logo search
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

1.1. Определение менеджмента

Понятие «менеджмент» имеет несколько смысловых значе­ний. В упрощенном понимании оно означает умение добивать­ся поставленных целей, используя интеллект, труд и мотивы поведения других людей. Сущность менеджмента можно опре­делить как вид человеческой деятельности, сочетающий науку и искусство управления. В «Словаре иностранных слов» ме­неджмент переводится на русский язык как управление про­изводством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности произ­водства и его прибыльности. Таким образом, менеджмент - это интеграционный процесс, в котором профессиональные спе­циалисты формируют организации и управляют ими с помо­щью постановки целей и разработки способов их достижения. В учебном пособии понятия «менеджмент» и «управление» используются как идентичные. Хотя специалисты и теоретики менеджмента находят некоторые отличительные черты. Так, если речь идет о государственных органах, более правильно ис­пользовать термин «управление». Фигура менеджера, его лич­ность связывается с работой в рыночных условиях, наличием специального управленческого образования, глубокого знания сферы деятельности.

Основы менеджмента применяются во всех организациях. При этом следует учитывать, что в условиях развивающейся смешанной экономики управлять организациями стало слож­нее, чем при централизованной, командно-административной системе. Это связано с изменением форм собственности, фор­мированием новых хозяйственных связей, рыночных механиз­мов управления, расширением прав, самостоятельности, неза­висимости организаций. Им стали свойственны новые задачи. Главная из них - это умение гибко адаптироваться к окружаю­щей среде и ситуации.

Перечисленные выше явления и процессы присущи систе­ме физической культуры и спорта. Государственные органы управления утратили полноту власти над региональными ор­ганизациями, изменились управленческие связи и отноше­ния. В свою очередь, общественные организации, такие как добровольно-спортивные общества (ДСО), Олимпийский ко­митет России (ОКР), спортивные федерации, клубы, обрели самостоятельность, одновременно утратив полную финансо­вую поддержку со стороны государства. В создавшихся усло­виях общественные спортивные организации для того, чтобы выжить и развиваться, должны уметь решать проблемы, свя­занные с изменением статуса, структуры управления, финан­сового обеспечения и т.п.

По мере расширения масштабов различных сфер человече­ской деятельности возникла необходимость выделить управ­ление в отдельный, специфический вид труда для обеспечения координации и согласованной целенаправленной деятельно­сти участников всего коллектива работников. В дальнейшем это привело к расширению сферы управления, ее усложнению и специализации.

Аналогичные процессы наблюдаются в сфере спортивной деятельности. Так, например, тренер на начальных этапах подготовки новичков сам управляет всеми аспектами работы. Коллектив более высокого ранга не может обойтись услугами только тренера, а с учетом многосторонней деятельности имеет целый штат работников, которые выполняют более узкие функ­ции в управлении коллективом (тренеры, врачи, массажисты, администраторы, психологи и др.). В то же время коллектив тренеров и работников ДЮСШ, спортивного клуба объектив­но нуждается в согласовании и координации своих действий.

Существует необходимость в целенаправленных и скоорди­нированных действиях в региональных (район, город, область) федерациях по видам спорта, спорткомитетах. Органы управ­ления физической культурой и спортом занимаются коорди­нацией и согласованием действий нижестоящих организаций.