logo search
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

6.1. Становление системы управления физической культурой и спортом после распада ссср

С Распадом СССР для отечественных физической культуры и спорта наступил сложный период. Нарушилась действовавшая в Советском Союзе система управления, возник комплекс финансовых и организационных проблем. Потеря хозяйственных связей, большой внешний долг страны, гиперинфляция, падение промышленного производства привели к коллапсу бюджетов всех уровней. Все это не могло самым негативным образом отразиться на отрасли, зависевшей в советское время практически полностью от бюджетных средств.

Происходившие в стране политические события в полной мере сказались на физкультурно-спортивной сфере, на ее управленческих структурах и кадровом составе. Распад СССР пришелся на 1991 г. - последний год предолимпийского цикла. Оставшееся до проведения Олимпийских игр 1992 г. время не позволило вновь образованным на территории СССР государствам выполнить все процедуры, связанные с созданием национальных олимпийских комитетов и представлением заявок для участия в Играх. Поэтому бывшие республики СССР (в том числе и Россия) должны были, в соответствии с решением МОК, выступать единой командой, которая получила название Объединенной команды Содружества Независимых Государств (ОК СНГ).

На Решение задачи успешного выступления российских спортсменов в составе ОК СНГ на Олимпийских играх (Бар­селона, 1992 г.) было направлено формирование специального управленческого органа. В этой связи функции упраздненного Госкомспорта СССР передавались Комитету по содействию олимпийскому движению при Правительстве РСФСР. После окончания Олимпийских игр этот комитет ликвидировали, а вместо него указом Президента РФ от 27 ноября 1992 г. был образован Комитет РФ по физической культуре.

Спустя годы можно уверенно констатировать, что тот пе­риод был для отрасли чрезвычайно сложным. Постоянное ее недофинансирование, реорганизация и смена управленческих Кадров высшего звена, региональный сепаратизм и радикаль­ные перемены в социально-экономической жизни общества -все это сказывалось на менеджменте физической культуры и спорта.

Одной из основных проблем в начале 1990-х годов являл­ся недостаток финансирования: отрасль получала не более 8-10% от сумм финансирования, установленных «Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте» (1993). Не случайно заметно скромнее стали результаты спортсменов на международной арене. Приостановилось строительство спортивных сооружений, а многие существующие постепенно приходили в негодность или стали использоваться не по назна­чению.

Если в СССР управленческая вертикаль выстраивалась по жесткому иерархическому принципу, основанному на еди­ноначалии и партийной дисциплине, то теперь ситуация из­менилась. Большую остроту приобрела кадровая проблема. С ухудшением экономической ситуации страну стали поки­дать многие талантливые спортсмены и тренеры. Тем самым был снижен качественный уровень подготовки отечественных спортсменов, снизились зрительский интерес и посещаемость спортивных соревнований.

Не обошла стороной кадровая проблема и управленческие кадры. Спортивные менеджеры всех уровней с переходом к рыночной экономике оказались в сложном положении - их предыдущий опыт работы отчасти обесценился и был малоприменим в новых условиях. При этом планомерной работы по повышению квалификации специалистов высшего и среднего управленческого звена не проводилось. Нельзя также не отме­тить частую сменяемость руководителей отрасли в тот период.

Вместе с проводимыми реорганизациями физкультурно-спортивного федерального, органа управления видоизменялась его структура и функции: Госкомспорту то передавалась сфе­ра туризма (в 1994 г.), то изымалась (апрель 2002 г.), то вновь возвращалась (май 2004 г.). Аналогичная процедура касалась молодежной политики - в 1994 г. Госкомспорт стал называть­ся Комитетом РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму, и в этом же году (спустя 4 месяца) молодежная политика были изъята из его компетенции. В начале третьего тысячелетия федеральный орган исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта был передан под эги­ду Министерства здравоохранения и социального развития и получил статус Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму (в 2005 г. управление турист­ской отраслью стало осуществлять Федеральное агентство по туризму). В 2008 г. Указом Президента РФ было образова­но Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.