logo search
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

6.4.1. Управленческие подходы к развитию фКиС в зарубежных странах на региональном уровне

До 1960-х гг. практически везде за рубежом сфера физиче­ской культуры и спорта существовала отдельно от государства, которое формально не включалось в управление ни массовым спортом, ни спортом высших достижений. Однако развитие физической культуры и спорта, с одной стороны, и противостояние ведущих спортивных держав на крупных международных соревнованиях, с другой - потребовало решительных действий со стороны правительств большинства зарубежных стран.

В настоящее время во многих европейских странах физи­ческая культура и спорт вовлечены в сферу государственно­го регулирования. Этот касается и спорта высших достиже­ний, и массового спорта. Министерства (комитеты) по спорту в сочетании с другими сферами деятельности (образованием, молодежной политикой, туризмом и т.д.) имеются в Австрии, Азербайджане, Албании, Бельгии, Великобритании, Грузии, Италии, Литве, Люксембурге, Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Турции, Украине, Франции, Чехии и др. В Греции, Норвегии и Эстонии физическую культуру и спорт курирует министерство культуры, в Финляндии - министерство образо­вания, в Швеции - министерство финансов.

Начиная с 1990-х гг. большое влияние на организацию и уп­равление спортом во многих европейских странах стал оказы­вать Европейский совет (ЕС), его спортивная конференция и Комитет по развитию спорта. Рекомендации по усилению внимания государственных органов к физической культуре и спорту содержатся в различных международных документах:

Большую роль в развитии физического воспитания и спорта в ведущих спортивных державах мира играют региональ­ные и местные органы власти. В подавляющем большинстве стран развитием спорта занимаются муниципальные органы, а на местах - коммуны и общины, которые вырабатывают и осуществляют совместно с другими спортивными организа­циями муниципальную спортивную политику во всех сферах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, начиная с физического воспитания в школах, спорта для всех и спорта высших достижений и кончая профессиональным спортом.

В Великобритании масштаб деятельности местных органов власти в вопросах активного отдыха и досуга очень широк. Компоненты досуга включают спорт и активный отдых, отдых на природе, детские игры, культурные мероприятия, развлече­ния, посещения музеев и заповедников, туризм, организацию отдыха молодежи и всего населения, систему образования для взрослых, библиотеки и другие виды услуг. Местные клубы пополняют свой бюджет за счет членских взносов, а от мест­ных властей получают деньги для конкретных программ на­циональных советов по спорту.

Большую роль играют правительственные органы, такие как городские корпорации, руководство региональных водных хозяйств и национальных парков. Все эти организации имеют достаточно полномочий для того, чтобы стать инициаторами любого мероприятия в деле активного отдыха. В Великобрита­нии действует налог со всех дотаций и субсидий, предоставляе­мых спортивным организациям. Но в Англии и Уэльсе местные органы власти имеют право предоставлять налоговые скидки спортивным организациям. Население страны имеет свобод­ный доступ к большому количеству залов, бассейнов, парков, игровых площадок, пляжей и т.д. Этот доступ является лишь отчасти платным, поскольку большую часть расходов берет на себя государство.

Местные власти предоставляют и большой набор плат­ных услуг: бассейны, игровые площадки, площадки для игры в гольф, лодочные станции, спорткомплексы и т.д. Большая часть стоимости этих услуг покрывается за счет субсидий. Бюджеты, выделяемые на спорт органами местного самоуправ­ления в зарубежных странах, за последние годы значительно возросли. Например, во Франции из всех спортсооружений, построенных с 1995 по 2000 г., две трети построены на средства местного бюджета.

В Великобритании местные власти стремятся к тому, чтобы коммерческий сектор и добровольные организации занима­лись проблемами досуга, и сами предпринимают шаги в этом направлении. Такая работа ведется через сеть сельских и рай­онных центров досуга, а также через сеть городских парков. В кадровом обеспечении массовой физкультурно-спортивной работы большую роль играют общественные кадры. В стране готовят четыре категории специалистов-добровольцев: для спорта и отдыха, для работы на спортсооружениях, для прове­дения занятий и тренировок со взрослыми, детьми и инвали­дами, для менеджмента и развития спортивных сооружений. Спортивный совет Великобритании совместно с Центральным советом по физическому воспитанию и руководителями мест­ных спортивных организаций проводит курсы для начинающих добровольцев по двухуровневой системе (однодневный курс по основам спорта и безопасности на спортивных сооружениях и курс из расчета от 12 до 20 часов по некоторым чисто специ­фическим и техническим аспектам вида спорта). Националь­ный фонд тренеров проводит более углубленную подготовку добровольцев-тренеров на местах.

В законе Германии «О содействии спорту» дается четкое разграничение полномочий между содействием спорту со стороны федерального правительства и земельного совета (Гос­тев Г.Р., 1999). Структура федеративного устройства Германии отражена в структуре организации спорта, а современная Гер­мания - это 16 земель, 570 районов и провинций, 16 тыс. об­щин. В соответствии со структурой Германии, вопросы спорта находятся в ведении земель. В Законе определяются конкретные органы, которые на местном уровне занимаются развити­ем спорта: земля и община, спортивный союз земли со свои­ми подразделениями, федерациями и спортивными клубами. Спортивные клубы являются фундаментом немецкого спорта. Их насчитывается 85 тыс., в них занимается 26 млн чел., т.е. 30% населения. Клубы располагают базой для разви­тия элитного спорта и проводят в жизнь концепцию «Спорт для всех».

Местные власти основной акцент делают на развитие мас­сового спорта, уделяя при этом внимание и спорту высших до­стижений, хотя в основном это направление - прерогатива фе­дерального правительства и федеральных органов управления спортом.

В Законе приводится перечень спортсооружений, подпада­ющих под его действие. Оговаривается, что пользование муни­ципальными и другими общественными спортсооружениями осуществляется, как правило, бесплатно. А за использование спортсооружений, при строительстве которых расходовались государственные и общественные средства, плата взимает­ся для покрытия этих расходов. В разделе «Финансирование и содействие» перечисляются конкретные цели, на которые выделяются средства из бюджетов земли и города:

При сенаторе по вопросам социального развития, молодежи и спорта создан Совет земли по спорту. Следует также отме­тить, что все категории спортивных работников регистрируют­ся по лицензиям. В 1990 г. в Германии вступил в силу закон об оказание помощи спортивным клубам. Эта помощь выра­жается в установлении специальной системы налогообложе­ния хозяйственной и коммерческой деятельности спортивных клубов. Так, торговля спортивными тренажерами, инвентарем и другими спортивными товарами, осуществляемая спортклу­бами, приносит им определенную прибыль. И если размер этой прибыли не превышает 4000 евро, то такая коммерческая дея­тельность налогом не облагается.

Законом устанавливается льготное налогообложение и с оборота капитала. Следует подчеркнуть, что деятельность многих немецких спортклубов основывается на работе добро­вольных помощников. В качестве поощрения они при уплате налогов получают налоговую скидку в размере 1200 евро в год. Развитие Физической культуры и спорта в Германии было бы невозможно без участия 2,5 млн волонтеров, которые работа­ют в спортивных клубах и ассоциациях. Во многих землях ре­шением сената спортивные организации и спортклубы могут освобождаться от налогообложения, если они проводят обще­ственно полезную деятельность. Спортивные клубы, деятель­ность которых носит чисто коммерческую направленность, от уплаты налогов не освобождаются.

В Испании рост ответственности муниципалитетов по от­ношению к спорту привел к значительному увеличению ас­сигнований. В средних и больших городах пошли по пути соз­дания попечительских советов или муниципальных фондов с целью добиться более высокой степени оперативности и эф­фективности руководства спортом. Включение представите­лей спортивных организаций в состав руководящих органов попечительских советов, создание муниципальных советов по спорту рассматриваются в Испании как положительные фак­торы. Вышеупомянутые организации дают импульс различ­ным инициативам в области спорта, являются посредниками между местными советами и спортивными организациями и, будучи консультативными, в основном, органами, они ста­новятся центрами проведения конкретных кампаний.

Что касается управления спортом на местном уровне, то с на­чала 1990-х гг. прослеживается тенденция к децентрализации, выражающаяся в создании районных советов, осуществляю­щих управление и контроль за спортсооружениями. Местные органы власти прилагают значительные усилия в деле пропа­ганды и распространения среди граждан Испании практики занятий массовым спортом. Сначала поддержку получил мо­лодежный спорт, а затем - так называемый спорт для всех. При этом акцент делается на развитие физической культуры среди школьников, пожилых, женщин, инвалидов. Эти виды физкультурно-спортивной деятельности являются приоритет­ными для муниципальной спортивной политики в Испании.