logo search
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

8.7. Перспективы развития менеджмента мирового спорта, обусловленные коммерциализацией

Начиная с последней четверти XX в. в мировом спорте происходят значительные перемены, главная причина кото­рых - коммерциализация. Изменения, внесенные в то время в Олимпийскую хартию, узаконили коммерциализацию олим­пийского движения, коренным образом затронув и структуру всего мирового спорта, отразившись и на менеджменте в этой области. Путь коммерциализации олимпийского спорта был открыт на 75-й сессии МОК (1974), решением которой предо­ставлено право международным федерациям использовать в рекламных целях имя или фотографию спортсмена. Огром­ный интерес к олимпийскому спорту рекламодателей, в каче­стве которых выступили крупные компании, и их готовность платить большие деньги за сотрудничество со спортивными организациями явились главной причиной активной ком­мерциализации мирового спорта. Учитывая эти настроения, в 1983 г. была создана Комиссия МОК по новым источникам финансирования, которая в 1997 г. была переименована в Ко­миссию по маркетингу МОК.

На процесс трансформации основ спорта, вызванный ком­мерциализацией, оказало влияние изменение политической карты мира (распад СССР, стран социалистического лагеря, что, с одной стороны, привело к появлению более двух десят­ков новых государств, ставших участниками международного спортивного движения, а с другой - к процессу консолидации стран Европы в Евросоюз).

Последствия решений о коммерциализации олимпийско­го спорта, принятых четверть века назад, привели к бурному развитию спорта, что нашло выражение в появлении как но­вых видов, так и новых дисциплин известных видов спорта, изменении менеджмента проведения соревнований, многие из которых превратились в коммерческие проекты. Коммер­циализация олимпийского спорта быстро отразилась на всех сторонах деятельности МОК, в том числе и на формировании программы Игр. Начиная с 1980 г. МОК значительно расши­рил программу летних и зимних Игр, доведя ее практически до предела возможного.

Косвенным выражением коммерциализации того или иного вида спорта являются такие показатели, как:

Коммерциализация современного спорта требует постоян­ной работы со стороны спортивных менеджеров по организа­ции спортивных соревнований, которые наряду со спортивны­ми должны решать и коммерческие задачи. Что ждет мировой спорт в будущем, каковы возможные пути его развития? Во многом ответы на эти вопросы будут зависеть от действий ор­ганизаторов и участников соревнований, органов управления мировым и национальным спортом, а также от средств массо­вой информации, которые во многом обеспечивают спорту не только широкую рекламу, но и безбедное существование.

Для организаторов соревнований на ближайшее время актуальной становится задача создания системы крупных международных соревнований, включая Олимпийские игры, одновременно в нескольких городах одной страны, в разных городах нескольких стран, работа по повышению зрелищности спортивных соревнований и комфорта зрителей.

Органы управления спортом (федерации) должны обратить внимание на возможное изменение олимпийской программы и программы других крупных международных комплексных соревнований за счет исключения теряющих популярность видов спорта и включения новых видов спорта, появления новых турниров, повышения частоты проведения зарекомен­довавших себя соревнований, изменения систем розыгрыша, календарей, правил соревнований.

Приобретая все более коммерческий характер, крупные международные соревнования, с одной стороны, требуют исполнителей самого высокого уровня, а с другой - для ка­чественного проведения соревнований и их показа требуется сокращение числа участников. В этой связи как возможный вариант действий спортивных менеджеров можно рассматри­вать привлечение лучших атлетов (в олимпийском спорте - сборные команды регионов (континентов), союзов стран, до­пуск легионеров в национальные сборные; в коммерческом спорте - сборные команды клубов). На деле это означает, что в Олимпийских играх смогут участвовать сборные Европы, Азии, Америки и т.п. Число участников резко сократится, зрелищность и интрига соревнований будут повышены.

Задача СМИ остается прежней - повышение зрелищности соревнований, создание интриги, ажиотажа вокруг спортив­ных событий, усиление экономических позиций спорта.