6.6.2. Особенности менеджмента в национальных федерациях по видам спорта
Важную роль в укреплении позиций спорта в обществе играют спортивные федерации. Их основными задачами являются:
-
популяризация и развитие своего вида спорта;
-
подготовка сборных команд;
-
проведение официальных соревнований;
-
подготовка резерва сборных команд.
Новые условия функционирования не смогли не отразиться на основополагающих принципах организации деятельности и направлениях менеджмента спортивных федераций, роль которых в спортивном движении Российской Федерации заметно усилилась. Если в СССР они являлись структурными подразделениями Госкомспорта, то в настоящее время, став общественными организациями, они приобрели юридическую и финансовую самостоятельность. Реформирование социально-политических устоев в стране содействовало установлению новых управленческих отношений между субъектами спорта, способствовало значительному росту количества федераций. Участие бизнесменов в деятельности спортивных федераций привнесло в нее новые методы управления. К 2003 г. в России количество официально культивируемых видов спорта достигло 223 (а это более 1500 спортивных дисциплин), развитием которых занималось около 200 федераций.
Численный рост федераций связан как с развитием новых для России, но известных в мире видов спорта (американский футбол, софтбол и т.п.), с расширением олимпийской программы (кёрлинг, маунтинбайк, пляжный волейбол и др.), с возникновением новых для мировой практики видов спорта (триатлон, чеерлидинг), так и с желанием отдельных соотечественников «изобрести» свой вид спорта. Нельзя не учитывать и влияние зарубежной культуры, послужившее причиной развития «экзотических» для России видов спорта (тхэквондо, ушу). Профессионализация спорта принесла определенные негативные моменты, которые не могли не отразиться на работе национальных федераций. К их числу следует отнести:
- противоречия между клубными и сборными командами как по направленности, так и по структуре спортивной подготовки;
-
сокращение времени, отводимого на централизованную подготовку национальных команд;
-
снижение материального поощрения спортсменов за выступление в сборных командах (Чернов СВ., 2008).
Утверждение статуса спортивных федераций как общественных организаций привело практически к ликвидации государственного контроля над их деятельностью. Поэтому, руководствуясь положениями Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Минспорттуризм России в августе 2009 г. утвердил Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийских спортивных федераций (приказ № 657 от 18.08.09 г.)
Государственная аккредитация осуществляется Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, а по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, с учетом мнения Олимпийского комитета России.
По одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация. Срок государственной аккредитации составляет 4 года. Общественной организации, прошедшей процедуру, выдается свидетельство о государственной аккредитации, сведения о ней заносятся в реестр общероссийских и аккредитированных региональных спортивных федераций. Минспорттуризм России вправе приостановить или отозвать государственную аккредитацию в случаях, предусмотренных Порядком.
Одновременно был утвержден Порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций, который возлагается на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (приказ Минспорттуризма России от 20.02.2009 г. № 49).
Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ ведется реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций.
Большинство российских федераций адаптировались к новым социально-экономическим условиям. Например, федерация баскетбола инициировала новые организационные функции управления. Для этого было сделано следующее:
-
преобразована структура самой РФБ;
-
разграничены функциональные обязанности руководителя федерации и главного тренера;
-
создана комиссия во главе с вице-президентом РФБ по массовому развитию баскетбола в России, в том числе студенческого;
-
для укрепления региональной политики в структуру РФБ введены должности полномочных представителей президента федерации в федеральных округах;
-
введена должность вице-президента, отвечающего за подготовку спортивного резерва;
-
создан попечительский совет федерации;
-
при Исполкоме созданы новые отделы и комиссии (маркетинговый, международный отделы, научно-методический центр, информационно-статистическая и юридическая комиссии, судейский комитет и комитет ветеранов баскетбола, комитет по связям с общественностью и средствами массовой информации).
Важной акцией РФБ явилось объединение клубов и создание баскетбольной Суперлиги (мужской и женской). В последние годы помимо Суперлиги были созданы:
-
Школьная лига;
-
Молодежная баскетбольная ассоциация;
-
Детско-юношеская баскетбольная лига;
-
Студенческая лига.
С целью выхода на более высокий качественный уровень клубного баскетбола РФБ приняла новые требования к профессиональным клубам на период 2008-2012 гг.:
-
наличие спортивного сооружения с количеством посадочных мест не менее 3500, с игровым оборудованием согласно требованиям ФИБА и УЛЕБ;
-
уровень мастерства легионеров должен быть не ниже, чем у игроков национальной сборной России;
-
игроки, входящие в списки сборных команд России, должны иметь на лицевой стороне маек посередине герб России;
-
наличие фарм-команды;
-
наличие команды ДЮБЛ;
-
наличие в клубе ДЮСШ, которая полностью финансируется за счет бюджета клуба;
> наличие собственной тренировочной базы и реабилитационного центра.
Тенденции развития мирового спорта оказывают глубокое, во многом определяющее воздействие на менеджмент национальных федераций. Ведь для участия в международных соревнованиях по установленным международными федерациями правилам необходимо, чтобы команды или отдельные спортсмены состояли в национальной федерации, а сама она являлась членом соответствующей МСФ. При этом устав национальной федерации должен соответствовать уставу последней. В свою очередь, положения уставов международных федераций не должны противоречить Олимпийской хартии.
В российских федерациях футбола, хоккея, баскетбола на правах коллективных членов созданы лиги, которые проводят чемпионаты России среди профессиональных команд. Их учредителями являются НСФ по виду спорта. Лига - юридическое лицо, она работает на принципах хозрасчета, имеет право заключать договоры, совершать сделки, приобретать имущество и т.п. Имущество лиги составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности. Оно является неделимым и не может быть распределено между работниками федерации и клубами.
В компетенции федераций находятся права на игры регулярного чемпионата страны. На практике это означает, что федерация имеет целый «пакет» прав, к которым относятся:
-
права на телевизионные трансляции на национальных телеканалах;
-
маркетинговые и лицензионные права на логотипы, символику, товарные знаки и торговые марки;
-
права на рекламные возможности в полиграфической, сувенирной и иной продукции, изготовляемой федерацией; использование теле-, видео- и фотоматериалов, отображающих игры в их совокупности и по отдельности, включая изображения игроков.
Национальные федерации по видам спорта являются членами МСФ и региональных ассоциаций. Существуют различные структуры национальных федераций в зависимости от вида спорта, размеров страны, истории создания и других факторов, но в целом они имеют тенденцию следовать основной модели международной федерации. Конгресс (конференция) или ежегодное собрание являются высшим органом, текущими делами руководит избранный совет во главе с президентом, каждодневная работа осуществляется секретариатом под руководством генерального секретаря. Для осуществления этой работы создаются комитеты или комиссии, которые решают вопросы организации и проведения соревнований, назначения судей, изменения правил и т.п. Их решения подлежат утверждению вышестоящим органом.
Рассмотрим более подробно особенности менеджмента спортивной федерации на примере футбола. Под эгидой Российского футбольного союза выступают 45 тыс. клубов. Высший уровень управления РФС - конференция, которая состоит из 80 региональных президентов, президентов 5 ассоциаций, президентов 7 межрегиональных объединений и представителей 9 разновидностей футбола (инвалидный, пляжный, женский, мини-футбол и т.п.). Следующий уровень управления - исполком - управленческий орган, который решает текущие вопросы. Он имеет исключительные права по передаче коммерческих прав, телевизионных прав, по программным решениям. Общую организацию, проведение и контроль за проведением соревнований по футболу среди команд футбольных клубов Премьер-лиги осуществляет РФС. А непосредственную организацию, проведение и оперативное управление соревнованиями команд клубов Премьер-лиги осуществляет Российская футбольная профессиональная лига (РФПЛ).
Федерация осуществляет менеджмент по следующим направлениям:
-
утверждение Регламента и календаря соревнований;
-
утверждение составов комитетов и комиссий РФС;
-
организация судейства;
-
утверждение по согласованию с Профессиональной лигой кандидатур руководителей КФА, Инспекторского комитета, Палаты по разрешению споров и КДК РФС;
-
утверждение списков судей, инспекторов и комиссаров;
-
издание методической и информационно-аналитической литературы.
Профессиональная лига осуществляет оперативное управление соревнованиями, включающее в себя:
-
разработку календаря соревнований;
-
направление на матчи комиссаров;
-
процедуру заявки клубов;
-
определение и утверждение размеров заявочного взноса;
-
регистрацию результатов матчей;
-
регистрацию трудовых договоров (контрактов) футболистов, тренеров и других должностных лиц, трансфертных контрактов (клуб - клуб);
-
организацию выпуска полиграфической продукции и изготовление атрибутики, необходимой для проведения соревнований;
-
организацию трансляций матчей по радио и телевидению;
-
участие в формировании комитетов и комиссий РФС, связанных с проведением соревнований, согласование кандидатур их руководителей;
-
оперативное взаимодействие с органами правопорядка;
-
согласование списков судей и инспекторов для обслуживания соревнований;
-
оперативное взаимодействие с инспекторским комитетом;
-
участие в формировании Бюро КДК и Палаты по разрешению споров.
В совместном ведении РФС и Профессиональной лиги находятся:
-
разработка Регламента и календаря соревнований;
-
лицензирование клубов;
-
организация и проведение допинг-контроля;
-
утверждение итогов соревнований и награждение победителей;
-
выпуск совместных пресс-релизов;
-
организация, финансирование и проведение мероприятий по подготовке тренерских кадров, менеджеров и других специалистов футбола;
-
проведение мероприятий по работе с болельщиками клубов;
-
руководство Инспекторским комитетом;
-
организация Бюро КДК, а также Палаты по разрешению споров;
-
участие в разработке перечня и определение размеров штрафных санкций, применяемых к участникам соревнований;
-
определение порядка целевого использования финансовых средств, составляющих сумму штрафных санкций.
Правоотношения субъектов профессионального спорта и третьих лиц в процессе ведения коммерческой деятельности в рамках чемпионата России и других соревнований, проводимых под эгидой федерации, регулирует коммерческий регламент, в котором раскрывается порядок распределения поступлений от спонсоров федерации, спонсоров телетрансляций, рекламодателей. В нем оговорены вопросы приобретения и использования прав на телевизионные трансляции, на рекламные и коммерческие возможности; операции с интеллектуальной собственностью, а также порядок разрешения споров.
Одним из направлений менеджмента НСФ России является поиск и работа со спонсорами. На сегодняшний день спонсорство играет важную роль в экономической поддержке федераций. Подбор финансовых партнеров является сложной задачей даже для федераций по самым популярным видам спорта. Важную роль в спонсорстве федераций играют иностранные фирмы, которые таким образом решают вопросы продвижения своей продукции на российский рынок. Вспомним, что начиная с 1995 г. спонсорами российского чемпионата по футболу были: Stimorol, Canon, Fujji, Sun Brewing, Gillette, Kenwood, Comstar, Pepsi и др.
Менеджмент спортивных федераций в современных условиях обусловлен рядом общих (состояние экономики, международное положение, политическая ситуация в мире и стране и т.п.) и специфических факторов, присущих отрасли. К числу последних, прежде всего, следует отнести популярность вида спорта, его наличие или отсутствие в программе Олимпийских игр. Эти факторы способствуют интересу СМИ и спонсоров к федерациям, позволяют рассчитывать на государственную поддержку и получение средств от МСФ. Федерации по другим видам спорта поставлены в более сложные условия, которые, в конечном счете, и определяют особенности работы их менеджеров. От спортивных менеджеров независимо от вида спорта в современных условиях требуется не только организация и проведение соревнований, но и продвижение своего вида спорта, разработка и претворение в жизнь финансовой политики, поиск источников финансирования.
Как уже отмечалось, федерации должны заботиться о развитии своего вида спорта. Для этого приказом Минспорттуризма России от 8.06.2009 г. утвержден Порядок разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство программ развития соответствующих видов спорта. Программа разрабатывается сроком на 8 лет по следующим направлениям:
-
спорт высших достижений;
-
подготовка спортивного резерва;
-
развитие вида спорта в субъектах РФ;
-
противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в спорте;
-
региональное развитие вида спорта, повышение его массовости, проведение физкультурных мероприятий;
-
международное развитие вида спорта, взаимодействие с международной спортивной федерацией, представительство в ее руководящих органах;
-
кадровое обеспечение вида спорта;
-
пропаганда и популяризация вида спорта;
-
финансовое обеспечение вида спорта, его экономический потенциал;
-
материально-техническое обеспечение вида спорта.
Говоря о менеджменте спортивных федераций, следует отметить также существовавшую до недавнего времени в нашей стране и за рубежом практику избрания на должности президентов (председателей) спортивных федераций, руководителей спортклубов и физкультурных организаций известных промышленников, политиков и предпринимателей, обладающих широкими деловыми связями и необходимым капиталом. Делалось это по очевидной причине: известным и влиятельным людям значительно легче найти спонсоров и меценатов для спортивных организаций, которые они возглавляют. Естественно, что такой способ подбора руководителей федераций имеет изъяны, и далеко не всеми спортсменами и тренерами он воспринимался однозначно. Тем не менее, в последние годы он получил распространение и в большинстве случаев был эффективен. Однако на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 23 октября 2009 г., проходившем в рамках Первого всероссийского форума «Россия - спортивная держава» (Казань, октябрь 2009 г.), такой способ руководства национальными федерациями был осужден. За этим решением вскоре последовала череда отставок с постов президентов национальных федераций многих известных в России чиновников, возглавляющих федеральные министерства и ведомства, а их место должны занять специалисты, профессионалы своего дела, обладающие авторитетом и опытом в своем виде спорта, а также способностями менеджера.
- Введение
- Глава I. Введение в менеджмент
- 1.1. Определение менеджмента
- 1.2. Специфика управленческого труда
- 1.3. Развитие управления, школы и подходы менеджмента
- 1.3.1. Школы управления
- 1.3.2. Вклад различных школ в науку управления
- 1.3.3. Современные концепции и подходы управления
- 1.4. Научный подход в управлении
- 1.5. Становление и современное состояние системы подготовки спортивных менеджеров в России
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- 2.1. Понятие «организация»
- 2.2. Менеджер в спортивной организации
- 2.3. Взаимодействие человека и организации
- 2.4. Классификация организаций системы физической культуры и спорта
- Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта
- 2.5. Управленческие отношения в сфере физической Культуры и спорта
- Глава III. Методы управления
- 3.1. Определение и классификация методов управления
- 3.2. Социально-психологические методы
- 3.2.1. Конфликт как поле деятельности спортивного менеджера
- 3.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 3.4. Правовые методы управления
- 3.5. Экономические методы управления
- Финансовый анализ деятельности спортивной организации
- 3.6. Основные методы изучения конкурентоспособности спортивной организации
- 3.6.1. Swот-анализ сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз для спортивной фирмы
- 3.6.2. Изучение конкурентов в спортивном бизнесе при помощи концепции «4р»
- 3.7. Методология выбора методов управления
- Глава IV функции спортивного менеджмента
- 4.1. Планирование как функция менеджмента
- 4.1.1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
- 4.1.2. Программно-целевое планирование в сфере физической культуры и спорта
- 4.1.3. Стратегическое планирование деятельности спортивной организации
- 4.1.4. Бизнес-планирование в спортивном менеджменте
- 4.1.5. Методика составления плана спортивной работы (календаря)
- 4.1.6. Планирование и учет работы в дюсш
- 4.1.7. Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России для участия в международных соревнованиях и Олимпийских играх
- 4.2. Организация как функция управления
- 4.2.1. Варианты организационных структур
- 1. Бюрократическая структура
- 2. Функциональная структура
- 3. Дивизионная структура
- 4. Проектные организации
- 5. Линейно-функциональная структура
- 4.2.2. Взаимоотношение управленческих полномочий
- 4.2.3. Штабные полномочия
- 4.2.4. Организация работы с персоналом в спортивных организациях
- 4.2.5. Организация деятельности детско-юношеских спортивных школ (дюсш)
- 4.2.6. Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава дюсш
- 4.2.7. Организация предпринимательской деятельности образовательных учреждений в сфере физической культуры
- 4.3. Мотивация как функция управления
- 4.3.1. Содержательные теории мотивации
- 4.3.2. Процессуальные теории мотивации
- 4.3.3. Современная практика повышения мотивации персонала
- 4.3.4. Мотивация профессиональных спортсменов
- 4.4. Контроль как функция менеджмента
- 4.4.1. Общая характеристика процесса контроля
- 4.4.2. Виды контроля
- 4.4.3. Требования к контролю
- 4.4.4. Критерии качества спортивных товаров и услуг
- 4.4.5. Система контроля в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне
- Глава V технология спортивного менеджмента
- 5.1. Управленческое решение - центральное звено менеджмента
- 5.1.1. Классификация управленческих решений
- 5.1.2. Технология принятия рационального решения
- 5.1.3. Особенности реализации управленческого решения
- 5.1.4. Моделирование как подход науки управления к принятию решений
- 5.1.5. Модельные характеристики спортсменов как ориентиры работы тренера
- 5.2. Коммуникации в спортивных организациях
- 5.2.1. Интернет как современное средство коммуникаций в сфере спортивного менеджмента
- 5.3. Реклама в спорте
- 5.3.1. Реклама спортивных соревнований
- 5.4. Технологии паблик рилейшнз в пропаганде физической культуры и спорта
- 5.4.1. Основные направления паблик рилейшнз в олимпийском спорте
- 5.4.2. Основные направления паблик рилейшнз в профессиональном спорте
- 5.5. Содержание делопроизводства в деятельности спортивной организации11
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- 6.1. Становление системы управления физической культурой и спортом после распада ссср
- 6.2. Система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на современном этапе
- Общественная палата Российской Федерации
- Правительство Российской Федерации
- Министерство спорта, туризма и молодежной политики
- Федеральные центры спортивной подготовки
- Спортивные школы
- Образовательные и научные учреждения и организации
- Спортивные клубы
- Коллективы физической культуры
- Спортивные сооружения
- Предприятия спортивной промышленности
- 6.2.1. Характеристика отдельных подсистем отрасли
- 6.3. Менеджмент в системе государственных спортивных организаций
- 6.3.1. Эволюция центральных органов управления физической культурой и спортом в стране
- 6.3.2. Менеджмент в государственных спортивных организациях на федеральном уровне
- 6.3.3. Функции Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)
- 6.4. Менеджмент в государственных спортивных организациях на региональном уровне
- 6.4.1. Управленческие подходы к развитию фКиС в зарубежных странах на региональном уровне
- 6.4.2. Менеджмент физической культуры и спорта па региональном уровне в России
- 6.4.3. Полномочия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации
- 6.5. Менеджмент физической культуры и спорта на муниципальном уровне
- 6.6. Менеджмент в общественных спортивных организациях
- 6.6.1. Особенности менеджмента Олимпийского комитета России (окр)
- 6.6.2. Особенности менеджмента в национальных федерациях по видам спорта
- 6.7. Менеджмент коммерческих спортивных организаций
- 6.7.1. Основные направления деятельности коммерческих спортивных организаций
- 6.7.2. Особенности менеджмента фитнес-клубов в условиях мирового финансового кризиса
- 6.8. Менеджмент профессионального спорта
- 6.8.1. Участие легионеров в российском профессиональном спорте
- 6.8.2. Особенности корпоративного управления в российском профессиональном спорте
- Глава VII менеджмент спортивного мероприятия
- 7.1. Классификация спортивных соревнований
- 7.2. Организация спортивного мероприятия. Характеристика и последовательность основных управленческих действий
- Алгоритм управленческих действий при организации спортивного соревнования
- Проведение соревнования (открытие, приветствие, показательные выступления, соревнование, закрытие, награждение победителей)
- 7.3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий как основа менеджмента спортивных соревнований
- 7.4. Инновационные технологии организации спортивных соревнований
- 7.5. Методика составления положения о соревнованиях по виду спорта
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений
- 8.1. Организация международного спортивного движения
- 8.1.1. Организация адаптивного спорта как части международного спортивного движения
- 8.1.2. Паралимпийские игры как ядро инвалидного спорта
- 8.2. Классификация международных спортивных объединений
- 8.3. Особенности менеджмента в международных спортивных федерациях по видам спорта
- 8.4. Менеджмент международного спортивного соревнования
- 8.5. Основные этапы и процедуры подготовки, организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр
- 8.5.1. Организация XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи
- 8.6. Участие представителей России в менеджменте международного спортивного движения
- 8.7. Перспективы развития менеджмента мирового спорта, обусловленные коммерциализацией
- Тематика рефератов для студентов дневного и контрольных работ для студентов заочного факультетов
- Объемные требования к экзамену
- Глава I. Введение в менеджмент
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- Глава III. Методы управления
- Глава IV. Функции спортивного менеджмента
- Глава V. Технология спортивного менеджмента
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- Глава VII. Менеджмент спортивного мероприятия
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений