2. Особенности корпоративного управления в российском профессиональном спорте
- Глава VII менеджмент спортивного мероприятия
- 7.1. Классификация спортивных соревнований
- 7.2. Организация спортивного мероприятия. Характеристика и последовательность основных управленческих действий
- Алгоритм управленческих действий при организации спортивного соревнования
- Проведение соревнования (открытие, приветствие, показательные выступления, соревнование, закрытие, награждение победителей)
- 7.3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий как основа менеджмента спортивных соревнований
- 7.4. Инновационные технологии организации спортивных соревнований
- 7.5. Методика составления положения о соревнованиях по виду спорта
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений
- 8.1. Организация международного спортивного движения
- 8.1.1. Организация адаптивного спорта как части международного спортивного движения
- 8.1.2. Паралимпийские игры как ядро инвалидного спорта
- 8.2. Классификация международных спортивных объединений
- 8.3. Особенности менеджмента в международных спортивных федерациях по видам спорта
- 8.4. Менеджмент международного спортивного соревнования
- 8.5. Основные этапы и процедуры подготовки, организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр
- 8.5.1. Организация XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи
- 8.6. Участие представителей России в менеджменте международного спортивного движения
- 8.7. Перспективы развития менеджмента мирового спорта, обусловленные коммерциализацией
- Тематика рефератов для студентов дневного и контрольных работ для студентов заочного факультетов
- Объемные требования к экзамену
- Глава I. Введение в менеджмент
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- Глава III. Методы управления
- Глава IV. Функции спортивного менеджмента
- Глава V. Технология спортивного менеджмента
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- Глава VII. Менеджмент спортивного мероприятия
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений