logo search
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

4.3.3. Современная практика повышения мотивации персонала

Выделим особенности современного менеджмента, связан­ные с мотивацией:

- мотивационные аспекты приобретают все большее значе­ние и работе менеджера и организации в целом;

Люди заинтересованы в повышении результатов своего труда, если:

Обратимся к конкретным методам мотивации персонала в странах Западной Европы и США. Для решения проблем соответствия эффективности деятельности сотрудника и размера получаемой им зарплаты весьма широко используете так называемая система «Pay for Performance» - «плата за исполнение» (РFР). Под РFР понимается применение способов оплаты труда, при которых вознаграждение зависит от индивидуальных и групповых различий в выполнении деятельности. Это выражается в гибкой системе оплаты труда. Существует множество типов гибких схем оплаты труда, некоторые из которых нашли широкое использование в сфере спортивного менеджмента.

  1. Комиссионные. Суть в том, что сотрудник (прежде всего это относится к менеджерам по продажам, в том числе и агентам по продаже спортсменов) получает определенный процент от сумм, которые ему платят при покупке у него товаров. Комиссионные могут использоваться как в сочетании с базовым окладом, так и независимо от него, полностью составляя зарплату сотрудника.

  2. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей. Это наиболее распространенный тип РFР-планов (по некоторым данным, вознаграждения такого рода используют боле 60% компаний, применяющих РFР). Такие выплаты в целом осуществляются при соответствии работника некоторым заранее установленным критериям. Среди них могут быть экономические показатели, показатели качества, оценка сотрудника другими лицами. В настоящее время в ряде зарубежных стран разрабатывается схема введения этой системы при оплате труда учителей (в том числе и по физической культуре) в зависимости от успеваемости их учеников.

3. Специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного работника. Во-первых, это могут быть специальные премии, выплачиваемые сотруд­никам за владение навыками, остро необходимыми компании в настоящий момент (так называемые hot skills). Во-вторых, это могут быть премии за верность компании, которые полу­чают сотрудники, проработавшие в организации определен­ное количество времени. Такие премии могут выплачиваться и специалистам, уход которых очень нежелателен для компа­нии. В-третьих, это могут быть премии «звездам» компании, профессиональных спортивных клубов.

  1.  Программы разделения прибыли. При такой схеме сотруд­ники получают определенный процент прибыли компании. Такие схемы могут использоваться двояко. С одной стороны, эти программы могут применяться как индивидуальные вознаграждения, и в таком случае при хорошем выполнении работы сотрудник получает заранее оговоренный процент прибыли. С другой - компания может установить схему разделения при­были для всех сотрудников (или для отдельно взятого под­разделения): в таком случае это не способ вознаграждения за отличную работу, а способ психологического объединения работников компании.

  2.  Акции и опционы на их покупку. При такой схеме формаль­но сотрудник никаких денежных выплат не получает. Вместо этого совет директоров принимает решение о безвозмездном предоставлении в собственность определенного числа акций либо о предоставлении права приобрести пакет акций огово­ренного размера.

Большое внимание в менеджменте уделяется и нематери­альному вознаграждению. Перечисленные ниже системы явля­ются наиболее распространенными.

1. Льготы, связанные с графиком работы. Прежде всего, это меры, связанные с оплатой нерабочего времени сотрудника (праздничные дни и отпуск, период временной нетрудоспособ­ности, перерывы на обед и отдых, декретный отпуск). Кроме того, это предоставление сотруднику гибкого графика работы. И, наконец, весьма популярной в последнее время являет система «банка нерабочих дней». Сотруднику предоставляет некоторое количество дней в году, в которые он может не работать (обычно это количество складывается из нормы отпуска и разумного количества отгулов), и он получает возможность воспользоваться нерабочими днями по своему усмотрению.

  1. Материальные нефинансовые вознаграждения. В этот блок входят все материальные стимулы, которые использует компания. Это, например, подарки, которые фирма делает своим сотрудникам, небольшие сувениры или крупные подарки как символ важности сотрудника для фирмы, семейные подарки (к дню рождения, по случаю рождения ребенка и т.п.). Кроме того, сюда же относятся различные финансовые «послабления» сотрудникам. Это в первую очередь оплата медицинской страховки, а также ссуды по льготной программе и скидки на приобретение продукции компании.

  2. Корпоративные мероприятия, не касающиеся непосредственно работы. Это внутрифирменные праздники, посвященные значимым событиям (юбилею фирмы, завоеванию определенного места в чемпионате, чествованию спортивно команды и т.д.). Кроме того, различные мероприятия, на которые работники имеют право приглашать свои семьи (Новый год, День физкультурника), загородные и экскурсионные поездки.

  3. Вознаграждения, связанные с проявлением признательности. Прежде всего, это элементарные комплименты сотрудникам за их работу. В советские времена примером такого поощрения могла служить «Доска почета». В настоящее врем набор этой формы мотивации шире: упоминания в средствах массовой информации, фотографии лучших на видных местах, проведение конкурса «лучший по профессии» и т.п.

5. Вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника. В этот блок входит не только повышение в должности, но и обучение сотрудника за счет фирмы (за которым часто следует повышение в должности); приглашение сотрудника в качестве выступающего или лектора (такой вид вознаграждения говорит о высокой оценке его профессиональных качеств) предложение участвовать в более интересном или материально выгодном проекте (для организаций проектного типа), а также возможность использования оборудования компании для реа­лизации собственных проектов.

6. Вознаграждения, связанные с изменением рабочего места. В этот блок входят все те меры, которые ведут к изменению технической оснащенности рабочего места сотрудника (пере­нос рабочего места, выделение отдельного кабинета, наем се­кретаря, предоставление дополнительного офисного оборудо­вания, служебного автомобиля).

В последнее время наблюдается тенденция к системному использованию нефинансовых вознаграждений. Эта тенден­ция привела к возникновению системы «пакета услуг». При ее использовании сотрудник получает возможность выбора из некоторого количества различных вознаграждений того, в чем он максимально заинтересован в настоящий момент. В России и ряде спортивных организаций сложилась практика дополнительных льгот и гарантий для сотрудников. Среди них:

Но даже идеальная система мотивации сотрудников на определенном этапе теряет свою - первоначальную ценность, поэтому появляется потребность в разработке новой.