4.4.5. Система контроля в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне
Государство через различные государственные структуры формирует и осуществляет государственную политику в сфере физической культуры и спорта7. Государственные органы участвуют в разработке программ отраслевого развития на федеральном, региональном и местном уровнях. Они оказывают помощь олимпийскому движению, регулируют рынок физкультурно-спортивных услуг посредством разработки и применения различных методов прямого и косвенного воздействия (правовых, ценовых, кредитных, налоговых). Государственная поддержка физической культуры и спорта осуществляется по широкому спектру направлений. При этом различные государственные структуры, вплоть до Президента РФ, выполняют и функции контроля.
Спортивные организации, государственные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта муниципального и регионального уровня, органы управления образованием, советы спортивных обществ и другие организации, имеющие отношение к физической культуре и спорту ежегодно по определенным формам должны предоставлять статистическую информацию в Федеральное государственное статистическое наблюдение, вышестоящие органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, вплоть до Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Основными формами государственной статистической отчетности являются форма № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте», форма № 5-ФК «Сведения о детско-юношеской спортивной школе (специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва и детско-юношеском клубе физической подготовки» и форма № 5-ФК (сводная).
В соответствии с постановлением Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 11.02.2008 г. № 309 сводную годовую форму Федерального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» заполняют предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, образовательные учреждения дошкольного, начального, среднего и высшего профессионального образования, дома, дворцы молодежи и школьников, жилищно-коммунальные организации, парки культуры и отдыха, дома и дворцы культуры, спортивные сооружения, имеющие статус юридического лица, предприятия агропромышленного комплекса, советы физкультурно-спортивных организаций профсоюзов, спортивные клубы, организации и объединения, работающие с инвалидами, пенсионерами, органы исполнительной власти в области ФКиС субъектов Российской Федерации и другие организации и объединения, проводящие физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с населением. Форма № 1-ФК составляется за прошедший календарный год по данным на конец года и направляется в федеральный орган государственного управления физической культурой и спортом до 1 февраля.
В разделе I «Кадры» учитываются специалисты, работающие в области физической культуры и спорта, имеющие специальное образование и занимающие штатные должности.
В разделе II «Физкультурно-оздоровительная работа» учитываются все формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, проводимые с населением всех возрастных групп (в том числе с инвалидами) в учреждениях, на предприятиях, в объединениях и организациях. Учет занимающихся ведется по журналам учета работы секций, групп. Каждый занимающийся учитывается только по одной форме занятий.
Раздел III называется «Спортивные сооружения». Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта отчитываются за все спортивные сооружения, находящиеся на территории данного образования. При этом советы ФСО профсоюзов и другие физкультурно-спортивные организации и объединения отчитываются единым отчетом за подведомственные спортивные сооружения. Учету подлежат физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения всех форм собственности независимо от их организационно-правовой формы, предназначенные для оздоровительных, спортивных, учебно-тренировочных занятий и соревнований, как действующие, так и находящиеся на реконструкции и капитальном ремонте, отдельно стоящие или входящие в комплексные сооружения, отвечающие правилам соревнований по видам спорта, имеющие паспорта или учетные карточки (плоскостные спортивные сооружения), зарегистрированные в установленном порядке в органе государственного управления физической культурой и спортом субъекта Российской Федерации.
Учету не подлежат спортивные сооружения, арендуемые ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, клубами, командами по видам спорта и другими организациями для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Единовременная (нормативная) пропускная способность спортивных сооружений рассчитывается по Планово-расчетным показателям количества занимающихся, утвержденным приказом ГКФТ России от 4.02.98 г. № 44. За основу расчета единовременной (нормативной) пропускной способности спортивного сооружения принимается норматив количества занимающихся определенным видом спорта, имеющих II и I юношески разряды.
Сведения по разделу IV «Финансирование физической культуры и спорта» представляются органами государственного управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации. Учитывается сумма средств, выделенных из бюджетов всех уровней и полученных из внебюджетных источников, израсходованных на развитие физической культуры и спорта в течение отчетного года по статьям расходов.
В разделе V «Развитие видов спорта» учитывается количество занимающихся, в том числе инвалидов, в секциях по видам спорта, признанным на территории Российской Федерации (приказ Госкомспорта России № 560 от 17 июля 2003 г.). В разделе заполняются только те строки, в которых указан виды спорта, развиваемые в субъектах Российской Федерации. Национальные виды спорта, развиваемые в отдельных субъектах Российской Федерации, признанные в этих субъекта и вошедшие в национальные классификационные программы учитываются в отдельном параграфе.
В разделе VI «Спортивное мастерство» учитываются спортивные и почетные звания, разряды, присвоенные федеральным органом государственного управления физической культурой и спортом, согласно ЕВСК, за отчетный год.
Для контроля над деятельностью ДЮСШ, СДЮСШОР и детско-юношеских клубов физической подготовки разработана форма № 5-ФК. Основными разделами этого документа являются следующие:
- численность занимающихся, которые делятся по вид спорта, специализации, уровню подготовленности, полу;
-
тренерско-преподавательский состав (общее число тренеров, число штатных тренеров, уровень профессионального образования и квалификационной категории, наличие почетных званий);
-
административные работники и специалисты (уровень профессионального образования и квалификационной категории, наличие почетных званий);
-
спортивные сооружения (наименование спортивных сооружений, общее количество, число спортивных сооружений, находящихся в собственности и арендуемых);
-
финансовая деятельность школы за год (расходы на содержание школы, доходы от экономической деятельности, затраты на оздоровительную кампанию, компенсация за использование спортивных сооружений, расходы на соревновательную деятельность).
Приложением к этой форме является список заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, подготовленных в ДЮСШ, СДЮСШОР за отчетный период. Годовую форму № 5-ФК спортивные школы заполняют до 5 января за прошедший календарный год по данным на конец года в 5 экземплярах.
Годовая форма № 5-ФК (сводная) утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 11.12.2008 г. № 309.
Ее основные разделы:
-
численность занимающихся спортсменов-разрядников и тренерско-преподавательского состава;
-
тренерско-преподавательский состав;
-
административные работники и специалисты;
-
данные по школам;
-
спортивные сооружения;
-
финансовая деятельность школы за год.
В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Президентом Российской Федерации был принят Указ № 825 (28.06.2007 г.) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В этом Указе в число 43 показателей8 оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ были включены два, которые напрямую касаются физической культуры и спорта.
Речь идет о таких показателях, как:
-
удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
-
обеспеченность спортивными сооружениями в субъекте Российской Федерации.
Государство осуществляет функцию контроля в сфере физической культуры и спорта посредством лицензирования и сертификации. Лицензирование (т.е. разрешение на определенный вид деятельности) является прерогативой государственных органов управления. Лицензирование касается деятельности как физических, так и юридических лиц.
Не требуется получение лицензии на осуществление:
-
деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, реализуемой в рамках утвержденного в установленном порядке учебного плана образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности;
-
деятельности, связанной с предоставлением услуг по проведению массажа и занятий по ЛФК, иных физкультурно-оздоровительных услуг, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, в которой указано право предоставления перечисленных услуг;
-
деятельности по реабилитации инвалидов, осуществляемой организациями, имеющими соответствующую лицензию, выданную в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Сертификат, выдаваемый на какой-либо спортивный товар или услугу, является необходимым документом для осуществления различных видов деятельности и свидетельствует о том, что они выполняются на должном уровне с соблюдением правил и технологии. Сертификация спортивных товаров и услуг осуществляется федеральными органами исполнительной власти.
Вместе с тем в последние годы все активнее внедряется система добровольной сертификации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, спортивных и туристских изделий на основе стандартов. Начало этой работе положил Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Разработка системы добровольной сертификации «Росспортсертификация» предусматривалась приказом Росспорта от 8.06.2006 г. № 350. Однако на сегодняшний день такой документ не утвержден.
- Введение
- Глава I. Введение в менеджмент
- 1.1. Определение менеджмента
- 1.2. Специфика управленческого труда
- 1.3. Развитие управления, школы и подходы менеджмента
- 1.3.1. Школы управления
- 1.3.2. Вклад различных школ в науку управления
- 1.3.3. Современные концепции и подходы управления
- 1.4. Научный подход в управлении
- 1.5. Становление и современное состояние системы подготовки спортивных менеджеров в России
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- 2.1. Понятие «организация»
- 2.2. Менеджер в спортивной организации
- 2.3. Взаимодействие человека и организации
- 2.4. Классификация организаций системы физической культуры и спорта
- Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта
- 2.5. Управленческие отношения в сфере физической Культуры и спорта
- Глава III. Методы управления
- 3.1. Определение и классификация методов управления
- 3.2. Социально-психологические методы
- 3.2.1. Конфликт как поле деятельности спортивного менеджера
- 3.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 3.4. Правовые методы управления
- 3.5. Экономические методы управления
- Финансовый анализ деятельности спортивной организации
- 3.6. Основные методы изучения конкурентоспособности спортивной организации
- 3.6.1. Swот-анализ сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз для спортивной фирмы
- 3.6.2. Изучение конкурентов в спортивном бизнесе при помощи концепции «4р»
- 3.7. Методология выбора методов управления
- Глава IV функции спортивного менеджмента
- 4.1. Планирование как функция менеджмента
- 4.1.1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
- 4.1.2. Программно-целевое планирование в сфере физической культуры и спорта
- 4.1.3. Стратегическое планирование деятельности спортивной организации
- 4.1.4. Бизнес-планирование в спортивном менеджменте
- 4.1.5. Методика составления плана спортивной работы (календаря)
- 4.1.6. Планирование и учет работы в дюсш
- 4.1.7. Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России для участия в международных соревнованиях и Олимпийских играх
- 4.2. Организация как функция управления
- 4.2.1. Варианты организационных структур
- 1. Бюрократическая структура
- 2. Функциональная структура
- 3. Дивизионная структура
- 4. Проектные организации
- 5. Линейно-функциональная структура
- 4.2.2. Взаимоотношение управленческих полномочий
- 4.2.3. Штабные полномочия
- 4.2.4. Организация работы с персоналом в спортивных организациях
- 4.2.5. Организация деятельности детско-юношеских спортивных школ (дюсш)
- 4.2.6. Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава дюсш
- 4.2.7. Организация предпринимательской деятельности образовательных учреждений в сфере физической культуры
- 4.3. Мотивация как функция управления
- 4.3.1. Содержательные теории мотивации
- 4.3.2. Процессуальные теории мотивации
- 4.3.3. Современная практика повышения мотивации персонала
- 4.3.4. Мотивация профессиональных спортсменов
- 4.4. Контроль как функция менеджмента
- 4.4.1. Общая характеристика процесса контроля
- 4.4.2. Виды контроля
- 4.4.3. Требования к контролю
- 4.4.4. Критерии качества спортивных товаров и услуг
- 4.4.5. Система контроля в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне
- Глава V технология спортивного менеджмента
- 5.1. Управленческое решение - центральное звено менеджмента
- 5.1.1. Классификация управленческих решений
- 5.1.2. Технология принятия рационального решения
- 5.1.3. Особенности реализации управленческого решения
- 5.1.4. Моделирование как подход науки управления к принятию решений
- 5.1.5. Модельные характеристики спортсменов как ориентиры работы тренера
- 5.2. Коммуникации в спортивных организациях
- 5.2.1. Интернет как современное средство коммуникаций в сфере спортивного менеджмента
- 5.3. Реклама в спорте
- 5.3.1. Реклама спортивных соревнований
- 5.4. Технологии паблик рилейшнз в пропаганде физической культуры и спорта
- 5.4.1. Основные направления паблик рилейшнз в олимпийском спорте
- 5.4.2. Основные направления паблик рилейшнз в профессиональном спорте
- 5.5. Содержание делопроизводства в деятельности спортивной организации11
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- 6.1. Становление системы управления физической культурой и спортом после распада ссср
- 6.2. Система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на современном этапе
- Общественная палата Российской Федерации
- Правительство Российской Федерации
- Министерство спорта, туризма и молодежной политики
- Федеральные центры спортивной подготовки
- Спортивные школы
- Образовательные и научные учреждения и организации
- Спортивные клубы
- Коллективы физической культуры
- Спортивные сооружения
- Предприятия спортивной промышленности
- 6.2.1. Характеристика отдельных подсистем отрасли
- 6.3. Менеджмент в системе государственных спортивных организаций
- 6.3.1. Эволюция центральных органов управления физической культурой и спортом в стране
- 6.3.2. Менеджмент в государственных спортивных организациях на федеральном уровне
- 6.3.3. Функции Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)
- 6.4. Менеджмент в государственных спортивных организациях на региональном уровне
- 6.4.1. Управленческие подходы к развитию фКиС в зарубежных странах на региональном уровне
- 6.4.2. Менеджмент физической культуры и спорта па региональном уровне в России
- 6.4.3. Полномочия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации
- 6.5. Менеджмент физической культуры и спорта на муниципальном уровне
- 6.6. Менеджмент в общественных спортивных организациях
- 6.6.1. Особенности менеджмента Олимпийского комитета России (окр)
- 6.6.2. Особенности менеджмента в национальных федерациях по видам спорта
- 6.7. Менеджмент коммерческих спортивных организаций
- 6.7.1. Основные направления деятельности коммерческих спортивных организаций
- 6.7.2. Особенности менеджмента фитнес-клубов в условиях мирового финансового кризиса
- 6.8. Менеджмент профессионального спорта
- 6.8.1. Участие легионеров в российском профессиональном спорте
- 6.8.2. Особенности корпоративного управления в российском профессиональном спорте
- Глава VII менеджмент спортивного мероприятия
- 7.1. Классификация спортивных соревнований
- 7.2. Организация спортивного мероприятия. Характеристика и последовательность основных управленческих действий
- Алгоритм управленческих действий при организации спортивного соревнования
- Проведение соревнования (открытие, приветствие, показательные выступления, соревнование, закрытие, награждение победителей)
- 7.3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий как основа менеджмента спортивных соревнований
- 7.4. Инновационные технологии организации спортивных соревнований
- 7.5. Методика составления положения о соревнованиях по виду спорта
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений
- 8.1. Организация международного спортивного движения
- 8.1.1. Организация адаптивного спорта как части международного спортивного движения
- 8.1.2. Паралимпийские игры как ядро инвалидного спорта
- 8.2. Классификация международных спортивных объединений
- 8.3. Особенности менеджмента в международных спортивных федерациях по видам спорта
- 8.4. Менеджмент международного спортивного соревнования
- 8.5. Основные этапы и процедуры подготовки, организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр
- 8.5.1. Организация XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи
- 8.6. Участие представителей России в менеджменте международного спортивного движения
- 8.7. Перспективы развития менеджмента мирового спорта, обусловленные коммерциализацией
- Тематика рефератов для студентов дневного и контрольных работ для студентов заочного факультетов
- Объемные требования к экзамену
- Глава I. Введение в менеджмент
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- Глава III. Методы управления
- Глава IV. Функции спортивного менеджмента
- Глава V. Технология спортивного менеджмента
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- Глава VII. Менеджмент спортивного мероприятия
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений