logo search
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

6.6.2. Особенности менеджмента в национальных федерациях по видам спорта

Важную роль в укреплении позиций спорта в обществе игра­ют спортивные федерации. Их основными задачами являются:

Новые условия функционирования не смогли не отра­зиться на основополагающих принципах организации деятель­ности и направлениях менеджмента спортивных федераций, роль которых в спортивном движении Российской Федерации заметно усилилась. Если в СССР они являлись структурны­ми подразделениями Госкомспорта, то в настоящее время, став общественными организациями, они приобрели юридическую и финансовую самостоятельность. Реформирование социально-политических устоев в стране содействовало установлению новых управленческих отношений между субъектами спорта, способствовало значительному росту количества федераций. Участие бизнесменов в деятельности спортивных федераций привнесло в нее новые методы управления. К 2003 г. в России количество официально культивируемых видов спорта достиг­ло 223 (а это более 1500 спортивных дисциплин), развитием которых занималось около 200 федераций.

Численный рост федераций связан как с развитием новых для России, но известных в мире видов спорта (американский футбол, софтбол и т.п.), с расширением олимпийской про­граммы (кёрлинг, маунтинбайк, пляжный волейбол и др.), с возникновением новых для мировой практики видов спорта (триатлон, чеерлидинг), так и с желанием отдельных соотече­ственников «изобрести» свой вид спорта. Нельзя не учитывать и влияние зарубежной культуры, послужившее причиной раз­вития «экзотических» для России видов спорта (тхэквондо, ушу). Профессионализация спорта принесла определенные не­гативные моменты, которые не могли не отразиться на работе национальных федераций. К их числу следует отнести:

- противоречия между клубными и сборными командами как по направленности, так и по структуре спортивной подго­товки;

Утверждение статуса спортивных федераций как обще­ственных организаций привело практически к ликвидации государственного контроля над их деятельностью. Поэтому, ру­ководствуясь положениями Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Россий­ской Федерации», Минспорттуризм России в августе 2009 г. утвердил Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для на­деления их статусом общероссийских спортивных федераций (приказ № 657 от 18.08.09 г.)

Государственная аккредитация осуществляется Министер­ством спорта, туризма и молодежной политики РФ, а по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, с учетом мнения Олимпийского комитета России.

По одному виду спорта на территории Российской Феде­рации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организа­ция. Срок государственной аккредитации составляет 4 года. Общественной организации, прошедшей процедуру, выдает­ся свидетельство о государственной аккредитации, сведения о ней заносятся в реестр общероссийских и аккредитированных региональных спортивных федераций. Минспорттуризм России вправе приостановить или отозвать государственную аккредитацию в случаях, предусмотренных Порядком.

Одновременно был утвержден Порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций, кото­рый возлагается на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (приказ Минспорттуризма России от 20.02.2009 г. № 49).

Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ ведется реестр общероссийских и аккредитованных регио­нальных спортивных федераций.

Большинство российских федераций адаптировались к но­вым социально-экономическим условиям. Например, федера­ция баскетбола инициировала новые организационные функ­ции управления. Для этого было сделано следующее:

Важной акцией РФБ явилось объединение клубов и созда­ние баскетбольной Суперлиги (мужской и женской). В послед­ние годы помимо Суперлиги были созданы:

С целью выхода на более высокий качественный уровень клубного баскетбола РФБ приняла новые требования к про­фессиональным клубам на период 2008-2012 гг.:

> наличие собственной тренировочной базы и реабилита­ционного центра.

Тенденции развития мирового спорта оказывают глубокое, во многом определяющее воздействие на менеджмент нацио­нальных федераций. Ведь для участия в международных сорев­нованиях по установленным международными федерациями правилам необходимо, чтобы команды или отдельные спортс­мены состояли в национальной федерации, а сама она являлась членом соответствующей МСФ. При этом устав национальной федерации должен соответствовать уставу последней. В свою очередь, положения уставов международных федераций не должны противоречить Олимпийской хартии.

В российских федерациях футбола, хоккея, баскетбола на правах коллективных членов созданы лиги, которые прово­дят чемпионаты России среди профессиональных команд. Их учредителями являются НСФ по виду спорта. Лига - юри­дическое лицо, она работает на принципах хозрасчета, имеет право заключать договоры, совершать сделки, приобретать имущество и т.п. Имущество лиги составляют основные фон­ды и оборотные средства, а также иные ценности. Оно является неделимым и не может быть распределено между работниками федерации и клубами.

В компетенции федераций находятся права на игры регуляр­ного чемпионата страны. На практике это означает, что феде­рация имеет целый «пакет» прав, к которым относятся:

Национальные федерации по видам спорта являются чле­нами МСФ и региональных ассоциаций. Существуют различ­ные структуры национальных федераций в зависимости от вида спорта, размеров страны, истории создания и других фак­торов, но в целом они имеют тенденцию следовать основной модели международной федерации. Конгресс (конференция) или ежегодное собрание являются высшим органом, текущи­ми делами руководит избранный совет во главе с президентом, каждодневная работа осуществляется секретариатом под ру­ководством генерального секретаря. Для осуществления этой работы создаются комитеты или комиссии, которые решают вопросы организации и проведения соревнований, назначения судей, изменения правил и т.п. Их решения подлежат утверж­дению вышестоящим органом.

Рассмотрим более подробно особенности менеджмента спортивной федерации на примере футбола. Под эгидой Рос­сийского футбольного союза выступают 45 тыс. клубов. Выс­ший уровень управления РФС - конференция, которая состоит из 80 региональных президентов, президентов 5 ассоциаций, президентов 7 межрегиональных объединений и представите­лей 9 разновидностей футбола (инвалидный, пляжный, жен­ский, мини-футбол и т.п.). Следующий уровень управления - исполком - управленческий орган, который решает текущие вопросы. Он имеет исключительные права по передаче коммер­ческих прав, телевизионных прав, по программным решениям. Общую организацию, проведение и контроль за проведением соревнований по футболу среди команд футбольных клубов Премьер-лиги осуществляет РФС. А непосредственную ор­ганизацию, проведение и оперативное управление соревнова­ниями команд клубов Премьер-лиги осуществляет Российская футбольная профессиональная лига (РФПЛ).

Федерация осуществляет менеджмент по следующим на­правлениям:

Профессиональная лига осуществляет оперативное управле­ние соревнованиями, включающее в себя:

В совместном ведении РФС и Профессиональной лиги находятся:

Правоотношения субъектов профессионального спорта и третьих лиц в процессе ведения коммерческой деятельно­сти в рамках чемпионата России и других соревнований, про­водимых под эгидой федерации, регулирует коммерческий регламент, в котором раскрывается порядок распределения поступлений от спонсоров федерации, спонсоров телетрансля­ций, рекламодателей. В нем оговорены вопросы приобрете­ния и использования прав на телевизионные трансляции, на рекламные и коммерческие возможности; операции с интел­лектуальной собственностью, а также порядок разрешения споров.

Одним из направлений менеджмента НСФ России является поиск и работа со спонсорами. На сегодняшний день спонсор­ство играет важную роль в экономической поддержке федера­ций. Подбор финансовых партнеров является сложной зада­чей даже для федераций по самым популярным видам спорта. Важную роль в спонсорстве федераций играют иностранные фирмы, которые таким образом решают вопросы продвижения своей продукции на российский рынок. Вспомним, что начи­ная с 1995 г. спонсорами российского чемпионата по футболу были: Stimorol, Canon, Fujji, Sun Brewing, Gillette, Kenwood, Comstar, Pepsi и др.

Менеджмент спортивных федераций в современных усло­виях обусловлен рядом общих (состояние экономики, между­народное положение, политическая ситуация в мире и стране и т.п.) и специфических факторов, присущих отрасли. К числу последних, прежде всего, следует отнести популярность вида спорта, его наличие или отсутствие в программе Олимпийских игр. Эти факторы способствуют интересу СМИ и спонсоров к федерациям, позволяют рассчитывать на государственную поддержку и получение средств от МСФ. Федерации по дру­гим видам спорта поставлены в более сложные условия, ко­торые, в конечном счете, и определяют особенности работы их менеджеров. От спортивных менеджеров независимо от вида спорта в современных условиях требуется не только организа­ция и проведение соревнований, но и продвижение своего вида спорта, разработка и претворение в жизнь финансовой полити­ки, поиск источников финансирования.

Как уже отмечалось, федерации должны заботиться о раз­витии своего вида спорта. Для этого приказом Минспорттуризма России от 8.06.2009 г. утвержден Порядок разработки и представления общероссийскими спортивными федерация­ми в Министерство программ развития соответствующих ви­дов спорта. Программа разрабатывается сроком на 8 лет по сле­дующим направлениям:

Говоря о менеджменте спортивных федераций, следует от­метить также существовавшую до недавнего времени в нашей стране и за рубежом практику избрания на должности пре­зидентов (председателей) спортивных федераций, руководи­телей спортклубов и физкультурных организаций известных промышленников, политиков и предпринимателей, обладаю­щих широкими деловыми связями и необходимым капиталом. Делалось это по очевидной причине: известным и влиятель­ным людям значительно легче найти спонсоров и меценатов для спортивных организаций, которые они возглавляют. Есте­ственно, что такой способ подбора руководителей федераций имеет изъяны, и далеко не всеми спортсменами и тренера­ми он воспринимался однозначно. Тем не менее, в последние годы он получил распространение и в большинстве случаев был эффективен. Однако на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 23 октября 2009 г., проходившем в рамках Первого все­российского форума «Россия - спортивная держава» (Казань, октябрь 2009 г.), такой способ руководства национальными федерациями был осужден. За этим решением вскоре последовала череда отставок с постов президентов национальных федераций многих известных в России чиновников, возглав­ляющих федеральные министерства и ведомства, а их место должны занять специалисты, профессионалы своего дела, об­ладающие авторитетом и опытом в своем виде спорта, а также способностями менеджера.