logo search
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

6.7.2. Особенности менеджмента фитнес-клубов в условиях мирового финансового кризиса

За последние годы экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии России претерпели существен­ные изменения, в частности увеличилось число приверженцев здорового и активного образа жизни. У многих людей появи­лась потребность в качественных физкультурно-спортивных услугах, которые могут предоставить хорошо оборудованные физкультурно-оздоровительные клубы и фитнес-центры. Люди хотят не только заниматься спортом, но и приятно про­вести свободное время. А занятия фитнесом - это одна из составляющих досуга.

Но на процесс приобщения достаточно обеспеченной части населения к этим занятиям в последнее время наложил отпеча­ток мировой финансовый кризис, который затронул все сферы деятельности россиян. Снижение покупательской способности, увеличение числа людей, потерявших привычный достаток, объективно привело к тому, что люди стали экономить, снижать затраты на досуг и отдых. Все это нашло отражение в менедж­менте фитнес-клубов, которые, чтобы выжить в этих условиях, должны были разработать новые управленческие подходы, из­менить ценовую политику, рекламную деятельность.

Согласно экспертным оценкам ЭКЦ «Инвест-Проект», московский рынок услуг фитнеса в период до 2011 г. не только не утратит свои позиции, но и продолжит развитие при сохранении умеренных темпов роста и постепенной монопо­лизации рынка лидерами фитнес-индустрии. В 2009 г. емкость рынка услуг фитнеса, например, в Москве оценивалась спе­циалистами почти в 1 млрд долл. США. Как это ни покажет­ся странным, но кризис и сокращения, вызванные им, увеличи­ли количество посетителей фитнес-центров эконом-класса на 15-20%.

Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация объясняется тем, что клиентам предложили большие скидки на услуги клу­бов, при этом 65% посетителей - это женщины, которые уде­ляют своему внешнему виду, несмотря на экономические про­блемы, большое внимание. Отечественная фитнес-индустрия в результате мирового финансового кризиса серьезно не по­страдала. Количество фитнес-клубов даже выросло, а сетевые клубы расширили свою деятельность. Но без потерь не обо­шлось: по оценкам экспертов, посещаемость элитных клубов упала на 30-40%. Причиной тому прекращение сотрудниче­ства с фитнес-клубами корпоративных клиентов. В кризис­ный период крупные компании перестали вкладывать деньги в оздоровление своих сотрудников. Но многие клубы сумели сохранить свои позиции за счет диверсификации услуг при общем снижении их стоимости.

Мировой финансовый кризис способствовал тому, что в каждом ценовом сегменте появились свои «маркетинговые секреты». Для клиентов клубов эконом-класса - это скидки, для клиентов премиум-клубов - продление сроков абонемен­тов. Менеджеры клубов разработали стратегию выживания и умножения доходов. В общих чертах она сводится к следую­щему: