8.6. Участие представителей России в менеджменте международного спортивного движения
Создание необходимых условий для успешного выступления российских спортсменов за рубежом, укрепление позиций России в международных спортивных организациях, повышение роли нашей страны в принятии решений по ключевым вопросам современного международного спортивного и олимпийского движений являются сегодня задачами государственного масштаба. В советский период истории отечественного спорта, несмотря на активную позицию представителей страны, четверо наших соотечественников в разные годы были президентами МСФ. Н.А. Никифоров-Денисов возглавлял международную федерацию любительского бокса, Ю. Титов - федерацию гимнастики, В. Сысоев - федерацию велоспорта, И. Новиков - федерацию современного пятиборья. Для сравнения укажем, что представителей Италии на подобных постах к 2000 г. насчитывалось 11 чел.
Недостаточное представительство в международных спортивных организациях объективно не позволяет в нужной мере влиять на принимаемые этими организациями решения. Это, в частности, сказалось в 2002 г. на заседаниях Исполкома МОК, где среди других рассматривался вопрос об исключении из олимпийской программы современного пятиборья. Россияне выступали категорически против этого предложения, но добиться его снятия с повестки дня не смогли. Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити (2002), где были приняты спорные решения в отношении российских спортсменов, вскрыли проблемы отрасли, которые в то время оказывали влияние на авторитет нашей страны в международном спорте:
-
ослабление позиций в международных организациях;
-
слабость подготовки спортивных менеджеров;
-
отставание в развитии спортивной медицины;
-
дефицит тренеров высокой квалификации, владеющих современными методами подготовки;
-
отсутствие юридической защиты прав и интересов наших спортсменов на международной арене (Фетисов В.А., 2003).
Создание Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту и Комиссии по международной спортивной деятельности в 2002 г. дали импульс развитию взаимодействия между различными ведомствами и организациями России, которые представляют страну на международной спортивной арене. Плодотворный характер этого партнерства выразился в создании и совершенствовании договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества с зарубежными странами в области ФКиС, реализации проектов межправительственных соглашений и программ в области культуры, науки, образования и спорта, совместном участии в работе смешанных межправительственных комиссий по гуманитарным проектам.
Важным вопросом для укрепления позиций России в международном спорте стало выдвижение россиян на ключевые позиции в международные спортивные организации. К 1998 г. спортивные организации России являлись членами 43 МСФ по олимпийским видам спорта. В то время в состав МСО были избраны 107 россиян. На конец 2002 г. в международные федерации по летним олимпийским видам спорта были выбраны 99 россиян. Президента МСФ не было ни одного. Вице-президентов было 13. В 12 МСФ по зимним олимпийским видам спорта работали 32 россиянина, трое были вице-президентами. К началу 2003 г. представителей России в МСО было 134 человека, из которых 17 занимали посты вице-президентов. На конец 2003 г. в МСО работали в общей сложности 118 россиян, занимающих различные должности, включая посты вице-президентов в 9 международных и 11 европейских спортивных федерациях.
Ситуация заметно улучшилась в последующие годы. В декабре 2008 г. впервые в истории современной России президентом международной федерации по олимпийскому виду спорта - фехтованию - стал А.Б. Усманов. Президентом международной федерации по неолимпийскому виду спорта (шахматам) является К. Илюмжинов. Представители России начали работать не только в комитетах и комиссиях МСФ, но и в организациях, напрямую связанных со спортом, в частности во Всемирном антидопинговом агентстве (В.А. Фетисов).
В настоящее время членами МОК являются В.Г. Смирнов, Ш.А. Тарпищев, А.В. Попов. Только Швейцария и Италия имеют большее представительство в МОК (4 чел.) за счет избрания своих граждан от президентов международных спортивных федераций. К 2010 г. более 180 представителей общероссийских федераций по летним и зимним олимпийским видам спорта занимали в общей сложности 212 постов, из них 75 относятся к категории руководящих и 137 - к исполнительным.
Европейские федерации возглавили А.Б. Усманов (фехтование), С.И. Соловейчик (дзюдо), Д.В. Сватковский (современное пятиборье), В. Лисин (стрелковый спорт). В 2009 г. президентом международной федерации любительского самбо стал В.Б. Шестаков. 14 россиян стали вице-президентами в мировых и европейских федерациях (баскетбол, бейсбол, дзюдо, спортивная борьба, настольный теннис, плавание, тхэквондо, парусный спорт, стрельба из лука, тяжелая атлетика, биатлон, санный спорт, лыжный спорт).
В августе 2009 г. Российская Федерация официально стала полноправным членом расширенного частичного соглашения по спорту (РУСС) Совета Европы. В том же году в рабочие органы Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) были избраны представители Минспорттуризма России и РУСАДА.
Основными задачами представителей России в МСО являются:
-
обеспечение участия спортсменов России во всех международных соревнованиях, которые соответствуют утвержденным планам подготовки к Олимпийским играм;
-
укрепление связей и расширение сотрудничества со спортивными организациями стран - лидеров мирового спорта с целью обмена опытом и информацией;
-
участие в разработке календарей международных соревнований, регламентов и правил соревнований, внесение предложений о проведении соревнований на территории России;
-
разработка и реализация мер по борьбе с допингом. Информирование относительно изменений в списках запрещенных средств и методов антидопингового кодекса ВАДА и соответствующих положений МСО;
-
обеспечение квалифицированной защиты спортсменов сборной команды России в конфликтных ситуациях, связанные с нарушениями действующих правил и регламентов, установленных МОК и МСО;
-
развитие сотрудничества со спортивными организациями стран СНГ и других стран;
-
укрепление позиций России в МСО. Повышение эффективности деятельности в органах этих организаций, направленной на защиту интересов российских спортсменов.
- Введение
- Глава I. Введение в менеджмент
- 1.1. Определение менеджмента
- 1.2. Специфика управленческого труда
- 1.3. Развитие управления, школы и подходы менеджмента
- 1.3.1. Школы управления
- 1.3.2. Вклад различных школ в науку управления
- 1.3.3. Современные концепции и подходы управления
- 1.4. Научный подход в управлении
- 1.5. Становление и современное состояние системы подготовки спортивных менеджеров в России
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- 2.1. Понятие «организация»
- 2.2. Менеджер в спортивной организации
- 2.3. Взаимодействие человека и организации
- 2.4. Классификация организаций системы физической культуры и спорта
- Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта
- 2.5. Управленческие отношения в сфере физической Культуры и спорта
- Глава III. Методы управления
- 3.1. Определение и классификация методов управления
- 3.2. Социально-психологические методы
- 3.2.1. Конфликт как поле деятельности спортивного менеджера
- 3.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 3.4. Правовые методы управления
- 3.5. Экономические методы управления
- Финансовый анализ деятельности спортивной организации
- 3.6. Основные методы изучения конкурентоспособности спортивной организации
- 3.6.1. Swот-анализ сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз для спортивной фирмы
- 3.6.2. Изучение конкурентов в спортивном бизнесе при помощи концепции «4р»
- 3.7. Методология выбора методов управления
- Глава IV функции спортивного менеджмента
- 4.1. Планирование как функция менеджмента
- 4.1.1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
- 4.1.2. Программно-целевое планирование в сфере физической культуры и спорта
- 4.1.3. Стратегическое планирование деятельности спортивной организации
- 4.1.4. Бизнес-планирование в спортивном менеджменте
- 4.1.5. Методика составления плана спортивной работы (календаря)
- 4.1.6. Планирование и учет работы в дюсш
- 4.1.7. Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России для участия в международных соревнованиях и Олимпийских играх
- 4.2. Организация как функция управления
- 4.2.1. Варианты организационных структур
- 1. Бюрократическая структура
- 2. Функциональная структура
- 3. Дивизионная структура
- 4. Проектные организации
- 5. Линейно-функциональная структура
- 4.2.2. Взаимоотношение управленческих полномочий
- 4.2.3. Штабные полномочия
- 4.2.4. Организация работы с персоналом в спортивных организациях
- 4.2.5. Организация деятельности детско-юношеских спортивных школ (дюсш)
- 4.2.6. Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава дюсш
- 4.2.7. Организация предпринимательской деятельности образовательных учреждений в сфере физической культуры
- 4.3. Мотивация как функция управления
- 4.3.1. Содержательные теории мотивации
- 4.3.2. Процессуальные теории мотивации
- 4.3.3. Современная практика повышения мотивации персонала
- 4.3.4. Мотивация профессиональных спортсменов
- 4.4. Контроль как функция менеджмента
- 4.4.1. Общая характеристика процесса контроля
- 4.4.2. Виды контроля
- 4.4.3. Требования к контролю
- 4.4.4. Критерии качества спортивных товаров и услуг
- 4.4.5. Система контроля в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне
- Глава V технология спортивного менеджмента
- 5.1. Управленческое решение - центральное звено менеджмента
- 5.1.1. Классификация управленческих решений
- 5.1.2. Технология принятия рационального решения
- 5.1.3. Особенности реализации управленческого решения
- 5.1.4. Моделирование как подход науки управления к принятию решений
- 5.1.5. Модельные характеристики спортсменов как ориентиры работы тренера
- 5.2. Коммуникации в спортивных организациях
- 5.2.1. Интернет как современное средство коммуникаций в сфере спортивного менеджмента
- 5.3. Реклама в спорте
- 5.3.1. Реклама спортивных соревнований
- 5.4. Технологии паблик рилейшнз в пропаганде физической культуры и спорта
- 5.4.1. Основные направления паблик рилейшнз в олимпийском спорте
- 5.4.2. Основные направления паблик рилейшнз в профессиональном спорте
- 5.5. Содержание делопроизводства в деятельности спортивной организации11
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- 6.1. Становление системы управления физической культурой и спортом после распада ссср
- 6.2. Система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на современном этапе
- Общественная палата Российской Федерации
- Правительство Российской Федерации
- Министерство спорта, туризма и молодежной политики
- Федеральные центры спортивной подготовки
- Спортивные школы
- Образовательные и научные учреждения и организации
- Спортивные клубы
- Коллективы физической культуры
- Спортивные сооружения
- Предприятия спортивной промышленности
- 6.2.1. Характеристика отдельных подсистем отрасли
- 6.3. Менеджмент в системе государственных спортивных организаций
- 6.3.1. Эволюция центральных органов управления физической культурой и спортом в стране
- 6.3.2. Менеджмент в государственных спортивных организациях на федеральном уровне
- 6.3.3. Функции Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)
- 6.4. Менеджмент в государственных спортивных организациях на региональном уровне
- 6.4.1. Управленческие подходы к развитию фКиС в зарубежных странах на региональном уровне
- 6.4.2. Менеджмент физической культуры и спорта па региональном уровне в России
- 6.4.3. Полномочия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации
- 6.5. Менеджмент физической культуры и спорта на муниципальном уровне
- 6.6. Менеджмент в общественных спортивных организациях
- 6.6.1. Особенности менеджмента Олимпийского комитета России (окр)
- 6.6.2. Особенности менеджмента в национальных федерациях по видам спорта
- 6.7. Менеджмент коммерческих спортивных организаций
- 6.7.1. Основные направления деятельности коммерческих спортивных организаций
- 6.7.2. Особенности менеджмента фитнес-клубов в условиях мирового финансового кризиса
- 6.8. Менеджмент профессионального спорта
- 6.8.1. Участие легионеров в российском профессиональном спорте
- 6.8.2. Особенности корпоративного управления в российском профессиональном спорте
- Глава VII менеджмент спортивного мероприятия
- 7.1. Классификация спортивных соревнований
- 7.2. Организация спортивного мероприятия. Характеристика и последовательность основных управленческих действий
- Алгоритм управленческих действий при организации спортивного соревнования
- Проведение соревнования (открытие, приветствие, показательные выступления, соревнование, закрытие, награждение победителей)
- 7.3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий как основа менеджмента спортивных соревнований
- 7.4. Инновационные технологии организации спортивных соревнований
- 7.5. Методика составления положения о соревнованиях по виду спорта
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений
- 8.1. Организация международного спортивного движения
- 8.1.1. Организация адаптивного спорта как части международного спортивного движения
- 8.1.2. Паралимпийские игры как ядро инвалидного спорта
- 8.2. Классификация международных спортивных объединений
- 8.3. Особенности менеджмента в международных спортивных федерациях по видам спорта
- 8.4. Менеджмент международного спортивного соревнования
- 8.5. Основные этапы и процедуры подготовки, организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр
- 8.5.1. Организация XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи
- 8.6. Участие представителей России в менеджменте международного спортивного движения
- 8.7. Перспективы развития менеджмента мирового спорта, обусловленные коммерциализацией
- Тематика рефератов для студентов дневного и контрольных работ для студентов заочного факультетов
- Объемные требования к экзамену
- Глава I. Введение в менеджмент
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- Глава III. Методы управления
- Глава IV. Функции спортивного менеджмента
- Глава V. Технология спортивного менеджмента
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- Глава VII. Менеджмент спортивного мероприятия
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений