logo search
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

4.1.2. Программно-целевое планирование в сфере физической культуры и спорта

Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности спортивных организаций на достижение поставленных целей. Оно построено по логической схеме «цели - пути - способы - средства». В данном случае в основе процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей развития физической культуры и спорта, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достиже­нии и заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Реализация программно-целевого метода в сфере физической культуры и спорта осуществляется в виде федеральных и региональных целевых программ, которые являются одним из важнейших инструментов политики государства. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Например, ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» имеет подпрограмму «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы». Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. Разработка проекта и утверждение целевой программы включают в следующие основные этапы:

- отбор проблем для программной разработки;

- разработка проекта концепции;

- принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ (субъекта РФ) и утверждение концепции;

- экспертиза проекта целевой программы;

- рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства РФ (субъекта РФ);

- утверждение целевой программы Правительством РФ (субъекта РФ).

Целевые программы, подпрограммы, государственные заказчики и государственные заказчики-координаторы утверждаются Правительством РФ. После утверждения государственный заказчик в установленном порядке заключает с исполнителями программы контракты на финансирование мероприятий программы (подпрограммы) на основе соглашений о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год. Государственный заказчик целевой программы может на договорной основе передавать организациям часть своих функций на условиях, определяемых Правительством РФ при утверждении целевой программы. В настоящее время разработаны и реализуются следующие стратегии, концепции и программы, касающиеся развития ФКиС в стране.

1. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. № 7.

2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства от 7 августа 2009 г. № 1101-р.

В отдельных регионах России действуют собственные программы. Например, в Москоской области существуют:

- Концепция развития физической культуры и спорта в Московской области в период 2007-2015 гг.;

- Муниципальные целевые программы развития физической культуры и спорта районов и городов Московской области.

Целевые программы финансируются за счет средств федерального бюджета, региональных, муниципальных бюджетов, иных источников финансирования, в том числе средств государственного социального страхования, инвестиционных и благотворительных взносов юридических и физических лиц. Объем бюджетного финансирования, необходимый для реализации программы, уточняется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год исходя из возможностей бюджета и его доходной части.

Программно-целевое планирование способствует консолидации усилий различных ведомств, организаций, учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, в целях ре­шения первоочередных проблем развития физической культуры и спорта.