5.2. Коммуникации в спортивных организациях
Процесс управления не может успешно осуществляться без информационного обеспечения. Коммуникации - это весь спектр средств, приемов и инструментов эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, то они не смогут вместе работать, формулировать свои цели и достигать их. Работа с информацией часто занимает больше половины рабочего времени руководителей. Не случайно многие из них считают коммуникации одним из главных препятствий к достижению целей, в том случае если коммуникативный процесс неэффективен.
Наиболее обширны и разнообразны виды и средства коммуникаций организаций с внешним окружением. Это связи с имеющимися и потенциальными потребителями рынка, общественностью на различных уровнях в зависимости от ранга и положения организации. Все коммуникации в организациях имеют несколько направлений:
-
Вертикальные коммуникации с верхнего уровня управления к низшим (сообщения о текущих целях и задачах, процедурах, рекомендации, приказы и др.).
-
Коммуникации с низших уровней управления на высшие (обратная информация) в форме отчетов, объяснительных записок и т.п.
-
Горизонтальные коммуникации. Любая организация представляет собой систему взаимосвязанных элементов (подразделений). Обмен информацией между ними необходим для координации совместных задач и действий.
В рамках изложенных выше направлений коммуникаций наиболее распространены такие виды, как: руководитель - подчиненный (тренер - спортсмен), руководитель - рабочая группа (тренер - команда). Эта деятельность позволяет повысить эффективность работы группы, поскольку в обмене мнениями участвует большинство ее членов, и каждый высказывает свое видение проблемы и вариант ее решения.
Поскольку каждая организация кроме формальной структуры управления имеет неформальную, то существуют и каналы неформальных коммуникаций, которые называются слухами. Они имеют место там, где люди собираются группами, - столовая, буфет, раздевалка, трибуны, спортзал, фойе и т.д. И хотя слухи имеют репутацию неточной, искаженной информации, исследования ученых показывают, что чаще они оказываются весьма точными. Руководители в определенных ситуациях используют канал слухов в качестве запланированной информации.
Любые данные становятся информацией лишь тогда, когда получают содержание и форму, пригодную для использования. Информация - совокупность необходимых сведений, характеризующих состояние и поведение объекта и окружающей его среды, которые используются для активного воздействия на систему управления в целях ее развития, совершенствования и повышения эффективности функционирования.
В процессе управления информация преобразуется, перерабатывается и превращается в команду или решение. Процесс управления состоит из трех взаимосвязанных этапов:
-
сбор и передача информации о состоянии объекта;
-
переработка полученной информации с целью выработки управленческих решений;
-
принятие решений в виде управляющих команд и доведения их до исполнителей.
В целом процесс информационного обеспечения управленческой деятельности включает в себя ряд необходимых действий:
-
по определению источников и потребителей информации;
-
определению состава информации, периодичности и форм ее представления;
-
разработке необходимого документооборота;
-
выбору комплекса технических средств, который будет использован для сбора, хранения и обработки информации;
-
установлению порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов.
Управленческий цикл начинается со сбора исходной информации и заканчивается получением и выдачей управляющей информации в виде решений и команд. Отсутствие и недостаточность информации приводит к субъективным и необоснованным решениям. Для принятия решений или их выработки пользуются плановой, текущей, статистической и отчетной информацией.
Плановая информация - информация, заранее «заказанная».
Текущая информация - информация, поступающая в настоящий момент, а также систематическая (поступление текущих документов и сведений).
Статистическая информация - смешанная информация, выраженная в цифровом и текстовом материале.
Отчетная информация - информация, служащая основой для отчета.
На принятие и выработку управленческого решения могут оказывать влияние полезная, избыточная и ложная информация.
Информация должна быть комплексной, доступной, своевременной и экономичной. Только при соблюдении этих требований информационная система будет эффективной. Для повышения качества информации необходимо стремиться к тому, чтобы:
-
документ содержал сведения, достаточные для системного анализа исследуемого процесса;
-
иметь сведения за отчетный период и плановые задачи;
-
иметь сравнительные сведения по различным показателям.
70% информации, как правило, бывает ознакомительной. Достаточность информации определяется степенью потребности для решения конкретных задач. По направленности информация подразделяется на исходную и управляющую (командную). Командная информация является следствием принятия решений на основе переработки исходной информации. Поэтому качество принимаемых решений во многом зависит от полноты, точности и своевременности получения исходной информации. Исходная информация движется всегда от объекта управления к субъекту. Управляющая информация всегда движется в обратном направлении.
Возможность оперативного воздействия управляющего звена с целью обеспечения оптимального функционирования объекта управления зависит от периодичности, или частоты, информации. Это, как правило, отражается на обоснованности принимаемых решений. Поэтому периодичность (частота) информации должна быть по возможности постоянной. Информация по-разному сохраняет свое значение во времени. В зависимости от этого она делится на постоянную, условно-постоянную и переменную.
Постоянная информация не изменяет своего значения в течение длительного периода времени (наименование учреждения, его структурные подразделения и т.п.). Условно-постоянная информация сохраняет значение в течение определенного периода времени (нормативы, тесты, сроки отчетности). Переменная информация формируется на основе данных первичного учета, получаемых путем составления первичных материалов и документации.
Информация бывает также политическая, научно-техническая, экономическая; внешняя и внутренняя; первичная и производная; документальная (письменная), устная, телефонная и т.п. Научно-техническая информация - это сведения по научно-техническому прогрессу и инновациям в сфере ФКиС (новый спортивный инвентарь, оборудование, новые методы и методики спортивной тренировки и т.д.). Экономическая информация отражает отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Внутренняя информация - та, что находится в пределах определенного управленческого звена или системы. Она вырабатывается и потребляется в самом звене управления (сведения о количестве спортсменов, выполнивших разрядные нормативы, проведенных соревнованиях и т.п.). Внешняя информация поступает в звено или систему управления извне в виде директивных распоряжений, плановых заданий и т.д.
Первичная информация - это та информация, которая поступила впервые непосредственно на объект управления (например, необработанная информация о результатах соревнований). В основе информационной службы лежит первичная информация, она определяет достоверность и ценность всей последующей информации и управления в целом. Информация, полученная в результате анализа и переработки сведений, называется производной, или вторичной.
Письменная (документальная) информация - это сведения, оформленные в установленном порядке и имеющие в соответствии с действующим законодательством правовое значение (отчетная и командная информация - указания, распоряжения). Телефонная информация - это разновидность устной и документальной информации. Многообразие форм информации, применяемых в физкультурном движении, в том числе для обеспечения процесса управления, позволяет нам остановиться на некоторых, только самых основных.
Визуальная информация воспринимается наглядно (графики, таблицы, табло, экран, печать, приказы и т.д.); аудиоинформация - это табло, экран, печатные материалы; аудиовизуальная информация - это совмещение двух предыдущих видов информации в виде звука и изображения (кино, телевидение, репортажи и т.д.); цифровая информация - это сведения, прицеленные в цифровом материале. Последний вид информации является наиболее емким по форме представления (количество занимающихся физической культурой, разрядников и т.д.); кодированная информация предназначена для сокращения объемов накапливаемых материалов и ускорения их использования с помощью современных технических средств управления. Она помогает собирать, хранить, передавать и обрабатывать полученную информацию (банк информации).
Источником информации являются конкретные подразделения, сферы общественной жизни, отрасли той или иной сферы (например, производство спортивных товаров), первичные звенья (коллективы физической культуры и спортивные клубы), общественные организации. В системе массовой информации источник зачастую не только передает информацию, по и старается выработать нужное отношение, чтобы оказать определенное влияние на потребителя. В связи с этим необходимо рассмотреть понятия: реклама, агитация и пропаганда (параграф 5.3 книги).
- Введение
- Глава I. Введение в менеджмент
- 1.1. Определение менеджмента
- 1.2. Специфика управленческого труда
- 1.3. Развитие управления, школы и подходы менеджмента
- 1.3.1. Школы управления
- 1.3.2. Вклад различных школ в науку управления
- 1.3.3. Современные концепции и подходы управления
- 1.4. Научный подход в управлении
- 1.5. Становление и современное состояние системы подготовки спортивных менеджеров в России
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- 2.1. Понятие «организация»
- 2.2. Менеджер в спортивной организации
- 2.3. Взаимодействие человека и организации
- 2.4. Классификация организаций системы физической культуры и спорта
- Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта
- 2.5. Управленческие отношения в сфере физической Культуры и спорта
- Глава III. Методы управления
- 3.1. Определение и классификация методов управления
- 3.2. Социально-психологические методы
- 3.2.1. Конфликт как поле деятельности спортивного менеджера
- 3.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 3.4. Правовые методы управления
- 3.5. Экономические методы управления
- Финансовый анализ деятельности спортивной организации
- 3.6. Основные методы изучения конкурентоспособности спортивной организации
- 3.6.1. Swот-анализ сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз для спортивной фирмы
- 3.6.2. Изучение конкурентов в спортивном бизнесе при помощи концепции «4р»
- 3.7. Методология выбора методов управления
- Глава IV функции спортивного менеджмента
- 4.1. Планирование как функция менеджмента
- 4.1.1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
- 4.1.2. Программно-целевое планирование в сфере физической культуры и спорта
- 4.1.3. Стратегическое планирование деятельности спортивной организации
- 4.1.4. Бизнес-планирование в спортивном менеджменте
- 4.1.5. Методика составления плана спортивной работы (календаря)
- 4.1.6. Планирование и учет работы в дюсш
- 4.1.7. Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России для участия в международных соревнованиях и Олимпийских играх
- 4.2. Организация как функция управления
- 4.2.1. Варианты организационных структур
- 1. Бюрократическая структура
- 2. Функциональная структура
- 3. Дивизионная структура
- 4. Проектные организации
- 5. Линейно-функциональная структура
- 4.2.2. Взаимоотношение управленческих полномочий
- 4.2.3. Штабные полномочия
- 4.2.4. Организация работы с персоналом в спортивных организациях
- 4.2.5. Организация деятельности детско-юношеских спортивных школ (дюсш)
- 4.2.6. Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава дюсш
- 4.2.7. Организация предпринимательской деятельности образовательных учреждений в сфере физической культуры
- 4.3. Мотивация как функция управления
- 4.3.1. Содержательные теории мотивации
- 4.3.2. Процессуальные теории мотивации
- 4.3.3. Современная практика повышения мотивации персонала
- 4.3.4. Мотивация профессиональных спортсменов
- 4.4. Контроль как функция менеджмента
- 4.4.1. Общая характеристика процесса контроля
- 4.4.2. Виды контроля
- 4.4.3. Требования к контролю
- 4.4.4. Критерии качества спортивных товаров и услуг
- 4.4.5. Система контроля в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне
- Глава V технология спортивного менеджмента
- 5.1. Управленческое решение - центральное звено менеджмента
- 5.1.1. Классификация управленческих решений
- 5.1.2. Технология принятия рационального решения
- 5.1.3. Особенности реализации управленческого решения
- 5.1.4. Моделирование как подход науки управления к принятию решений
- 5.1.5. Модельные характеристики спортсменов как ориентиры работы тренера
- 5.2. Коммуникации в спортивных организациях
- 5.2.1. Интернет как современное средство коммуникаций в сфере спортивного менеджмента
- 5.3. Реклама в спорте
- 5.3.1. Реклама спортивных соревнований
- 5.4. Технологии паблик рилейшнз в пропаганде физической культуры и спорта
- 5.4.1. Основные направления паблик рилейшнз в олимпийском спорте
- 5.4.2. Основные направления паблик рилейшнз в профессиональном спорте
- 5.5. Содержание делопроизводства в деятельности спортивной организации11
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- 6.1. Становление системы управления физической культурой и спортом после распада ссср
- 6.2. Система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на современном этапе
- Общественная палата Российской Федерации
- Правительство Российской Федерации
- Министерство спорта, туризма и молодежной политики
- Федеральные центры спортивной подготовки
- Спортивные школы
- Образовательные и научные учреждения и организации
- Спортивные клубы
- Коллективы физической культуры
- Спортивные сооружения
- Предприятия спортивной промышленности
- 6.2.1. Характеристика отдельных подсистем отрасли
- 6.3. Менеджмент в системе государственных спортивных организаций
- 6.3.1. Эволюция центральных органов управления физической культурой и спортом в стране
- 6.3.2. Менеджмент в государственных спортивных организациях на федеральном уровне
- 6.3.3. Функции Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)
- 6.4. Менеджмент в государственных спортивных организациях на региональном уровне
- 6.4.1. Управленческие подходы к развитию фКиС в зарубежных странах на региональном уровне
- 6.4.2. Менеджмент физической культуры и спорта па региональном уровне в России
- 6.4.3. Полномочия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации
- 6.5. Менеджмент физической культуры и спорта на муниципальном уровне
- 6.6. Менеджмент в общественных спортивных организациях
- 6.6.1. Особенности менеджмента Олимпийского комитета России (окр)
- 6.6.2. Особенности менеджмента в национальных федерациях по видам спорта
- 6.7. Менеджмент коммерческих спортивных организаций
- 6.7.1. Основные направления деятельности коммерческих спортивных организаций
- 6.7.2. Особенности менеджмента фитнес-клубов в условиях мирового финансового кризиса
- 6.8. Менеджмент профессионального спорта
- 6.8.1. Участие легионеров в российском профессиональном спорте
- 6.8.2. Особенности корпоративного управления в российском профессиональном спорте
- Глава VII менеджмент спортивного мероприятия
- 7.1. Классификация спортивных соревнований
- 7.2. Организация спортивного мероприятия. Характеристика и последовательность основных управленческих действий
- Алгоритм управленческих действий при организации спортивного соревнования
- Проведение соревнования (открытие, приветствие, показательные выступления, соревнование, закрытие, награждение победителей)
- 7.3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий как основа менеджмента спортивных соревнований
- 7.4. Инновационные технологии организации спортивных соревнований
- 7.5. Методика составления положения о соревнованиях по виду спорта
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений
- 8.1. Организация международного спортивного движения
- 8.1.1. Организация адаптивного спорта как части международного спортивного движения
- 8.1.2. Паралимпийские игры как ядро инвалидного спорта
- 8.2. Классификация международных спортивных объединений
- 8.3. Особенности менеджмента в международных спортивных федерациях по видам спорта
- 8.4. Менеджмент международного спортивного соревнования
- 8.5. Основные этапы и процедуры подготовки, организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр
- 8.5.1. Организация XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи
- 8.6. Участие представителей России в менеджменте международного спортивного движения
- 8.7. Перспективы развития менеджмента мирового спорта, обусловленные коммерциализацией
- Тематика рефератов для студентов дневного и контрольных работ для студентов заочного факультетов
- Объемные требования к экзамену
- Глава I. Введение в менеджмент
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- Глава III. Методы управления
- Глава IV. Функции спортивного менеджмента
- Глава V. Технология спортивного менеджмента
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- Глава VII. Менеджмент спортивного мероприятия
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений